Формирование элементарных математических представлений дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками


Важное место в обучении дошкольников отводится формированию элементарных математических представлений. В детском саду уже самые маленькие воспитанники знакомятся с величиной, формой, пространственными ориентирами. Естественно в этом возрасте малыши не способны понимать сложные математические вычисления, но это им и не нужно. Основной задачей является необходимость дать ребятам понимание важности этой науки и приобщение их к миру чисел.

Процесс формирования элементарных математических представлений требует комплексного использования разнообразных дидактических средств и соответствия их содержанию, методам и приемам, формам организации работы по предматематической подготовке дошкольников.

Одним из средств формирования у дошкольников элементарных математических представлений являются занимательные игры, упражнения, задачи, вопросы. Этот занимательный математический материал чрезвычайно разнообразен по содержанию, форме, развивающему и воспитательному влиянию, в силу свойственной ему занимательности, скрытой в ней серьезной познавательной задачи, увлекает и развивает детей.

Он расширяет возможность создания и решения проблемных ситуаций, открывает эффективные пути активизации умственной деятельности, способствует организации общения детей между собой и со взрослыми.

Взрослые не перестают удивляться, как много может усвоить, запомнить ребенок в первые годы. Период дошкольного детства относительно всей жизни человека недолог, а как он насыщен познанием! Каждый день приносит ребенку что-то новое, неизведанное; становится близким и понятным ранее недоступное.

Конспект занятия по математике в младшей группе.

Тема: “Знакомство с треугольником. Сравнение двух предметов по ширине и двух равных групп предметов по количеству”.

Программное содержание:
– познакомить с новой геометрической фигурой – треугольником,
– учить различать и называть фигуру,
– закреплять навыки сравнения двух предметов по ширине, учить пользоваться словами шире – уже, одинаковые по ширине.

Демонстрационный материал: игрушки – заяц и медведь, 2 грядки одинаковой длинны (из картона): ширина одной – 30 см, другой – 15 см.

Раздаточный материал: счетные палочки, однополосочные карточки с домиками – квадратами и контурными изображениями крыш – треугольниками (по 4 – 5 домиков).

Ход занятия

I. Организационный момент (на ковре).

II. 1. Воспитатель: Сегодня вы отправляетесь в сказку вместе с Карандашом и Буратино.

– Ребята, подойдите к Карандашу. У него на столе разложено много разных фигур.

– Ой, что это? – спросил Буратино и показал на фигурку, у которой три угла, три стороны и три вершины.

– Карандаш закричал: “Я знаю, я знаю! У меня даже загадка про эту фигуру есть! Вот послушайте:

“Узнаешь сразу ты, кто я, на нас ты посмотри. У нас всего, у нас всего, естественно, по три. Три стороны, и три угла, три пика – острия... Мне это нравится вполне. Ведь... (треугольник) я!”

– Совершенно верно! – сказал Буратино.

– Теперь возьмите палочки и сделайте треугольник, – предложил Карандаш ребятам.

– Воспитатель предлагает детям назвать фигуру хором, обвести ее по контору пальцем, показать ее стороны и углы.

2. Физкультминутка.

Загудел паровоз
И вагончик повез:
“Чу-чу-чу, чу-чу-чу!
Далеко я укачу!”
Вагончики зеленые
Бегут, бегут, бегут.
А круглые колесики:
“Тук-тук, тук-тук, тук-тук!”

3. Отправляемся дальше. Закройте глаза. “Сказка, сказка, отзовись, нам ребятам покажись!” (Звучит музыка.) Карандаш и Буратино уходят.

Игра “Достроим домики для сказочных героев”.

Воспитатель раздает карточки с домиками

Вопросы и задания:
– Сколько домиков на карточке?
– Чего не хватает у домиков?
– Какую фигуру нужно взять, чтобы домику сделать крышу?
– Положите столько треугольников, сколько их нарисовано на карточке?
– Сколько получилось крыш?
– Что можно сказать о количестве нарисованных крыш и наложенных треугольников?

Воспитатель добивается вариативных ответов для обозначения равенства предметов.

4. Игра “Огород”.

Воспитатель выкладывает на фланелеграфе полоски (грядки). Рядом располагает зайчика и медведя.

Воспитатель: “Решили мишка и зайчик на огороде посадить репку и морковь. Договорились, что морковь будут сажать на узкие грядки, а репку – на широкие. Пришли на огород и не знают, где что сажать. Давайте им поможем”.

Педагог предлагает показать сначала длину каждой грядки, а затем ее ширину. Спрашивает: “Какие грядки по длине?” (Равные, одинаковые.)

Какие они по ширине? (Узкие и широкие.)

Покажите широкую и узкую грядку. На какую грядку нужно посадить морковь, а на какую – репку?

III. Подведение итогов.

Конспект занятия по математике в младшей группе.

Тема: “Играем в прятки”.

Цели:

  1. Познакомить детей с квадратом и прямоугольником.
  2. Закрепить умения различать и называть цвета (красный, зеленый, синий).
  3. Учить соотносить геометрическую фигуру с ее контуром на бумаге путем наложения.
  4. Развивать внимание, память, усидчивость.

Оборудование: 1

  1. Красные круги, зеленые квадраты, синие прямоугольники: маленькие – на подносиках у каждого ребенка; большие в разных местах комнаты.
  2. Игрушечный медведь, игрушечная мебель (стол, стул, кровать, шкаф).
  3. Дорожки с геометрическими фигурками.

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. 1. Пальчиковая гимнастика “Прятки”.

В прятки пальчики играли
И головки убирали,
Вот так, вот так,
И головки убирали.

(Ритмично сгибать и разбирать все пальцы одновременно.)

2. “Найди такой же”.

а) Рассмотреть круг, обвести его пальчиком (отметить, что он круглый), назвать цвет; найти круг на листе бумаге и наложить.

б) То же сделать с зеленым квадратом и синим прямоугольником.

Отметить, что у них есть углы и катать их по столу, как круг, нельзя.

3. “Найди свой дом”

Педагог дает каждому ребенку фигуру. Те, у кого круги, бегут к тому месту, где прикреплен круг, у кого квадратом – к квадрату и т.д.

4. Физкультминутка.

“Медведь”.

Как на горке снег-снег,
И под горкой снег-снег.
И на елке снег-снег,
И под елкой снег-снег.

(Потянуться с поднятыми руками вверх. Опустить руки на пол, присаживаясь. Повторить.)

А под снегом спит медведь. (Присесть. Положить под щетку сложенные ладони.)

Тише, тише! (Приложить палец к губам.)

Не шуметь! (Погрозить пальчиком. Поговорить, почему нельзя шуметь.)

5. Дидактическая игра“Прятки”.

В гости к детям пришел Мишка. Он хочет поиграть в прятки. Мишка прячется, дети его находят и говорят, где нашли (“Мишка под столом”, “Мишка за стул”, “Мишка в шкафу”).

III. Итог занятия.

Мишка приглашает всех в гости, говорит, что дорога к берлоге необычна. Каждый из детей пойдет по своей дорожке: кто-то пойдет по кругам, кто-то – по квадратам, кто-то – по прямоугольникам.

Конспект занятия по математике в средней группе.

Тема: “Сравнение предметов по толщине в порядке убывания и возрастания”.

Программное содержание:

  1. Учить детей сравнивать предметы по толщине, правильно раскладывать их в порядке убывания и возрастания.
  2. Закреплять умение правильно употреблять понятия: самый толстый, потоньше, еще тоньше, самый тонкий и наоборот.
  3. Развивать внимание, память, усидчивость.

Ход занятия

В группе стоит домик – теремок, а в нем жильцы: мышка, лягушка, волк, лиса, заяц, петух.

Воспитатель:

Стоял в поле теремок, теремок
Он не низок – не высок, не высок

А в теремок том жили: мышка – норушка, лягушка – квакушка, зайчик – побегайчик, лисичка – сестричка, серый волк – зубами щелк, да петушок – золотой гребешок.

(Показать героев и поставить их на стол или кукольного театра.)

Жили они дружно. Все – то у них ладно было. Мышка – норушка воду носила, да печку топила. Лягушка тесто мешала да блины пекла. Да такая славная хозяюшка эта квакушка, что всем блины пекла разные, чтобы съели один блин да сразу наелись.

1-е задание.

Самый толстый для волка,
блин потоньше – лисе,
еще тоньше – зайца,
еще тоньше – петушка,
еще тоньше – себе,
и самый тонкий – для мыши.

(Воспитатель показывает детям “блин” разной толщины сделанные из пластилина.)

1) – Покажи самый толстый блин, самый тонкий.
2) – А это какой блин? (И так далее.)

После вкусного обеда уходили все жильцы по своим делам.

2-е задание.

Зайчик шел рыбу ловить. Да такой хитрец был, что все диву давались. Брал на рыбалку 5 удочек, да все разной толщины. Брал да приговаривал:

Самая толстая для сома,
удочка потоньше для щуки,
еще тоньше для карася,
а самую тонкую для пескаря.

(Воспитатель демонстрирует удочки разной толщины.)

– Чем отличаются удочки, какие брал зайчик на рыбалку?

– Назовите все удочки, в порядке убывания.

3-е задание.

А серый волк – зубами щелк тем временем шел в лес, да дрова пилил. Найдет сухое ,да и напилит дров из него.

Принесет их, да уложит все дубовые к дубовым, сосновые к сосновым и так пока все не сложит. А поленья – то все разные.

(Воспитатель демонстрирует поленья разной толщины, разложив их в порядке убывания.)

– Назовите, в каком порядке уложены поленья.

4-е задание.

Пойдет мышка – норушка за дровами, чтобы печку топить, да и берет вначале самое тонкое, потом потолще полено, затем еще толще полено и самое толстое.

– Назовите, в каком порядке брала мышка поленья.

Физкультминутка “Теремок”.

Работа с раздаточным материалом.

У каждого ребенка кисточки разной толщины по 4 шт. и по 1 куску пластилина.

А теремок , смотрите, какой красивый, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Ведь в теремке – то живет, настоящий художник – петушок – золотой гребешок. Брал петушок краски и идет теремок свой раскрашивать. А кисти у него были разные.

– Чем отличаются кисти друг от друга?

1-е задание.

1) Покажите самую толстую кисточку (самую тонкую).

2) Назовите кисти в том порядке, в котором они лежали.

(Затем воспитатель просит детей разложить кисти в обратном порядке, задав те же вопросы.)

В теремке, еще лисичка – сестричка живет. Она пряжу прядет, да всем своим друзьям носки вяжет. А пряжу – то она прядет самую разную по толщине.

– А хотите, ребята, помочь лисичке пряжу прясть?

Итак, коли мы с вами в сказку попали, то и пряжа у нас будет тоже сказочная. Сейчас я вам предлагаю “напрясть пряжу” из пластилина он – то у нас служить шерстью.

2-е задание.

1) Разделите всю “шерсть” на 3 части разной величины. (Дети делят пластилин на 3 части.)

2) Спрядите шерстяную нитку, но самую толстую, затем потоньше, и самую тонкую.

3) Покажите самую толстую нитку, а теперь самую тонкую.

4) Назовите свои нитки в порядке возрастания, т.е. от самой тонкой до самой толстой и наоборот.

Сколько пряжи получилось! Молодцы! Лисичка – сестричка очень благодарна вам за помощь.

Подведение итога.

Конспект занятия для средней группы.

Тема: Закрепление знаний о цифрах 1, 2, 3, 4, 5. Порядковый счет. Логические задачи.

Цель:

  1. Закрепить знания о цифрах от 1 до 5.
  2. Продолжать учить порядковому счету до 5; правильно отвечать на вопросы “сколько?”, “какой по счету?”.
  3. Закреплять умения видеть геометрические фигуры в символических изображениях.
  4. Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги.
  5. Развивать внимание, память, логическое мышление, сообразительность, усидчивость.

Оборудование: Листы с цифрами (маленькие – на каждого ребенка, большой – для воспитателя),цветные карандаши, мольберт, доска, игрушки: кукла; матрешка; мишка; лошадка; кошка; попугай; картинка с изображением человека, нарисованная с помощью геометрических фигур; конверт с письмом; картинки – задания для игры “Прятки”;

Ход занятия

I. Организационный момент. (На ковре.) Сейчас мы с вами поиграем, приготовьте ваши ручки.

Пальчиковая гимнастика “Как живешь?”.

– Как живешь? – Вот так! (Выставить руку вперед, большой палец вверх.)
– А плывешь? – Вот так! (Показать.)
– А бежишь? – Вот так! (Показать.)
– Вдаль глядишь? – Вот так! (Сделать “козырек”.)
– Ждешь обед? – Вот так! (подпереть щеку кулачком.)
– Машешь вслед? – Вот так! (Показать.)
– Утром спишь?– Вот так! (Показать)
– А шалишь? – Вот так! (Надуть щеки, хлопнуть по ним кулачками.)

Понравилось? Замечательно! А сейчас нас ждет первая игра.

II 1. Игра “Раскрась правильно” (за столами).

Давайте вспомним цифры, которые знаем. А помогут нам в этом стихи.

а) Это цифра – …(единица)(на доску вывешивается картинка с цифрой)

Видишь, как она гордится.
А ты знаешь почему?
Начинает счет всему.

Найдите единицу на своих листах. Где она расположена? (В середине листа.) Раскрасьте ее красным карандашом.

б) Цифра… (два) – (вывешивается рядом с “1” цифра “2”).

Лошадка – диво.
Мчит, размахивая гривой.

Верно, в виде лошадки у нас была цифра “2”. В каком углу листа она расположена? (В левом верхнем углу.) Правильно. Раскрасьте ее в зеленый цвет.

в) Выгнув шею – Гусь и только,
Цифра…(три)Спешит за двойкой.

(Листок с цифрой 3 вывешивается рядом с 2.) Да, за “двойкой” всегда идет цифра 3. В каком углу листа расположена тройка? (В правом верхнем углу.) Правильно. Раскрасьте ее синим карандашом.

г) Цифра… (четыре) всех удивляет: (вывешиваем рядом с 3).
В локте согнутую руку
Никогда не опускает.

Молодцы! Это, действительно, 4. А в каком углу вашего листа она находится? (В левом нижнем углу.) И правда, в этом углу она и стоит. Раскрасьте ее в желтый цвет.

д) Кто так может закружиться?
Кто так может танцевать?
Кто так может прокатиться?
Ну конечно цифра…(пять).

Правильно, именно цифра 5 была у нас фигуристом. А костюмы у фигуристов красивые, яркие. Вот и будет “пятерка” кататься в оранжевом костюме. Только сначала найдите ее у себя на листах. Где она находится? В каком углу? (В правом нижнем углу.) Верно.

А теперь проверьте себя. (Воспитатель открывает большой лист с уже раскрашенными цифрами; дети сверяют с ним свои работы.)

2. Физкультминутка. (На ковре)А сейчас немного разомнемся.

1, 2, 3, 4, 5.
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже –
Руки на спину положим,
Голову поднимем выше
И легко – легко подышим.
Поднимитесь на мысочках столько раз.
Ровно столько раз, сколько пальцев на руке у нас.

(А сколько пальцев у нас? 5)

Топаем ногами – 1, 2, 3, 4, 5. Хлопаем руками – 1, 2, 3, 4, 5.

3. Игра “Веселая математика”. (У стола с игрушками.)

Ой, слышите шепот? По-моему, это от стола с игрушками. Точно. Они хотят с вами поиграть. Подойдем к ним. Сначала послушайте стихотворение.

У Наташи – кукла Маша,
Мишка плюшевый у Паши,
У Танюшки – кошка,
У Жени – матрешка,
Лошадка у Павлушки.

Сколько всего игрушек? (5) Правильно. Всего игрушек 5. Посмотрите на них внимательно и скажите: – А какая игрушка стоит первой? (Кукла Маша.) На каком по счету месте матрешка? (На четвертом.) На каком по счету месте мишка? (На втором.) Какая игрушка на третьем месте? (Кошка.) Какая игрушка на пятом месте? (Лошадка.)

А сейчас я постараюсь вас запутать.

Игра “Да или нет”. (Каждому закрепить.) Первая по счету лошадка? (Нет, кукла Маша.) Третья по счету стоит матрешка? (Нет, кошка.) Пятая по счету лошадка? (Да.) Четвертый по счету мишка? (Нет, матрешка.) По счету вторым стоит мишка? (Да.)

Молодцы! Все правильно угадали.

4. Игра “Из каких фигур человечек?” – Ух ты! Смотрите, ребята, кто здесь у нас.– Кто это? (Девочка.) – Правильно. А как узнали? (На голове у нее бантик, одета в платье.)

Из каких фигур состоит девочка? (Круг, овалы, треугольники, прямоугольники.) Правильно.

– Сколько здесь кругов? (1) – Что он обозначает? (Голову.) – Сколько овалов на рисунке? (4)

– Что обозначают верхние овалы? (Бант.)  Что обозначают нижние овалы? (Кисти рук.)

– Сколько треугольников здесь? (5) – Что обозначают верхние треугольники? (Платье, рукава.)

– Что обозначают нижние треугольники? (Стопы.) – А сколько прямоугольников? (2)

– А они что обозначают? (Ноги.) Замечательно. Вы все рассказали правильно.

III. Итог занятия.