Последние десятилетия состояние здоровья российских детей вызывает серьезную тревогу родителей, государственных деятелей, специалистов различного профиля. Исследователи отмечают, что объективным показателем неблагополучия является ухудшение здоровья сегодняшних школьников по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования. Негативные тенденции роста заболеваемости детей в процессе обучения повышают актуальность проблем охраны здоровья учащихся. В целом число детей с хронической патологией за время обучения в школе возрастает более чем в полтора раза. Здоровье школьников тесно связано с состоянием школьной среды, личностью учителя и педагогическими технологиями.
Количество случаев нарушения здоровья возрастает в периоды наиболее существенных изменений условий обучения:
- при поступлении в школу (адаптация в 1 классе),
- при переходе к предмётному обучению (адаптация в 5 классе)
- при переходе на третью ступень школы (адаптация в 10 классе).
Исследования показали, что заболеваниям в эти
периоды нередко предшествует выраженная
эмоционально-стрессовая реакция, возникающая в
связи с необходимостью приспосабливаться к
новым микросоциальным условиям. Нарушения
здоровья учащихся часто имеют дезадаптационный
генезис. Поэтому мероприятия, направленные на
уменьшение выраженности психоэмопионального
стресса и на повышение функциональных ресурсов
организма в процессе школьного обучения,
являются важным компонентом системы активного
формирования здоровья.
Перечень общепатогенных факторов, наносящих
вред здоровью всех граждан, в том числе и
здоровью школьников, на которые указывают многие
исследователи и практики.
Исследования Института возрастной физиологии РАО позволяют проранжироватъ вышеперечисленные школьные факторы риска и выделить наиболее важные, разместив их по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся .
Школьные факторы риска:
1. Стрессовая педагогическая тактика.
2. Несоответствие методик и технологий обучения
возрастным и функциональным возможностям
школьников.
3. Несоблюдение элементарных физиологических и
гигиенических требований к организации учебного
процесса.
4. Недостаточная грамотность родителей в
вопросах сохранения здоровья детей.
5. Провалы в существующей системе физического
воспитания.
6. Интенсификация учебного процесса.
7. Функциональная неграмотность педагога в
вопросах охраны и укрепления здоровья учащихся.
8. Частичное разрушение служб школьного
медицинского контроля.
9. Отсутствие системной работы по формированию
представления о здоровье и здоровом образе жизни
как ценности {М. М. Безруких и др., 2002}.
Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней.
В соответствии с законом РФ “Об образовании” здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.
Развитие школы идет по пути интенсификации, увеличения физических и психических нагрузок на ребенка. По данным социальной службы школы из 102 первоклассников:
- 46 больных детей:
- 50 % детей имеют отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата;
- 17% – понижение зрения;
- 13 % – эндокринные заболевания;
- 20 % детей страдают хроническими заболеваниями.
Таким образом, появилась острая необходимость решения данной проблемы в масштабе страны, региона, города школы и отдельно взятого класса.
Выявлены причинно-следственные факторы, негативно влияющие на здоровье детей данного класса.
Задача учителя начальных классов – стать организатором, координатором совместного творчества (сотворчества) детей, родителей, педагогов-предметников, медиков, которое помогало бы каждому его подопечному осознать здоровье как самоценность, выбрать здоровый образ жизни, поддерживало и развивало детские инициативы в этой области. Эта совместная деятельность может быть не только интересной и увлекательной, она выгодна с точки зрения здоровья для каждого участника этого процесса.
Социально-профилактическая работа в социальном блоке по формированию ценностного отношения к здоровью из эпизодической должна перейти на уровень системы. Данная профилактика должна стать частью всей системы воспитания.
Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни должно также стать одним из основных направлений работы психолого-социальной службы школы. Проведение мониторингов по выявлению учащихся “группы риска” поможет педагогу-психологу наметить формы и методы избирательной профилактики с разными группами учащихся, что даст позитивный результат. Комплексный психолого-педагогический подход к проблеме позволит аккумулировать эффект от взаимодействия всех специалистов.