Дидактические цели:
- способствовать развитию орфографической зоркости; интеллектуальных умений: анализировать, обобщать; практических умений: подбирать слова моделям, учить работать в парах, самостоятельно оценивать свою работу;
- создать условия для общения друг с другом, положительной учебной мотивации.
Задачи:
- Образовательные: учить правильной записи адреса на конверте; повторить правила переноса слов; отработать порядок действий при переносе слов и при списывании.
- Развивающие: развивать речь учащихся, орфографическую зоркость, внимание.
- Воспитывающие: воспитывать интерес к урокам русского языка; Воспитание навыка самоконтроля.
Средства обучения: карточки для работы в парах, фишки, конверты, кружки для самооценки работы детей на уроке и рефлексии; использование ИКТ.
Ход урока
I. Организационный момент.
Ребята, готовы ли к уроку?
На вас надеюсь я, друзья.
Мы хороший, дружный класс
Все получится у нас!
– У нас в классе светло, празднично. Почему, ребята?
– Сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Повернитесь, посмотрите, улыбнитесь.
– Посмотрели друг на друга, улыбнулись, пожелали друг другу удачи.
– Тихо сели.
II. Целеполагание и мотивация.
– Ребята, а какой у нас сейчас урок?
– А что нам необходимо для успешной работы на уроке?
– Мы сегодня будем работать под девизом: «Знание собирается по каплям».
– Как понимаете? (Знания за один день невозможно получить, их нужно копить постепенно, может даже всю жизнь).
– Мы сегодня с вами будем учиться.
– А что вы уже умеете делать на уроках русского языка? (Составлять схемы слов, моделировать, описывать внешность человека и т.д.)
– Сегодня, ребята, мы продолжим работу, мы откроем с вами ещё одно новое знание.
– Как вы будете это делать? (Сначала выясним, что не знаем. Для этого выполним пробные действия. Зафиксируем затруднения. Выявим его причину).
– С чего мы начнем работу? (С подготовки руки к письму).
III. Минутка чистописания. (Работа в тетради).
– Назовите элементы букв на первой строчке.
– Какие буквы можно записать, используя данные элементы?
Запишите.
– Посмотрите на вторую строчку. В чем сходство и различие между заглавными буквами «И»,«Ц»? Запишите.
– А между буквами «Ц»,«Щ»?
– Для чего нам нужны заглавные буквы?
– Какую интересную информацию можете дать о звуках «Ц», «Щ»? (У «ц»-нет мягкой пары, у «щ»-нет твердой пары).
– У вас есть, ребята, последняя строчка свободная. Напишем диктант.
– Запишите буквы по их описанию.
а) Это заглавная буква, которая состоит из длинной линии с закруглением вверху и вверху, и длиной линии с закруглением внизу и короткой петли.
б) Это строчная буква, которая состоит из короткой линии с закруглением внизу и линии с закруглением внизу и короткой петли.
в) Это заглавная буква, которая состоит из длинной линии с закруглением вверху и внизу и длинной линии с закруглением внизу.
г) Это строчная буква, которая состоит из короткой линии с закруглением внизу и ещё одной короткой линии с закруглением внизу.
Проверка
IV. Повторение.
– Какой следующий шаг? (Повторение)
– Давайте решим грамматические задачи.
а) В слове несколько согласных и один гласный. Сколько в нем слогов? (Один). Назовите такие слова. (Снег, стол, дом…)
б) В слове три гласных. На сколько слогов можно разделить слово?
в) В словах «друг» и «снег» по три согласных звука. А по сколько слогов?
– Вспомним правило. Сколько в слове гласных, столько и слогов.
V. Актуализация прошлых знаний.
Открыли рабочие тетради. Упражнение 3.
– Читайте внимательно задание. Как поняли? Рассмотрите образец. Составьте план работы (алгоритм).
Придерживаясь этого алгоритма, работаем. Что общего у слов первого столбика?
1) Работа с моделями слов.
– Выбери модель, которая соответствует слову «письмо».
2) Исследовательская работа.
– Почему вторая модель не подходит?
– А третья?
3) Индивидуальное задание.
– Построить модель слова «адрес», преобразовать в модель слова «адреса».
VI. Физкультминутка.
VII. Постановка проблемы и выведение темы урока.
– Отгадайте загадку.
Сбоку – марка и картинка
В круглых штампах
Грудь и спинка.
Маленькое очень
Быстрое как птица
Если захочешь –
За море умчится.
– Верно, это письмо. А что мы называем письмом? Давайте обратимся к словарю С. Ожегова.
– Давайте подумаем, что нужно сделать, прежде чем отправить письмо? (Его нужно положить в конверт).
– У вас на парте два конверта. В какой из них нужно положить письмо? (В конверт с маркой).
– Правильно. Марка оплачивает путь письма.
– Марки бывают интересными и красивыми, маленькими и большими. Многие люди их коллекционируют. Это филателисты (толковый словарь)
VIII. «Открытие» нового знания.
– Посмотрите на конверт. На конверте вверху мы видим слова:
- «от кого»
- «откуда»
– внизу:
- «кому»
- «куда»
Это адреса тех, кто отправляет письмо, и кто его получает.
Отправитель – тот, кто отправляет.
Адресат – тот, кто получает.
– Письмо в конверте, адрес написан. Можно отправлять? (Нет, мы забыли про индекс).
– Индекс означает указатель. Он состоит из шести цифр.
– Посмотрите, как путешествует письмо.
– А всегда ли так было?
Подписывание конверта.
– Ребята, кому можно писать письма? (Бабушке, дедушке, другу).
– А каким должен быть друг?
– Дома вы уже написали письмо другу. Надо его только отправить. Для этого мы должны написать адрес. Сейчас мы будем учиться писать адрес на конверте. (Подробное объяснение).
– При письме ребята используют способ сокращения слов.
Посмотрите на доску:
- Область – обл.
- Город – г.
- Поселок – п.
- Улица – ул.
- Дом – д.
– Приступайте, ребята, к работе. (Звучит тихая музыка)
Проблемная ситуация
– С какими трудностями столкнулись? (Мы не смогли перенести слово.)
– Что же будем делать? Как выйти из этого затруднения? (Нам надо научиться переносить слова.)
– Что из этапа повторения поможет нам достижения цели? (Деление слов на слоги.)
– Так какая же тема нашего урока? (Правила переноса слов)
Работа с учебником. (Стр. 46)
Рубрика «Обрати внимание»
– Прочитайте.
– Составим алгоритм.
- Переносить слова с одной строки на другую надо по слогам.
- При переносе нельзя одну букву оставлять на строке и нельзя одну букву переносить на другую строку.
– Давайте потренируемся, придерживаясь алгоритма.
Работа в тетради «Русский язык».
Деление слов на слоги: марка, дом, Лиман, улица.
– Почему слово «дом» нельзя перенести?
– Как изменить слово, чтобы его можно было перенести?
IX. Физкультминутка для глаз.
X. Работа в парах. Самопроверка по эталону.
– Как проверить, усвоили ли вы новую тему? (Надо выполнить самостоятельную работу и сопоставить с эталоном.
– Вспомните правила работы в парах.
XI. Рефлексия деятельности (итог урока).
– Что необходимо сделать, прежде чем закончить урок? (Подвести итог урока).
– Какие цели мы ставили? (Научиться писать адрес, делить слова для переноса).
– Вы достигли поставленной цели?
– Как мы открывали новые знания? (Выполнили ряд упражнений).
– В чём было затруднение?
– Перед вами лежат кружки:
- Зелёный – согласие;
- Жёлтый – сомнение;
- Красный – несогласие;
Выберите цвет кружка, который показывает, насколько вы хорошо усвоили тему.
– Я знаю правила переноса слов.
– Я хорошо научился подписывать адрес на конверте.
– В самостоятельной работе у меня всё получилось.
– Я смог понять причину ошибок, которые допустил в самостоятельной работе.
– Я доволен своей работой на уроке.
Вывод:
Над чем надо поработать? (Подписывать адрес на конверте).
– Вы набрали хоть капельку знаний?
– Конечно, с каждым днем мы приобретаем знания, открываем тайны русского языка, а значит, становимся более грамотными. Спасибо за урок, мне было интересно с вами работать.