Урок русского языка по теме "Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода"

Разделы: Начальная школа


Задачи урока.

  1. Познакомить с правилом написания мягкого знака после шипящих на конце имени существительного женского рода и правописанием существительных мужского рода с шипящими на конце слова.
  2. Развивать орфографическую зоркость и речь учащихся.
  3. Воспитывать культуру общения и уважение к родному языку.

Тип урока: комбинированный урок.

Форма проведения: урок-исследование.

Оборудование: карточки со словарными словами, таблицы для минутки чистописания, карточки с предложениями, с фразеологизмами, таблицы о роли мягкого знака, весенняя веточка, словарь С. И. Ожегова, индивидуальные карточки для учащихся.

Описание хода урока

I. Организационный момент.

1. Приветствие гостей.

2. Эмоциональный настрой на урок (диалог с детьми).

– Дети, вам тепло? (Да!)
– В классе у нас светло? (Да!)
– Прозвенел уже звонок? (Да!)
– Это начался урок? (Да!)
– Хотите учиться? (Да!)
– Значит, можно всем садиться!
Постарайтесь все понять,
Красиво, правильно писать.

3. Подготовим руки к письму (гимнастика для рук).

4. – Откройте тетради, проверьте осанку. В этом вам поможет человечек на картинке (на рисунке – ученик с правильной посадкой за партой).

Записать: число, классная работа.

II. Чистописание.

– Сегодня к нам в гости пришли звуки.

(На доске появляется карточки: [ч], [щ], [ш], [ж].)

– Произнесите эти звуки.
– Что их объединяет?
– Дайте характеристику этим звукам.
– Назовите буквы, которыми они обозначаются.
– Потренируемся в написании этих букв.

III. Словарная работа.

– Эти буквы встретятся нам сегодня и в словарных словах, которые мы повторим. Сначала отгадываем слово, далее его проговаривает 1 человек, а затем все произносят хором. Затем слово записываем.

чувство
дирижер
(эти слова дети отгадывают по толкованию из словаря Ожегова)
почтальон
(отгадаем загадку)

Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне?
Это он,
Это он,
Ленинградский …… .

Разгадаем ребус:

Подбираем синоним к слову Родина.

(отчизна)

пшеница (отгадаем загадку)

На поле дружно колосится
Золотистая …. .

– Обведите карандашом в каждом слове ту букву, на которую указывает цифра. (2, 1, 5, 3, 5.)

– Прочитайте слово-пожелание. (Удачи.)

В тетради получается запись: чувство, дирижер, почтальон, отчизна, пшеница.

IV. Повторение.

Учитель:

– Пока мы с вами вспоминали словарные слова, в наше окошко влетел теплый ветерок и перепутал слова в предложениях.

Запестрели, от, поляны, цветов, душистых.

– Прочитайте слова.
– Составьте красивое предложение.
– Повторите хором.
– Запишите.
– Какие орфограммы вам знакомы?

Украсил, апрель, зеленью, яркой, землю.

– Прочитайте, составьте предложение.
– Разберем предложение по членам предложения.
– Какая орфограмма в подчеркнутом слове?
– Прочитайте слова с мягким знаком.
– Давайте объясним, какую работу выполняет мягкий знак в этих словах. (дети отвечают, на доске выставляются карточки).

Ь – показатель мягкости согласного
Ь – разделительный
?

V. Постановка цели.

– Сегодня, ребята, нам предстоит выяснить, какую еще работу может выполнять мягкий знак в словах и познакомиться с новой орфограммой. Мы будем с вами исследователями, а Юля и Амир назначаются экспертами. Они нам сегодня будут помогать.

VI. Открытие новых знаний.

1. Работа с карточкой № 1.

Карточка № 1
вещь врач
дочь сторож
рожь ковш
тишь луч

– Прочитайте слова.
– Чем похожи слова в этих столбиках?

(Оканчиваются на шипящий.)

– Сравните слова 1 столбика. Что у них общего?

(3 склонение, женский род, ь.)

– Сравните слова 2 столбика. Что у них общего?

(2 склонение, мужской род, без ь.)

– Попробуйте сформулировать правило написания мягкого знака после шипящих на конце имен существительных. (Ответы детей.)

– Вы знаете, что ь – буква-актер. Как вы думаете, какую же роль он играет в словах первого столбика, на что указывает?

(На род имени существительного.)

– Да, действительно, мягкий знак после шипящих на конце существительных указывает на то, что существительное женского рода, т. е. является показателем грамматической формы слова.

(Переворачивается третья карточка.)

– Это третий случай использования мягкого знака в русском языке.

2. Предоставим слово экспертам. Они подведут итог.

Эксперт 1. Мягкий знак указывает на род существительных, оканчивающихся на щипящие. Правописание ь после шипящих на конце существительных – это орфограмма.

Эксперт 2. На конце существительных женского рода после букв шипящих согласных пишется ь (печь, рожь, помощь). На конце существительных мужского рода после букв шипящих согласных ь не пишется (луч, товарищ, камыш).

(Дети хором повторяют правило.)

3. – Научимся обозначать орфограмму. Я буду называть слова, а вы должны подобрать к ним синонимы так, чтобы они заканчивались на шипящий.

тьма – ночь
поддержка – помощь
богатство – роскошь
ребята – молоде
жь

(Учитель пишет на доске, дети – в тетрадях, орфограмма обозначается.)

VII. Физкультминутка.

Проводится под музыку песни “Улыбка”.

VIII. Закрепление знаний.

– Я предлагаю вам калейдоскоп заданий. Что такое калейдоскоп?

(Объяснение дается с помощью словаря С. И. Ожегова.)

1. Запишите слова в два столбика по родам.

Часть суток с вечера до утра (ночь).

Хвост во дворе,
Нос в конуре.
Кто хвост повернет,
Тот и в дом войдет (ключ).

Зимой дрова ест, а летом спит (печь).

Бывает устная и письменная (речь).

Что за весенняя птица
Любит за плугом ходить и кормиться (грач).

Высокое болотное растение (камыш).

Эта маленькая крошка
Рада даже хлебной крошке,
Потому что до темна
В норке прячется она (мышь).

Мой веселый, звонкий …(мяч).

Запись в тетради:

ночь
печь
речь
мышь ч
ключ
грач
камыш
мяч

(Взаимопрверка.)

– Прочитайте слова 1-го столбика? 2-го столбика?

Как написали? Почему?

2. Работа с карточкой № 2.

Карточка № 2
красивая товарищ?
верный глуш?
громкий доч?
лесная этаж?
любимая брош?
шестой плач?
золотая рож?

– К каждому слову из первого столбика найди подходящее по смыслу слово из второго столбика, соедини. Вставь, где это необходимо, мягкий знак..

Проверка: дети называют словосочетания, класс показывает сигнальную карточку в словах, где пишется мягкий знак.

– Какие слова помогают нам в определении рода существительных? (прилагательные)

3. Следующее задание в нашем калейдоскопе – самостоятельная работа.

Учитель:

– Возьмите карточку № 3. (Приложение 1)

Это тест. Выбирайте правильные варианты ответов.

– Проверьте себя .Если вы правильно выполнили задания, то из букв-ответов, которые вы выбрали, можно составить слово. (Весна).

IX. Творческая работа.

– Посмотрите, ребята! Как красива сейчас природа, как весело щебечут птицы и ярко светит солнышко! Вы так хорошо сегодня работали, что солнышко заглянуло к нам в класс и дарит нам свой теплый луч.

Подумайте и запишите несколько предложений на тему: “Весна”. Если кому-то будет трудно, то вам поможет вот эта весенняя веточка. (Открывается рисунок на обратной стороне доски.)

Несколько работ прочитываются вслух.

Х. Итог урока и домашнее задание.

– Что нового узнали сегодня на уроке о мягком знаке
– Спасибо, ребята! Я вам хочу сказать, что сегодня вы были на высоте”, если что-то не получилось, “не падайте духом”, дома вы должны выучить правило и “знать его на зубок”.
– Объясните фразеологизмы.

были на высоте
не падайте духом
знать на зубок

Домашнее задание:

1-я группа: стр. 103, упр. 488.

2-я группа: составить небольшой текст со словами на изученную орфограмму. Записать в тетрадь.

Список использованной литературы.

  1. Вартьян Э. Эти мудрые слова. М., 1989 г.
  2. Волина В. В. Веселая грамматика. М., 1992 г.
  3. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. М., 1990 г.
  4. Полякова А. В. Русский язык. Учебник для 3 класса. Часть2. М., Просвещение, 2010 г.
  5. Швайко В. Игры и игровые упражнения для развития речи. М., 1993 г.