Разработка урока географии по теме "Население Африки". 7-й класс

Разделы: География

Класс: 7


Тип урока: урок изучения нового материала

Форма урока: комбинированный

Цели урока:

  • Познакомить учащихся с особенностями населения материка;
  • Познакомить с численностью населения материка;
  • Развивать умения анализировать карту “Плотность населения Африки”, объясняя взаимосвязь между плотностью населения и природными условиями отдельных территорий;
  • систематизировать текст учебника, составлять по нему кроссворд и вопросы к кроссворду;
  • Познакомить с размещением населения по континенту;
  • Используя ИСО, прививать интерес к предмету, способствовать повышению учебной мотивации;
  • Сформировать у школьников представление о национальном составе населения и межэтнических проблемах прошлого и настоящего;
  • Продолжить развитие речи школьников, используя умение работать с различными источниками географической информации;
  • Создать общее представление о населении Африки.

Задачи урока:

  • Развивающие: Развитие интеллекта, познавательного интереса, самостоятельности в мышлении учебной деятельности, пространственного воображения, логического мышления. Развитие умения комплексного использования географических карт.
  • Воспитательные: Воспитывать эстетические чувства. Воспитание экологической культуры гармонично развитой личности.
  • Валеологические: Соответствие учебного материала возрастным особенностям школьников, использование рациональных методов обучения, смена видов деятельности, здоровьесбережение.

Методы: Продуктивный, частично-поисковый, исследовательский.

Приемы: Сравнение, анализ.

Средства обучения (учебно-наглядный комплекс): Интерактивная доска, настенная физическая карта Африки карта, карта “Плотность населения и народы”, атласы с комплектом контурных карт, рабочие тетради, рабочий лист, учебники.

Формы обучения: индивидуальная, коллективная, групповая и работа в парах.

Термины и понятия: Народ (этнос), плотность населения, расы, народы Африки: пигмеи, малагасийцы, эфиопы, нилоты и т.д.,

Ход урока

Этапы урока Методические приемы работы учителя Речь учителя Деятельность учащихся
I. Организа-ционный момент.
1 минута.
Учитель приветствует ребят, мотивирует их на урок. Рассаживаются по местам, готовятся к уроку.
II. Проверка дом. задания. 2.1 Вводное слово учителя. На прошлом уроке мы изучали природные зоны Африки. Вы познакомились с их названием, географическим положением, особенностями климата, почв, растительного и животного мира.

Вспомните и назовите природные зоны Африки, покажите их на карте.

– Назовите основные экологические проблемы Африки?
– Какие природоохранные мероприятия проводятся на территории Африки?

Слушают учителя, называют и показывают природные зоны на карте.
2.2 Географический диктант. Сегодня у вас на столах лежат по 2 листочка. Это большой основной рабочий лист (на нем мы будем работать чуть позже) и маленький (для проверочной работы). Положите перед собой маленькие листочки. Напишите на них свою фамилию и имя, укажите вариант, на котором вы сидите.

Задание 1: Сейчас на экране будут появляться изображения животных и растений, ваша задача: – вспомнить названия и записать в ту природную зону, в которой оно встречается (т.е. распределить их в три группы, столбика).

Первый столбик называется “Влажный экваториальный лес”, второй– “Саванны” и третий – “Пустыни”.

(Выполнение работы.)

Поменяйтесь работами с соседом и проверьте ее выполнение.

Слайды.

Поставьте оценку в соответствии с требованиями. Верните работы хозяевам. Кто написал на “5” ? Кто на “4”? Молодцы, ребята. Работы передайте с последних парт вперед.

Задание 2: также распределить по природным зонах их климатические характеристики (угадать по описанию).

Слайды.

Подписывают листочки, просматривают слайдыПрезентации “Природные зоны Африки” и выполняют географический диктант.

 

 

 

 

 

 

Обмениваются работами и с помощью слайда проверяют выполнение работы.

 

Ответы хором.

III. Изучение нового мате-риала. 3.1 Вводное слово учителя. Изучив природу Африки, мы переходим к изучению ее населения. Теперь положите перед собой ваш рабочий лист и запишите тему урока и дату!

Тема урока: Население Африки. Сегодня мы с вами должны выяснить:

– Почему Африку часто называют черным континентом?
– Какие народы проживают на материке?
– Какая часть материка наиболее заселена и почему?
– Как африканцы приспособили свои жилища к различным природным условиям?

Слушают цели и основные вопросы урока.
3.2

Рассказ учителя +

Работа с картой плотности населения Африки.

Атлас с.18–19.

Африка, как вы помните, является прародиной человека.

Давайте посмотрим видео-ролик “Вести-Россия”. После просмотра вы должны будете ответить на мои вопросы.

– Итак, кто является прародителями современного человека? (Бушмены.)
– На какой территории появились первые люди бушмены? (На юге Африки.)
– Сколько лет назад? (60 тыс. лет назад)

Численность населения в Африке резко увеличивается. В 1995 г. – 708.000.000 чел.,2005 г. – 888 млн., а в настоящее время 2010 г. проживают уже более 1 миллиарда человек..

Предлагаю вам внимательно посмотреть следующий видео-ролик “Вести-Россия”. Слушаем внимательно.

– В чем причина роста численности населения в Африке? (Высокая рождаемость.)
– Какие проблемы возникают в Африке из-за такого быстрого роста численности населения?

Давайте теперь рассмотрим размещение населения Африки на территории материка, который имеет очень большую площадь. Какую?

Задание: Откройте атласы по географии 7 класс с.18-19, карта “Плотность населения. Народы”

Рассмотрите карту атласа.

– Какая эта карта по охвату территории, по масштабу, по назначению?

О чем рассказывает эта карта?

Познакомьтесь с легендой карты. Как узнать где наибольшая и наименьшая плотность населения? Назовите эти районы. Как вы думаете, от чего зависит плотность населения?

Сделайте выводы:

1) население распределяется крайне неравномерно.
2) очень большие пространства материка имеют низкую (от 1 до 10 или 50 человек на 1 км2), а значительные территории вообще не заселены. (Почему?)
3) Более высокая плотность наблюдается на побережье Средиземного моря, Гвинейского залива, на юге материка, вдоль рек (особенно Нила и Конго, где плотность африканского населения самая высокая), а также на берегах озер.
– Почему наибольшая плотность характерна для побережья, вдоль рек и озер?

ВЫВОД: В Африке мало городов, в том числе крупных, а следовательно большая часть населения проживает в сельской местности.

Слушают рассказ учителя, используя слайды.

презентации, смотрят видео-ролики, высказывают свою точку зрения, анализируют карту плотности населения и делают выводы.

 

 

 

 

 

 

Почти 30 млн. км2.

3.3. Фронтальная Работа по заполнению таблиц. В настоящее время народы Африки состоят из коренного и пришлого населения. Основную часть жителей материка составляет коренное население, которое относится к представителям двух больших рас: европеоидной и экваториальной (или негроидной). Основную часть жителей материка составляют представители негроидной расы, поэтому Африку часто называют Черным материком.

Вспомните, что такое расы?

Выделяют 2 основные расы и промежуточную расу.

С помощью презентации и слова учителя

Коллективное заполнение таблицы:

Задание 1. Заполните таблицу 1 (Приложение 1).

Европеоиды. Слайд презентации “Европеоиды”. Эту расу представляют арабские народы – алжирцы, марокканцы, египтяне; берберы, туареги.

– Вспомните характеристику представителей европеоидной расы.

Обращаю внимание на внешние признаки.

Они проживают на Севере Африки и в пустыне Сахара.

Негроиды. Слайд презентации “Негроиды”.

Большую часть материка занимают негроиды. Они сильно различаются в цвете кожи, росте, чертах лица. Так в северной саванне живут представители высокорослых народов – нилоты, тутси, масаи.

Они стройны, грациозны. Очень темный, почти черный цвет кожи.

А в экваториальных лесах живут пигмеи – самые низкорослые люди на Земле Слайд презентации “Пигмеи”.

В полупустынях и пустынях южной Африки живут бушмены и готтентоты – слайд презентации.

Желтовато-коричневый цвет кожи, широкое плоское лицо, что придает сходство с монголоидами. Низкорослы, тонкокостны.

Промежуточные расы. Слайд презентации. Эфиопы и малагасийцы.

– Какова география их размещения?

Европеоиды – на севере,
Негроиды – в центре, на юге, западе, большая часть материка,
Промежуточные – на юге, и эфиопском нагорье.

Задание 2. Пользуясь текстом учебника (стр. 102), самостоятельно заполните таблицу 2.

Проверяем с помощью слайдов презентации и рассказа учителя.

Пришлое население европейского происхождения составляет незначительную часть населения материка и живет в районах с наилучшими климатическими условиями. Вдоль побережья Средиземного моря проживают французы, а на самом юге материка – африканеры, или буры (потомки переселенцев из Нидерландов), англичане и др.

Задание 2. Пользуясь текстом учебника (стр. 10), самостоятельно заполните таблицу (Приложение 1):

Пришлое население Африки.

Проверяем заполнение таблицы.

Слушают рассказ учителя, используя слайды презентации, перечисляют расовые признаки представителей негроидной расы.
Вывод учителя: таким образом, Африка – это пестрый континент, где проживают представители всех человеческих рас.
3.4 Анализ рисунков жилищ-домиков африканских народов по слайду и рисунку 60 в учебнике с. 104. Не секрет, что народы разных стран по-разному сооружают свои жилища: будь то эскимосские иглу, русские северные избы или украинские хаты-мазанки. Главными критериями жилья служат практические и культурно-бытовые соображения. Соответственно, по-разному выглядят жилища разных народов Африки.

Посмотрите , в ваших рабочих листах нарисованы 3 жилища.

Задание: Угадайте, представителям, какого народа может принадлежать домик, хижина, шалаш, жилище и докажите, что тип жилища африканцев зависит от природных условий, в которых оно размещается.

Приводят доказательства зависимости типа жилища от природных условий, в которых оно размещается.
А) Шатер кочевников туарегов. “Крыша нашего постоянного дома – небо, наше временное пристанище – фелидж.” Сборка шатра занимает 2 часа, сверху его накрывают шкурами (тропическая пустыня) рис.1

Б) Хижина пигмеев. Конструируют жилище из листьев, травы, веток. Такую хижину ставит женщина, и она же считается ее владелицей, а мужчина лишь подбирает длинные ветви. Полукруглые крыши густо покрывают травой, листьями банана. Листья промывают в яме, т.е. жители “стирают” крышу и стены (влажный экваториальный лес) рис.2.

В) Хижина жителей Замбии. Из глины лепят круглые стены. В день удается сложить слой до 30 см. Как только стены готовы, отмечают новоселье. Жители утверждают, что живут в соответствии с мудростью своего народа, которая гласит: “Никогда не делай сегодня то, что можно отложить до завтра, ведь всегда есть какие-то более спешные дела”. Впрочем, потом хижину все-таки покрывают высокой крышей из просяной соломы (саванна) рис.3.

Приложение 2.

3.5 Рассказ учителя. Колониальное прошлое материка.

Народы Африки прошли длительный путь развития. И в истории этого удивительного континента есть темное пятно. Это колониальное прошлое.

Что такое колонии?

Средние века – колонизация Африки.

– Что способствовало этому? (После открытия ее побережий европейцами.)

Начало 20 века – материк колоний. Всего два свободных государства – Либерии и Эфиопия.

– Как колонизаторы относились к африканскому народу?

Борьба Африканского народа за освобождение.

1950 год – год Африки – 17 государств стали самостоятельными странами.

Сегодня Африка – материк независимых государств (55)

С. 103 учебника – дополнительный текст о колонизации Африки.

3.6. Анализ рис. 60 с.104 в учебнике. Откройте учебники с.104, давайте рассмотрим карту, рис. 60.

– Назовите государства Африки.
– Назовите страны, не имеющие выхода к океану.
– Назовите страны, имеющие выход к океану.

IV. Закреп-ление.

 

Вопрос-ответ. Настало время для подведения итогов урока.

Блиц-опрос:

1. Сколько людей проживает Африке в настоящее время?

2. Почему Африку называют Черным материком?

3. Назовите самый низкорослый народ Африки.

4. В какой природной зоне проживают самые высокие люди Африки?

5. Назовите районы Африки, где плотность населения достигает 100 человек на 1 кв. км, где менее 1 человека на 1 кв. км.

6. Опишите тип жилища африканца, проживающего в экваториальных лесах.

7. Почему жители африканских пустынь в своем багаже обязательно имеют покрывало?

Отвечают на вопросы учителя.

1 миллиард.

V. Дом. Задание. Открываем дневники. Записываем домашнее задание: § 22, ответить на вопросы, доделать таблицу 4 столбик, дописать характерные внешние признаки народов, составить кроссворд “Население Африки” по тексту учебника и карте атласа

. . . А . . . . . . .
. Ф . . . .
. . Р . . . .
. И . . . .
. . . . К . . . . .
. А . . .

М А Л А Г А С И Й Ц Ы
Э Ф И О П Ы
Б Е Р Б Е Р Ы
П И Г М Е И
А Ф Р И К А Н Е Р Ы
М А С А И

Выставление оценок за урок (за геодиктант и работу на уроке), у всех по одной оценке и у некоторых по 2 оценки.

Записывают домашнее задание в дневник:

§ 22.в.,задание на р/л,

выставляют оценки в дневники.

VI. Итоги урока. Африка прародина человека. Здесь проживают представители всех человеческих рас. Народы Африки прошли длительный путь своего развития и внесли значительный вклад в историю мировой культуры. Население Африки размещено крайне неравномерно, что связано с особенностями природных условий. Сегодня Африка – материк независимых государств.

И в заключении хочу посоветовать вам посмотреть очень интересный фильм

о человеке и населении Земли. Это фильм “ Путешествие человека” ВВС.

А с самыми любознательными мы посмотрим его на факультативе по географии…

Урок закончен, спасибо всем за внимание!!! Всего хорошего!!!

Улыбаются.