Цель урока: совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки.
Задачи урока.
1. Закрепить умение решать задачи с вопросами в косвенной форме, выполнять действия с величинами.
2. Развивать мышление учащихся: способность классифицировать, анализировать, умение работать самостоятельно.
3. Воспитывать культуру речи, интерес к предмету “Математика”. Воспитывать взаимоуважение, взаимопомощь в работе.
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют ученики в ходе урока.
В ходе урока учащиеся актуализируют знания о компонентах действия сложения и вычитания, свойствах сложения. Закрепят умение выполнять сложение и вычитание многозначных чисел, выполнять действия с величинами.
Необходимое оборудование и материалы: В классе должны быть компьютер, проектор, экран.
Учебник “Математика”. 4 класс. М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др.
Заранее необходимо приготовить сундучок, желательно с замочком, чтобы его открыть при детях. В сундучок я прятала шоколадные монетки – золото форта. Также вырезала из картона ключи, на обороте писала слова пословицы (по одному на ключ). Дети снимали ключи с доски, и в это время исчезал ключ на слайде.
Ход урока
1. Мотивация учащихся.
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся в известную телеигру, где будем бороться за “сокровища” форта Байяр. Вам предстоит пройти несколько комнат и темниц этого форта, сразиться с его обитателями и, если вы проявите смекалку, забрать сокровища. За правильные ответы вы будете получать монетки – жетончики. Проверьте вашу готовность (дети проверяют наличие учебных принадлежностей на парте).
2. Работа по теме урока.
У.: Кто знает, что же такое форт?
Д.: (ответы детей)
У.: Обратимся к Толковому словарю.
(Один из детей перед уроком находит в Толковом словаре значение слова “форт” и на уроке зачитывает определение. На слайде №2 выводится определение).
У.: (слайд 3) Подземелья и темницы форта хранят много тайн и секретов. Чтобы преодолеть все препятствия и неожиданности, надо использовать те знания, которыми вы владеете. Каждый из вас является участником игры. Для того, чтобы овладеть сокровищами форта, вам нужно быть дружными, уметь выручать друг друга. Нас ждут испытания и 7 ключей к старинному сундуку, в котором находится клад. Время на каждое задание ограничено.
Итак, мы попадаем в Комнату интеллектуальной разминки. (Слайд 4)
У.: Назовите число, которое следует за числом 60000.
Д.: 60001
У.: Назовите число, которое на 4 сотни больше, чем число 32621.
Д.: 33021
У.: Назовите число, в котором 21 единица 2 класса и 15 единиц 1 класса.
Д.: 21015
У.: Прочитайте числа на экране. Какое из них самое маленькое? Самое большое?
В каком из них отсутствуют единицы?
В каком из них отсутствуют единицы в разряде десятков?
В разряде десятков тысяч?
- Молодцы! Хорошо справились с заданием и заработали первые жетоны за правильные ответы и первый ключ с подсказкой. Выберите любой ключ из семи.
(На доске прикреплены ключи из картона, на обратной стороне которых крепится слово-подсказка. В это же время щелчком на слайде один ключ выходит за слайд).
У.: Но испытания в данной комнате не закончились. Чтобы из неё выйти, мы должны выполнить сложение всех этих чисел, записав их в один столбик.
(Дети работают самостоятельно в тетради, один ученик работает на доске. Проверка – по слайду 5).
У.: А теперь найдите разность самого большого и самого маленького из этих чисел.
(Все работают в тетради, один ученик с комментированием у доски, проверка по слайду № 6).
У.: (Слайд 7 проверяет умение решать задачи на нахождение числа из объединения множеств). Мы попадаем в Комнату лабиринтов. Что такое лабиринт?
Д.: Это сооружение со сложным и запутанным планом.
У.: Сегодня в лабиринте задача.
(с. 70, №16. Сумма трёх чисел равна 1000. Сумма первого и второго чисел равна 650, сумма второго и третьего – 550. Узнай каждое из этих чисел).
У.: Что нам дано?
Д.: Три числа, сумма которых равна 1000.
(По ходу обсуждения дети выполняют чертёж в тетради, на экране по щелчку мыши разворачивается поэтапный чертёж)
У.: Что известно о первом и втором числе?
- Что известно о втором и третьем?
- Что необходимо узнать?
- Как решаются задачи такого типа?
Д.: От самого большого числа вычитаем одно из множеств, а дальше решаем по цепочке.
У.: Кто смелый отправиться в комнату лабиринтов и пройти её?
(Один ученик решает задачу за доской самостоятельно, остальные в тетради. Проверка проводится с работающего у доски, затем обсуждается второй вариант решения и проверка выводится на слайд).
У.: Вы успешно выполнили задание, и вышли из лабиринта. Выберите любой ключ.
(Щелчок мыши, выход ключа за экран)
У.: Слайд 8 проверяет умение решать задачи арифметическим способом, умение складывать и вычитать величины. Из комнаты лабиринтов мы отправляемся в Башню старца Фура. У этого персонажа всегда имеются загадки, которые необходимо разгадать. Вот и сегодня он заглянул в ваш учебник и решил предложить вам справиться с задачей № 21. Прочитайте её про себя и определите способ краткой записи.
Задача: Поезд был в пути 3 часа и прошёл 230 км. За первый час он прошёл 78 км 500 м, за второй – на 3 км 800 м меньше, чем за первый. Какое расстояние прошёл поезд за третий час?
(По щелчку мыши разворачивается краткая запись и план решения задачи)
У.: Что известно в задаче?
У.: Из каких частей складывается весь пройденный путь?
Д.: Из расстояния, пройденного поездом за 1 час, за 2 час и за 3 час.
У.: Можно ли сразу вычислить расстояние, пройденное поездом за 3 час? Почему?
Д.: Не знаем, какое расстояние пройдено за 2 час.
У.: Прочитайте условие, подсказывающее ответ на этот вопрос.
Д.: На 3 км 800 м. меньше
У.: Что значит “на 3 км 800 м меньше”?
Д.: Столько же, как за 1 час, но без 3км 800 м.
У.: Каким действием найдём расстояние пройденное поездом за 2 час?
Д.: -
У.: Зная расстояние, пройденное за 1 и за 2 час, сможем ответить на главный вопрос задачи?
Д.: -
У.: Кто догадался, как решать задачу, решает самостоятельно и зарабатывает жетоны, остальные работают вместе с Паспарту – то есть ведущим при решении этой задачи.
Один ученик работает у доски, остальные вместе с ним в тетрадях. Сильные учащиеся решают самостоятельно, затем сверяют своё решение с решением на доске, получают жетоны за правильное решение.
У.: Молодцы, с загадкой старца Фура вы справились, и он разрешает вам забрать ещё один ключ с подсказкой. (Щелчок по экрану, выход ключа) А теперь спускаемся по лестнице из башни.
Физминутка “Игра на внимание” При нажатии на кнопку открывается гиперссылка на презентацию с физминуткой. Дети смотрят на слайды и повторяют движения. На последнем слайде нажать кнопку с домиком и вернуться на презентацию к уроку.
Слайд 9 проверяет умение решать задачи с вопросами в косвенной форме.
У.: Не успели отдохнуть, как попали в Комнату фокусника. А вы знаете, что с фокусниками надо держать ухо востро и быть внимательными, иначе попадётесь в ловушку.
По щелчку мыши задание, а затем правильный вариант ответа выводятся на экран. Два ученика по очереди работают самостоятельно за доской, остальные в тетради.
У.: Возьмите зелёный карандаш и нарисуйте в первом ряду 10 квадратов. Их на 6 больше, чем треугольников во втором ряду. Сколько треугольников вы нарисовали? Почему?
Д.: Если квадратов на 6 больше, то треугольников на 6 меньше, используем знак “минус”.
У.: Нарисуйте в верхнем ряду 3 квадрата. Их в 3 раза меньше, чем треугольников во втором ряду. Сколько вы нарисовали треугольников? Почему?
Д.: Если квадратов в 3 раза меньше, значит треугольников в 3 раза больше. Используем знак умножения.
У.: Вы были просто молодцы! Что особенного вы заметили в этих задачах?
Д.: Действия выполняются наоборот.
У.: Выбирайте ключ-подсказку.
Слайд 10 проверяет знание теоретического материала по данной теме.
У.: Мы не заметили, как в форте наступила ночь, а у нас нет ещё одного ключа. Добыть мы его сможем у Мэтров Теней, которые завладевают фортом в ночное время. Наша задача – ответить на вопросы Метров Теней. Внимание на экран!
(Вопросы появляются по щелчку мыши).
У.: Мы собрали все ключи, и можно было бы отправляться в сокровищницу форта, но все пути к ней лежат через Площадь Тигров, которыми управляет Фелиндра. Чтобы обойти тигров, вам нужно самостоятельно решить сложные уравнения. Первый ряд решает 1 уравнение, 2 ряд – второе. 3 ряд – третье. Скорее в путь!
(Проверка по экрану. Щелчком мыши открывается решение уравнений по очереди)
У.: Мы справились со всеми испытаниями, завладели всеми ключами, осталось открыть сокровищницу. Соберите пословицу из слов-подсказок.
Слайд 12. На экране расположены ключи с подсказками. По мере составления пословицы ключи по щелчку мыши встают на свои места, раздаётся звук падающей монеты. При нажатии на автофигуру “Звук” раздаются аплодисменты. Щелчок по экрану – открывается сокровищница. А на столе учителя появляется шкатулка с шоколадными монетами.
У.: Как же вы понимаете эту пословицу?
Д.:
Слайд 13. Итак, подведём итог нашей игры. Что бы вы хотели мне сказать?
(Высказывания детей по данному началу фразы на экране, затем дети подсчитывают жетоны, выявляются победители, выставляются оценки)
У.: Я думаю. Что вы заслужили эти сокровища! Спасибо за урок! (Раздаю призы детям)
Домашнее задание.
Придумайте свою комнату и персонажа для Форта Байяр, и задание для этой комнаты, в соответствии с темой урока.