Организация мониторинга качества образования в учреждении дополнительного образования детей эколого-биологической направленности посредством использования единого диагностического инструментария

Разделы: Администрирование школы, Внеклассная работа


Проблема определения результативности деятельности в системе дополнительного образования весьма важная и затрагивающая интересы каждого работающего в этой сфере. С одной стороны педагоги стали подвергаться внешнему оцениванию в различных формах аттестации кадров, с другой стороны новые требования к качеству дополнительного образования требуют оценивания качества образования на уровне обучающегося: как изменилась личность ребенка, его воспитание и развитие.

Таким образом, обнаруживается противоречие между необходимостью организации мониторинговой деятельности в учреждении и отсутствием единого подхода к определению результативности обучения.

Для преодоления возникших противоречий в МОУ ДОД “Станция юных натуралистов Белгородского района Белгородской области” (далее Станция) была разработана и внедрена в деятельность учреждения единая система определения качества реализации дополнительных образовательных программ.

Работа над опытом охватывает период с сентября 2007 года по август 2011 года и включает в себя несколько этапов:

  1. Организационно-методический (2007–2008 учебный год).
  2. Практический (2008–2011 учебные годы).
  3. Аналитико-прогностический (июнь – август 2011 года).

На организационно-методическом этапе была обнаружена проблема и осуществлялся подбор диагностического инструментария по определению качества образования обучающихся детских объединений Станции. На практическом этапе была осуществлена апробация системы критериев и показателей качества образования. Аналитико-прогностический этап заключался в оценке эффективности мониторинговой деятельности в учреждении.

Целью педагогического опыта является создание единой системы определения качества реализации дополнительных образовательных программ юннатского профиля.

Достижение поставленной цели предполагает решение ряда задач:

  1. Построение системы показателей мониторинга результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе.
  2. Построение системы показателей мониторинга личностного развития ребенка в процессе освоения им дополнительной образовательной программы.
  3. Построение системы психолого-педагогической диагностики ребенка в процессе освоения им дополнительной образовательной программы.

В соответствии с Законом РФ “Об образовании” ведущей функцией системы дополнительного образования детей является реализация образовательных программ в целях удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства. Отсутствие в сфере дополнительного образования единых образовательных стандартов, с которыми принято соотносить достигнутый уровень обученности детей, вызывает необходимость разрабатывать свой пакет диагностических методик для каждой дополнительной образовательной программы, реализуемой педагогами Станции.

Вместе с тем для эффективного мониторинга результатов освоения дополнительных образовательных программ юннатского профиля педагоги Станции заполняют общую матрицу диагностики образовательных результатов, которая наполняется конкретным содержанием в соответствии с особенностями образовательных программ по направлениям: эколого-биологическому, художественному, культурологическому.

Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе

1. Обученность по отдельным отраслям знания.

  1. Теоретическая подготовка ребенка.
  2. Практическая подготовка ребенка.

2. Сформированность общеучебных умений и навыков.

Учебно-интеллектуальные умения.
Учебно-коммуникативные умения.
Учебно-организационные умения и навыки.

Мониторинг личностного развития ребенка в процессе освоения им дополнительной образовательной программы

  1. Организационно-волевые качества.
  2. Ориентационные свойства личности.
  3. Поведенческие характеристики.

Психолого-педагогическая диагностика ребенка в процессе освоения им дополнительной образовательной программы

Уровень развития креативной сферы личности обучающихся
Уровень развития интеллектуальной сферы личности обучающихся.
Уровень развития эмоционально-волевой сферы личности обучающихся.
Уровень развития ценностно-мотивационной сферы личности обучающихся.

Поскольку образовательная деятельность станции юннатов предполагает как экологическое обучение, так и развитие личностных качеств обучающихся, о ее результатах педагоги судят по двум группам показателей:

Учебные показатели, фиксирующие предметные и общеучебные знания, умения и навыки, приобретенные детьми в процессе освоения образовательных программ юннатского профиля (Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе).

Личностные показатели, выражающие изменения личностных качеств детей под влиянием занятий в детском объединении (Мониторинг личностного развития ребенка в процессе освоения им дополнительной образовательной программы).

Измеряемые показатели разделены на несколько групп (Приложение 1).

Первая группа показателей – теоретическая подготовка ребенка включает:

3. Теоретические знания по программе – то, что определяется словами “Дети должны знать”.

4. Владение специальной терминологией по тематике дополнительной образовательной программы – набор основных понятий, отражающих специфику изучаемого курса.

Вторая группа показателей – практическая подготовка ребенка включает:

  1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой – то, что определяется словами “Дети должны уметь”.
  2. Владение специальным оборудованием и оснащением, необходимым для освоения курса.
  3. Творческие навыки обучающегося – творческое отношение к делу и умение воплотить его в готовом продукте (изделии).

Третья группа показателей – общеучебные умения и навыки воспитанника:

  1. Учебно-интеллектуальные умения.
  2. Учебно-коммуникативные умения.
  3. Учебно-организационные умения и навыки.

Возможные уровни освоения ребенком программного материала и общеучебных умений и навыков оцениваются по бальной системе.

Фиксация полученных результатов проводится в индивидуальной карточке учета результатов обучения воспитанника по дополнительной образовательной программе. В конце карточки выделена графа – “Предметные достижения обучающегося”, где педагог фиксирует наиболее значимые достижения ребенка. Здесь отмечаются результаты участия обучающегося в выставках, конкурсах, фестивалях, слетах.

Суммарный итог, определяемый путем подсчета баллов дает возможность определить уровень измеряемого качества у конкретного обучающегося, проследить реальную степень усвоенного ребенком, а также внести коррективы в процесс его последующего обучения.

Формы проведения промежуточной аттестации обучающихся по юннатским дополнительным образовательным программам определяются педагогами и отвечают следующим требованиям:

  1. Форма промежуточной аттестации должна быть понятна обучающимся.
  2. Аттестация должна отражать реальный уровень подготовки детей.
  3. Аттестация не должна вызывать у воспитанников страх и чувство неуверенности.
  4. Форма промежуточной аттестации не должна формировать у ребенка позицию неудачника, неспособного достичь успеха.

Механизм оценки личностного аспекта образовательных результатов воспитанников детских объединений юннатского профиля позволяет выявить основные индивидуальные особенности ребенка (Приложение 2). Наблюдаемые качества доступны для анализа любому педагогу и не требуют привлечения других специалистов. Динамика личностного развития обучающихся определяется по трем направлениям, каждое из которых – соответствующий блок личностных качеств:

  1. Организационно-волевые качества. Выступают субъективной основой образовательной деятельности и практическим регулятором процесса саморазвития обучающегося.
  2. Ориентационные свойства личности. Непосредственное побуждение ребенка к активности.
  3. Поведенческие характеристики. Отражение типа общения воспитанников со сверстниками и определение статуса ребенка в группе.

Работа по этой технологии содействует личностному росту воспитанника, позволяет выявить то, каким он пришел, чему научился, каким стал. Как и в случае с фиксацией предметных результатов обучения, документальное оформление осуществляется в индивидуальной карточке учета динамики личностного развития ребенка.

Заполнение карточки педагоги осуществляют 2 раза в год – в начале и в конце учебного года. Полученные срезы позволяют последовательно фиксировать поэтапный процесс изменения личности каждого обучающегося, а также планировать темп индивидуального развития.

Психолого – педагогическая диагностика ребенка в процессе освоения им дополнительной образовательной программы юннатского профиля позволяет выявить изменения личности обучающегося, его внутренней мотивации (Приложение 3).

Таким образом, система контроля и оценки образовательных результатов обучающихся детских объединений МОУ ДОД “Станция юных натуралистов Белгородского района” дает возможность определить степень освоения образовательной программы, проследить развитие личностных качеств не только каждого ребенка, но и всего коллектива детского объединения (Приложение 4).

Применяемая система оценки качества дополнительного образования позволила организовать мониторинг результативности образовательной деятельности учреждения.

В процессе работы над опытом определены критерии и показатели качества образования по реализуемым Станцией программам. Разработанный единый диагностический инструментарий позволил организовать мониторинг результативности обучения, воспитания и развития обучающихся юннатских детских объединений.

Полученные цифровые данные приведены в процентном соотношении к общему количеству обучающихся в детских объединениях Станции за период работы на II этапе опыта с 2008 по 2011 учебные годы. На начало года (октябрь) показаны средние значения результатов определения уровней обученности, воспитанности и психологических характеристик личности воспитанников по итогам обработки диагностических материалов в 2008–2009, 2009–2010, 2010–2011 учебных годах. Аналогично показаны результаты мониторинга на конец года (май).

Анализ результатов мониторинга за период реализации опыта показывает стабильное увеличение количества обучающихся с высоким уровнем освоения образовательной программы в среднем с 21% до 78%. Отмечается снижение числа кружковцев с низким уровнем с 46% до 3% и средним уровнем обученности с 33% до 16% (Приложение 5).

Уровень воспитанности обучающихся за время работы над опытом представлен следующим соотношением: низкий уровень – 29%, средний уровень – 48%, высокий уровень – 23%. По итогам учебного года соотношение кружковцев по уровням воспитанности выглядит так: низкий уровень – 14%, средний уровень – 59%, высокий уровень – 27%. Таким образом, у 30% обучающихся произошло качественное изменение характеристики личности “воспитанность” в сторону улучшения (с низкого на средний) (Приложение 6).

Анализ результатов диагностики характеристики “Способность к обучению” показывает положительную динамику изменений в детском коллективе Станции:
очень низкий уровень – с 15% до 6%;
низкий уровень – с 21% до 16%;
нормальный уровень – с 45% до 51%;
высокий уровень – с 11% до 18%;
очень высокий уровень – с 8% до 9%.

Анализ результатов диагностики мотивационно-личностной характеристики показывает увеличение количества детей на 6% с нормальной (с 43% до 49%), на 8% с высокой (с 18% до 26%) и на 2% (с 5% до 7%) с очень высокой мотивацией к обучению в детских объединениях юннатской направленности за период работы над опытом.

За период обучения в 2008–2011 учебных годах в системе дополнительного образования юннатской направленности на 8% снизилось количество детей с низкими лидерскими характеристиками за счет формирования нормального уровня данного личностного качества. Увеличилось на 7% число кружковцев с высоким уровнем лидерства, что говорит о нормальном развитии самооценки воспитанников.

Отмечается положительная динамика формирования творческих характеристик воспитанников, обучающихся по образовательным программам в детских объединениях станции юных натуралистов: снижается количество детей с низким и очень низким уровнем креативности (на 6%), выросло число обучающихся с очень высоким уровнем сформированности креативности (на 18%) (Приложение 7).

Таким образом, можно говорить об эффективности применяемого в МОУ ДОД “Станция юных натуралистов Белгородского района” мониторинга на основании единой системы диагностических материалов по оценке качества дополнительного образования.

Применяемая система мониторинга качества образования в МОУ ДОД “Станция юных натуралистов” используется педагогами Станции при обобщении актуального педагогического опыта (педагог д/о Четина М.В., опыт внесен в муниципальный банк данных в 2009 г.), защите образовательных программ на конкурсах (педагог д/о Борзых С.Ю. – дипломант IX конкурса авторских дополнительных образовательных программ).

Литература.

  1. Административное управление воспитательным процессом / Н.П. Кузнецова, Е.В. Мейснер. – Волгоград: Учитель, 2006 – 250 с.
  2. Байкова Л.А. и др. Справочник заместителя директора школы по воспитательной работе. – М.: Центр “Педагогический поиск”, 2002 – 160 с.
  3. Буйлова Л.Н., Буданова Г.П. Дополнительное образование: норматив. док. и материалы. – М.: Просвещение, 2008 – 317 с.
  4. Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Как организовать дополнительное образование детей в школе? Практическое пособие. – М.: Просвещение, 2007 – 295 с.
  5. Золотарева А.В. Мониторинг результатов деятельности учреждения дополнительного образования детей: монография. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2005 – 200 с.
  6. Кульневич С.В., Иванченко В.Н. Дополнительное образование детей: методическая служба. – Ростов-н/Д: Изд-во “Учитель”, 2005 – 324 с.
  7. Логинова Л.Г. Методология управления качеством дополнительного образования детей. – М.: АПКиПРО, 2003 – 132 с.
  8. Педагогические советы. Вып. 10. Повышение качества образовательного процесса в школе. / авт. – сост. Т.Н. Каркошкина, Е.В. Васильева. – Волгоград: Учитель, 2009 – 152 с.
  9. Ромадина Л.П. Справочник завуча. Организационно-методические и психолого-педагогические материалы (для директоров школ, заместителей директоров по УВП и начальной школе). – М.: Центр “Педагогический поиск”, 2005 – 160 с.
  10. Рябченко А.М., Иванченко В.Н. Настольная книга директора учреждения дополнительного образования детей: учебно-методическое пособие. – Ростов-н/Д: Феникс, 2011 – 343 с.
  11. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. – М.: Издательский центр “Академия”, 2004 – 576 с.
  12. Справочник заместителя директора по учебной работе / сост. Л.В. Голубева, Ю.А. Киселева. – Волгоград: Учитель, 2006 – 169 с.
  13. Управление качеством образования: Практикоориентированная монография и методическое пособие / под ред. М.М. Поташника – М.: Педагогическое общество России, 2000 – 448 с.
  14. Шишов С.Е., Кальней В.А. Школа: мониторинг качества образования. – М.: Педагогическое общество России, 2000 – 320 с.