Тип урока: урок изучения нового материала
Форма урока: комбинированный
Цели урока:
- Познакомить учащихся с особенностями населения материка;
- Познакомить с численностью населения материка;
- Развивать умения анализировать карту “Плотность населения Африки”, объясняя взаимосвязь между плотностью населения и природными условиями отдельных территорий;
- систематизировать текст учебника, составлять по нему кроссворд и вопросы к кроссворду;
- Познакомить с размещением населения по континенту;
- Используя ИСО, прививать интерес к предмету, способствовать повышению учебной мотивации;
- Сформировать у школьников представление о национальном составе населения и межэтнических проблемах прошлого и настоящего;
- Продолжить развитие речи школьников, используя умение работать с различными источниками географической информации;
- Создать общее представление о населении Африки.
Задачи урока:
- Развивающие: Развитие интеллекта, познавательного интереса, самостоятельности в мышлении учебной деятельности, пространственного воображения, логического мышления. Развитие умения комплексного использования географических карт.
- Воспитательные: Воспитывать эстетические чувства. Воспитание экологической культуры гармонично развитой личности.
- Валеологические: Соответствие учебного материала возрастным особенностям школьников, использование рациональных методов обучения, смена видов деятельности, здоровьесбережение.
Методы: Продуктивный, частично-поисковый, исследовательский.
Приемы: Сравнение, анализ.
Средства обучения (учебно-наглядный комплекс): Интерактивная доска, настенная физическая карта Африки карта, карта “Плотность населения и народы”, атласы с комплектом контурных карт, рабочие тетради, рабочий лист, учебники.
Формы обучения: индивидуальная, коллективная, групповая и работа в парах.
Термины и понятия: Народ (этнос), плотность населения, расы, народы Африки: пигмеи, малагасийцы, эфиопы, нилоты и т.д.,
Ход урока
Этапы урока | Методические приемы работы учителя | Речь учителя | Деятельность учащихся |
I. Организа-ционный момент. 1 минута. |
Учитель приветствует ребят, мотивирует их на урок. | Рассаживаются по местам, готовятся к уроку. | |
II. Проверка дом. задания. | 2.1 Вводное слово учителя. | На прошлом уроке мы изучали природные зоны Африки. Вы
познакомились с их названием, географическим положением, особенностями
климата, почв, растительного и животного мира.
Вспомните и назовите природные зоны Африки, покажите их на карте. – Назовите основные экологические проблемы Африки? |
Слушают учителя, называют и показывают природные зоны на карте. |
2.2 Географический диктант. | Сегодня у вас на столах лежат по 2 листочка. Это
большой основной рабочий лист (на нем мы будем работать чуть позже) и
маленький (для проверочной работы). Положите перед собой маленькие
листочки. Напишите на них свою фамилию и имя, укажите вариант, на
котором вы сидите.
Задание 1: Сейчас на экране будут появляться изображения животных и растений, ваша задача: – вспомнить названия и записать в ту природную зону, в которой оно встречается (т.е. распределить их в три группы, столбика). Первый столбик называется “Влажный экваториальный лес”, второй– “Саванны” и третий – “Пустыни”. (Выполнение работы.) Поменяйтесь работами с соседом и проверьте ее выполнение. Слайды. Поставьте оценку в соответствии с требованиями. Верните работы хозяевам. Кто написал на “5” ? Кто на “4”? Молодцы, ребята. Работы передайте с последних парт вперед. Задание 2: также распределить по природным зонах их климатические характеристики (угадать по описанию). Слайды. |
Подписывают листочки, просматривают слайды…
Презентации “Природные зоны Африки” и
выполняют географический диктант.
Обмениваются работами и с помощью слайда проверяют выполнение работы.
Ответы хором. |
|
III. Изучение нового мате-риала. | 3.1 Вводное слово учителя. | Изучив природу Африки, мы переходим к изучению ее
населения. Теперь положите перед собой ваш рабочий лист и запишите тему
урока и дату! Тема урока: Население Африки. Сегодня мы с вами должны выяснить: – Почему Африку часто называют черным континентом? |
Слушают цели и основные вопросы урока. |
3.2 Рассказ учителя + Работа с картой плотности населения Африки. Атлас с.18–19. |
Африка, как вы помните, является прародиной человека.
Давайте посмотрим видео-ролик “Вести-Россия”. После просмотра вы должны будете ответить на мои вопросы. – Итак, кто является прародителями современного человека? (Бушмены.) Численность населения в Африке резко увеличивается. В 1995 г. – 708.000.000 чел.,2005 г. – 888 млн., а в настоящее время 2010 г. проживают уже более 1 миллиарда человек.. Предлагаю вам внимательно посмотреть следующий видео-ролик “Вести-Россия”. Слушаем внимательно. – В чем причина роста численности населения в Африке? (Высокая
рождаемость.) Давайте теперь рассмотрим размещение населения Африки на территории материка, который имеет очень большую площадь. Какую? Задание: Откройте атласы по географии 7 класс с.18-19, карта “Плотность населения. Народы” Рассмотрите карту атласа. – Какая эта карта по охвату территории, по масштабу, по назначению? О чем рассказывает эта карта? Познакомьтесь с легендой карты. Как узнать где наибольшая и наименьшая плотность населения? Назовите эти районы. Как вы думаете, от чего зависит плотность населения? Сделайте выводы: 1) население распределяется крайне неравномерно. ВЫВОД: В Африке мало городов, в том числе крупных, а следовательно большая часть населения проживает в сельской местности. |
Слушают рассказ учителя, используя слайды. презентации, смотрят видео-ролики, высказывают свою точку зрения, анализируют карту плотности населения и делают выводы.
Почти 30 млн. км2. |
|
3.3. Фронтальная Работа по заполнению таблиц. | В настоящее время народы Африки состоят из коренного и
пришлого населения. Основную часть жителей материка составляет
коренное население, которое относится к представителям двух
больших рас: европеоидной и экваториальной (или негроидной). Основную
часть жителей материка составляют представители негроидной расы, поэтому
Африку часто называют Черным материком. Вспомните, что такое расы? Выделяют 2 основные расы и промежуточную расу. С помощью презентации и слова учителя Коллективное заполнение таблицы: Задание 1. Заполните таблицу 1 (Приложение 1). Европеоиды. Слайд презентации “Европеоиды”. Эту расу представляют арабские народы – алжирцы, марокканцы, египтяне; берберы, туареги. – Вспомните характеристику представителей европеоидной расы. Обращаю внимание на внешние признаки. Они проживают на Севере Африки и в пустыне Сахара. Негроиды. Слайд презентации “Негроиды”. Большую часть материка занимают негроиды. Они сильно различаются в цвете кожи, росте, чертах лица. Так в северной саванне живут представители высокорослых народов – нилоты, тутси, масаи. Они стройны, грациозны. Очень темный, почти черный цвет кожи. А в экваториальных лесах живут пигмеи – самые низкорослые люди на Земле Слайд презентации “Пигмеи”. В полупустынях и пустынях южной Африки живут бушмены и готтентоты – слайд презентации. Желтовато-коричневый цвет кожи, широкое плоское лицо, что придает сходство с монголоидами. Низкорослы, тонкокостны. Промежуточные расы. Слайд презентации. Эфиопы и малагасийцы. – Какова география их размещения? Европеоиды – на севере, Задание 2. Пользуясь текстом учебника (стр. 102), самостоятельно заполните таблицу 2. Проверяем с помощью слайдов презентации и рассказа учителя. Пришлое население европейского происхождения составляет незначительную часть населения материка и живет в районах с наилучшими климатическими условиями. Вдоль побережья Средиземного моря проживают французы, а на самом юге материка – африканеры, или буры (потомки переселенцев из Нидерландов), англичане и др. Задание 2. Пользуясь текстом учебника (стр. 10), самостоятельно заполните таблицу (Приложение 1): Пришлое население Африки. Проверяем заполнение таблицы. |
Слушают рассказ учителя, используя слайды презентации, перечисляют расовые признаки представителей негроидной расы. | |
Вывод учителя: таким образом, Африка – это пестрый континент, где проживают представители всех человеческих рас. | |||
3.4 Анализ рисунков жилищ-домиков африканских народов по слайду и рисунку 60 в учебнике с. 104. | Не секрет, что народы разных стран по-разному сооружают
свои жилища: будь то эскимосские иглу, русские северные избы или
украинские хаты-мазанки. Главными критериями жилья служат практические и
культурно-бытовые соображения. Соответственно, по-разному выглядят
жилища разных народов Африки. Посмотрите , в ваших рабочих листах нарисованы 3 жилища. Задание: Угадайте, представителям, какого народа может принадлежать домик, хижина, шалаш, жилище и докажите, что тип жилища африканцев зависит от природных условий, в которых оно размещается. |
Приводят доказательства зависимости типа жилища от природных условий, в которых оно размещается. | |
А) Шатер кочевников туарегов.
“Крыша нашего постоянного дома – небо, наше временное пристанище –
фелидж.” Сборка шатра занимает 2 часа, сверху его накрывают шкурами (тропическая
пустыня) рис.1 Б) Хижина пигмеев. Конструируют жилище из листьев, травы, веток. Такую хижину ставит женщина, и она же считается ее владелицей, а мужчина лишь подбирает длинные ветви. Полукруглые крыши густо покрывают травой, листьями банана. Листья промывают в яме, т.е. жители “стирают” крышу и стены (влажный экваториальный лес) рис.2. В) Хижина жителей Замбии. Из глины лепят круглые стены. В день удается сложить слой до 30 см. Как только стены готовы, отмечают новоселье. Жители утверждают, что живут в соответствии с мудростью своего народа, которая гласит: “Никогда не делай сегодня то, что можно отложить до завтра, ведь всегда есть какие-то более спешные дела”. Впрочем, потом хижину все-таки покрывают высокой крышей из просяной соломы (саванна) рис.3. |
|||
3.5 Рассказ учителя. | Колониальное прошлое материка. Народы Африки прошли длительный путь развития. И в истории этого удивительного континента есть темное пятно. Это колониальное прошлое. – Что такое колонии? Средние века – колонизация Африки. – Что способствовало этому? (После открытия ее побережий европейцами.) Начало 20 века – материк колоний. Всего два свободных государства – Либерии и Эфиопия. – Как колонизаторы относились к африканскому народу? Борьба Африканского народа за освобождение. 1950 год – год Африки – 17 государств стали самостоятельными странами. Сегодня Африка – материк независимых государств (55) С. 103 учебника – дополнительный текст о колонизации Африки. |
||
3.6. Анализ рис. 60 с.104 в учебнике. | Откройте учебники с.104, давайте рассмотрим карту, рис.
60. – Назовите государства Африки. |
||
IV. Закреп-ление.
|
Вопрос-ответ. | Настало время для подведения итогов урока. Блиц-опрос: 1. Сколько людей проживает Африке в настоящее время? 2. Почему Африку называют Черным материком? 3. Назовите самый низкорослый народ Африки. 4. В какой природной зоне проживают самые высокие люди Африки? 5. Назовите районы Африки, где плотность населения достигает 100 человек на 1 кв. км, где менее 1 человека на 1 кв. км. 6. Опишите тип жилища африканца, проживающего в экваториальных лесах. 7. Почему жители африканских пустынь в своем багаже обязательно имеют покрывало? |
Отвечают на вопросы учителя. 1 миллиард. |
V. Дом. Задание. | Открываем дневники. Записываем домашнее задание: § 22,
ответить на вопросы, доделать таблицу 4 столбик, дописать характерные
внешние признаки народов, составить кроссворд “Население Африки” по
тексту учебника и карте атласа
. . . А . . . . . . . М А Л А Г А С И Й Ц Ы Выставление оценок за урок (за геодиктант и работу на уроке), у всех по одной оценке и у некоторых по 2 оценки. |
Записывают домашнее задание в дневник: § 22.в.,задание на р/л, выставляют оценки в дневники. |
|
VI. Итоги урока. | Африка прародина человека. Здесь проживают
представители всех человеческих рас. Народы Африки прошли длительный
путь своего развития и внесли значительный вклад в историю мировой
культуры. Население Африки размещено крайне неравномерно, что связано с
особенностями природных условий. Сегодня Африка – материк независимых
государств. И в заключении хочу посоветовать вам посмотреть очень интересный фильм о человеке и населении Земли. Это фильм “ Путешествие человека” ВВС. А с самыми любознательными мы посмотрим его на факультативе по географии… Урок закончен, спасибо всем за внимание!!! Всего хорошего!!! |
Улыбаются. |