Проектирование, планирование собственно деятельности - это процесс личностный, который не выносит принуждения и формального отношения, не может осуществляться без желания и интереса. В связи с этим среди задач развивающегося ученика существенную роль играет целенаправленная и научно-обоснованная работа по выработке у него собственных жизненных стратегий, направленных на благополучие, успех и самореализацию.
Быстро меняющаяся действительность требует от выпускников школы не только определённого уровня знаний, но и наличия определённого интереса к познанию, навыков самостоятельного альтернативного мышления, умений быстро адаптироваться, выживать, используя свой творческий потенциал. Данная идея находит своё развитие и уточнение в “Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования”, где указано, что профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, в содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории. Главный показатель, свидетельствующий о реализации целей профильного обучения, - готовность учащихся к продолжению образования по избранному направлению и зрелость в выборе способа его получения после школы.
Организация предпрофильной подготовки и профильного обучения в СОШ №8 осуществляется на основе нормативных документов Министерства образования и науки Российской Федерации.
- Постановления Правительства РФ от 29.12.2001 г. № 1756-р “Об утверждении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года”.
- Постановления Правительства РФ от 09.06.2003 г. № 334 “О проведении эксперимента по введению профильного обучения в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования”.
- Приказa МО РФ № 1312 от 9.03.04. “Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования”.
- Письма МО РФ от 04.03.2010 №03-412 “О методических рекомендациях по реализации элективных курсов”.
- Письма МО РФ от 04.03.2010 г. № 03-412 “О методических рекомендациях по вопросам организации профильного обучения”.
Департамента образования администрации
Владимирской области.
Методических рекомендаций “О преподавании
истории и обществознания в общеобразовательных
учреждениях на профильном уровне” (письмо от
03.12.2010 г. № ДО-5859-02-07).
- муниципальная программа “Профессиональная ориентация воспитанников и учащихся”;
- рекомендации школьному психологу по организации предпрофильной подготовки девятиклассников;
- комплект методических материалов по проведению анкетирования учащихся 8-9-ых классов и их родителей с целью изучения социального заказа на организацию профильного обучения в школе III ступени.
- Письма департамента образования от 11.03.2008г. № ДО-1024-02-07 “Примерная форма договора между образовательными учреждениями и ресурсными центром о совместной деятельности сторон, направленной на создание условий для обучающихся в профильном классе”.
- Письма департамента образования от 19.08.2008г. № ДО-3533-02-07 (примерная форма договора о взаимодействии органа управления образованием и подведомственных учреждений (общего образования, дополнительного образования, начального и среднего образования) по организации предпрофильной подготовки и профильного обучения; примерная форма о совместной деятельности в муниципальной сети профильного обучения).
а также Приказов управления образования
администрации г. Коврова Владимирской области; и
нормативных документов школьного уровня:
В настоящее время идет разработка положения об индивидуальном учебной плане учащегося.
C 1992 года наша школа перешла на профильное обучение в старшей школе. Статус опорного образовательного учреждения по направлению “Организация предпрофильной подготовки” позволил нам активно работать над созданием собственной модели организации предпрофильного и профильного обучения.
Стратегическая цель создания модели профильного обучения в нашей школе: проектирование профессиональной ориентации и самоопределения учащихся.
Тактические цели:
· обеспечение доступности для учащихся получения полноценного образования (в соответствии с их индивидуальными склонностями и потребностями);
· установление преемственности между общим и профессиональным образованием;
· создание условий для успешной социализации выпускников с учетом реальных потребностей рынка труда.
Задачи:
- удовлетворить образовательные потребности выпускников;
- способствовать установлению равного доступа к качественному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их склонностями и потребностями;
- обеспечить углубленное изучение предметов, способствующих успешной социальной адаптации учащихся;
- создать условия для дифференциации содержания обучения;
- создать блок дополнительного образования как одного из элементов непрерывного обучения;
- расширить возможности социализации учащихся, обеспечив преемственность между общим и профессиональным образованием;
- более эффективно готовить выпускников школы к освоению программ высшего и среднего профессионального образования.
В нашей школе переход на профильное обучение начался с первого сентября 1992 года.
Были открыты инженерно-экономический и химико-биологический классы, заключен договор с КГТА имени В.А.Дегтярева и ковровским медицинским училищем о проведении совмещенных экзаменов для учащихся 11 классов.
Однако в последние годы школа была вынуждена изменить профили обучения. Что основывалось, во-первых, на данных по изучению социального заказа
анкетирование родителей и учащихся по выявлению интересов и способностей детей показало, что
80% родителей хотят, чтобы их дети поступили в ВУЗы, а для этого необходима хорошая подготовка в школе, в том числе профильное обучение.
37% родителей видят своих детей в будущем юристами,
39% – экономистами,
24% – назвали другие профессии.
Во-вторых, в 2008-2009 учебном году по распоряжению Главы города Коврова Табацковой И.В. в МОУ СОШ № 8 были открыты кадетские классы.
Мониторинг выбора профильного обучения показал, что снизились запросы на химико-биологические профильные классы. Однако количество учащихся, желающих обучаться в социально-экономическом и кадетском классах, возросло.
Исходя из этих данных, школа ввела социально-экономический и кадетский профили.
Была разработана структура организации профильного обучения, составлен учебный план, разработаны программы элективных курсов и курсов по выбору, программы дополнительного образования, подобраны кадры для работы в профильных классах, заключены договора о сотрудничестве различными учреждениями и организациями города, области, других регионов.
В школе имеется необходимая учебно-материальная база: учащиеся занимаются в оборудованных классах, к их образовательным запросам библиотечно-информационный центр, оснащенный медиатекой и выходом в интернет. В школе функционируют три компьютерных класса, один из которых мобильный. В 18 учебных кабинетах имеются компьютеры с выходом в интернет, в 16 — интерактивные доски, в 15 мультимедийные проекторы.
Кадровый потенциал педагогов, работающих в профильных классах, достаточно высок. В старших классах работают 22 учителя, из них все с высшим образованием, 12 человек имеют высшую категорию, 10 человек – первую категорию. Среди них 4 педагога - заслуженные учителя РФ, отличники народного просвещения, 3 учителя - лауреаты городского конкурса “Учитель года”, 3 педагога - победители регионального и всероссийского конкурса учителей, проводимого в рамках реализации приоритетного национального проекта “Образование”.
В школе продолжает осуществляться внутришкольная модель профильного обучения:
Класс | Профили обучения | Профильные предметы |
10 | Социально-экономический | Алгебра и начала анализа, геометрия, обществознание, экономика |
Кадетский | Алгебра и начала анализа, геометрия, физика, право | |
11 | Кадетский | Алгебра и начала анализа, геометрия, физика, право |
Формирование учебных планов профильных классов было осуществлено в соответствии с алгоритмом, рекомендованным в Пояснительной записке к федеральному базисному учебному плану и примерным учебным планам для общеобразовательных учреждений РФ (среднее (полное) общее образование).
Вариативная часть учебного плана представлена тремя видами элективных курсов. (Приложение 1)
Особенности учебного плана кадетских классов.
Учебный план предусматривает две ступени образования:
- Предпрофильная подготовка - 7-9 классы.
- Профильная подготовка – 10-11 классы.
Содержание образования кадетских классов включает основное и дополнительное образование, направленное на интеллектуальное и физическое развитие учащихся.
Содержание кадетского образования
Основное образование, определяемое государственным образовательным стандартом основного общего, среднего (полного) образования.
Дополнительное образование является одной из важнейших частей образовательного процесса в кадетском классе. Его направленность определяется развитием индивидуальных творческих, духовных, физических и других способностей кадетов. Кадетское объединение реализует дополнительные образовательные программы военно-прикладной, пожарно-прикладной, туристической, медицинской, этической направленности и физической подготовки обучающихся.
Занятия проводят воспитатели, преподаватели-организаторы ОБЖ, педагоги дополнительного образования. (Приложение 2). В течение учебного года занятия в кадетских классах проводятся непосредственно в кадетском корпусе, а также на базе других учреждений города.
Особое место в системе подготовки кадетов-спасателей занимают профильные смены школы безопасности и соревнования всех уровней. После окончания учебного года – выезд в учебно-тренировочный лагерь при Ивановском институте государственной противопожарной службы (6-дневные учебно-полевые сборы). В обстановке “максимально приближённой к боевой” ребята проявляют все свои лучшие качества, учатся применять полученные знания в нестандартных ситуациях, перенимают опыт от находящихся рядом преподавателей института, офицеров Главного управления МЧС по Ивановской области, от профессионалов-спасателей.
Профильному обучению предшествует предпрофильная подготовка, осуществляемая в основной школе. Ее цель – выявление интересов, проверка возможностей ученика на основе широкой палитры небольших курсов, охватывающих основные области знания, позволяющие составлять представление о характере профессионального труда людей на основе личного опыта.
Компонентом предпрофильной подготовки является профильная ориентация как специально организованная деятельность, направленная на оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в проектировании вариантов продолжения обучения в профильных классах старшей школы и в учреждениях профессионального образования. Профильная ориентации предполагает работу по повышению готовности подростка к социальному, профессиональному и культурному самоопределению в целом.
Опыт работы показывает, что при всём многообразии средств педагогического сопровождения самоопределения школьников, центральным направлением работы школы со старшими школьниками должно стать информационное сопровождение профильного обучения, которое охватывает всех участников воспитательно-образовательного процесса: учеников, учителей и родителей.
Информационно-профориентационная работа с учениками 8-9 классов
Основными формами этой работы являются следующие:
1. Выпуск информационных карт об открывающихся профилях в предстоящем учебном году и распространение их среди учащихся и родителей.
2. Проведение в начале года школьной ярмарки-презентации факультативных, элективных курсов, кружков.
3. Размещение информации о профилях обучения на сайте школы.
4. Цикл классных часов “Твой образовательный маршрут”, “Калейдоскоп профессий”, “Склонности и возможности в выборе будущей профессии”, на которых рассказывается о различных сторонах той или иной профессии, представляется профессиональный мир в конкретно-наглядной форме, а также показывается связь между профессиями и профилями обучения. Цель этого направления – создать у учащихся максимально четкий и конкретный образ основных типов профессий, что поможет в будущем сделать наиболее осознанный и осмысленный выбор.
5. Проведение психологических профориентационных игр “Кадровый вопрос”, “Робинзонада”, школьного конкурса сочинений для учащихся 9-11 классов “Как я себе представляю будущую профессию”.
6. Информирование учащихся и родителей о профессиях, востребованных в настоящее время на рынке труда через встречи с представителями учебных заведений высшего, среднего и начального профессионального образования города, области, других регионов (г. Иваново, г. Шуя, г. Москва, г. Нижний Новгород, г. Владимир и др.) В прошлом учебном году у нас побывали представители 22 учебных заведений. Проведение Дней открытых дверей в кадетских классах. Информирование о проведении подобных мероприятий в других учебных заведениях города, области, различных территорий.
7. Работа сменного стенда “Выбирая профиль, выбираем профессию”, “Куда пойти учиться?”, на которых помещены извлечения из положения о профильных классах, подробная информация об учебных заведениях, всё о правилах проведения ЕГЭ и ГИА.
8. Ведение курса по выбору “Школа самоопределения. Твоя профессиональная карьера” и курса “Выбор профиля обучения” 8-9 классах.
9. Диагностические процедуры по изучению интересов и склонностей 8-9-классников в рамках психологического практикума “Мой выбор”. В школе апробирован ряд анкет для школьников и их родителей с целью изучения запросов на образование на разных этапах обучения (методики Л.Я.Ясюковой, С.Н.Чистяковой и Г.Резапкиной).
10. Другой важной составляющей организации
предпрофильной подготовки является
формирование портфеля достижений школьников,
одной из форм индивидуальной оценки знаний
учащегося, наиболее актуальной в условиях
перехода к профильному обучению. На сегодняшний
момент нами разработаны Положения о портфолио
обучающихся, портфели достижений для учащихся 4 и
9-х классов.
В начальной школе портфолио представляет собой
коллекцию наиболее значимых для учащихся работ и
результатов, которые демонстрируют его
усилия, продвижения и достижения в различных
предметах. Эти данные, при умелом их
использовании учителями, помогут пятиклассникам
преодолеть адаптационный период, а учителям
определить их дальнейший образовательный
маршрут.
Портфолио учащихся 9-х классов являются
результатом многолетнего сбора информации об
обучающемся и своеобразным пропуском в
профильные классы (10-е).
Кроме этого, в рамках предпрофильной подготовки корректируется набор курсов по выбору: если в 2009-2010 учебном году ученикам 8 и 9 классов был предложен набор курсов по выбору объёме девяти наименований, в 2010-2011 учебном году их было уже 12, в 2011-2012 учебном году - 18 курсов.
Курсы по выбору направлены на профильную ориентацию и развитие интереса к определённому профилю (социально-экономическому, кадетскому, химико-биологическому), отличаются развивающей направленностью обучения и активностью обучающихся в процессе проведения занятий. (Приложение 3)
Информационная поддержка родителей в нашей школе осуществляется в двух направлениях: на уровне классных и общешкольных родительских собраний:
Класс | Классные родительские собрания | Общешкольные родительские собрания |
8 | “Профессиональное самоопределение” | Профильное обучение и ЕГЭ |
9, 10, 11 | “Выбирая профессию...” | “Современное состояние на рынке труда и выбор профессии”. (9-11 классы) |
10 | “Адаптация учащихся к новым условиям обучения” | Организация предпрофильной подготовки и профильного обучения в новом учебном году. (8-11 классы) |
9, 10, 11 | “Роль родителей в профессиональном самоопределении учащихся |
Кроме того, для родителей и учащихся ежегодно в мае проводится День открытых дверей по набору в кадетские классы.
Профильное обучение функционирует как открытая система: обширный материал для родителей, заинтересованной общественности, обучающихся представлен и на сайте школы, где выложены все материалы о профильном обучении в школе.
По-прежнему большое внимание уделяется информационной поддержке педагогов, работающих в профильных классах.
1. Обновлена информационная база для осуществления профильного обучения: учебная и методическая литература (учебники профильного уровня по обществоведению, экономике, праву, математике, физике; учебные программы профильного уровня; методические пособия; разработки уроков), приобретены сборники программ элективных курсов, курсов по выбору, в медиатеке собран обширный банк презентаций по теме;
2. Введены семинары-практикумы по теме “Содержание компонента образовательного учреждения в профильных классах (элективные курсы, проектная и исследовательская деятельность учащихся)”, Ежегодно в школе проводятся психологические тренинги “Навыки самопрезентации”, “Профессиональное выгорание”; “Приемы расположения к себе”.
3. Творчески работающие учителя принимают участие в семинарах города и области, постоянно совершенствуют своё педагогическое мастерство
4. Все учителя прошли курсы по предпрофильной подготовке и профильному обучению, а также курсовую подготовку по актуальным направлениям педагогической деятельности.
Все педагоги школы, работающие в профильных классах, используют современные технологии воспитания и обучения. Использование информационных технологий в преподавании предметов возможно благодаря наличию в школе медиатеки с хорошим ресурсным обеспечением и квалификацией учителей. Курсы о повышении квалификации в сфере ИКТ имеют 100% учителей, работающих в профильных классах. (Приложение 4)
Работа в предпрофильных и профильных классах вывела педагогов школы на более высокий уровень преподавания и совершенствования педагогического мастерства. Результатом стали авторские программы предпрофильных и профильных курсов (26 программ).
С введением предпрофильного и профильного обучения увеличилось количество обучающихся, как принимающих участие, так и победивших в различных конкурсах, проектах, научно-практических конференциях, марафонах.
Год от года растет число учащихся, принимающих участие в Международных, во Всероссийских заочных и дистанционных олимпиадах, конкурсах, чемпионатах, конференциях. В 2010-2011 учебном году 189 человек приняли участие в Международной лингвистической интеллектуальной игре “Русский медвежонок - языкознание для всех”, 213 человек - во Всероссийской интеллектуальной игре “Кенгуру”, 14 человек - в Международной игре “Золотое руно”, 48 человека - в Международном конкурсе по английскому языку “Британский бульдог”. Очень активно участвует наша школа в различных областных, городских мероприятиях, конкурсах, научно-практических конференциях по математике, литературе, городской краеведческой конференции, всевозможных конкурсах рисунков, городской интеллектуальной игре “Умники и умницы”, городском конкурсе “Творец”, открытом городском конкурсе “Лазурь”, а также соревнованиях и эстафетах спортивной и пожарно-прикладной направленности. И везде у нас есть победители и призеры.
О том, что в школе сложилась система предпрофильной и профильной подготовки учащихся, свидетельствует наличие победителей и призёров городских предметных олимпиад по математике, русскому языку, праву, литературе, обществознанию. Ежегодно учащиеся школы направляются на областные предметные олимпиады. В этом учебном году победителями и призерами в предметных олимпиадах на муниципальном уровне стали 32 ученика нашей школы.
Выбор предметов на итоговой аттестации выпускниками 11-х классов соответствует профилю их обучения в классах третьей ступени, а также соответствует мотивации выбора: предмет необходим для продолжения образования, важен для будущей профессии.
Анализируя сведения о трудоустройстве выпускников, прослеживается стабильность числа поступающих в Академию государственной противопожарной службы МЧС России (г. Москва, Санкт-Петербург, Иваново), Высшую школу экономики (г. Нижний Новгород), Нижегородский институт управления, Королевский институт управления, экономики и социологии, Владимирский филиал Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.
В школе наметилась положительная динамика поступления в вузы. Почти 60% выпускников выбирают вуз или другое учебное заведение в соответствии со своим профилем. (Приложение 5)
Таким образом, модель профильного обучения, которая сложилась в нашей школе, создает условия для приоритетного освоения старшеклассниками тех учебных дисциплин, которые в наибольшей степени соответствуют их индивидуальным интересам и потребностям, а следовательно, способствует выстраиванию жизненной стратегии развивающейся личности. (Приложение 6)