Цели урока:
- раскрыть понятие физической природы электрического тока в металлах, опытное подтверждение электронной теории;
- продолжить формирование естественно-научных представлений по изучаемой теме
- создать условия для формирования познавательного интереса, активности учащихся
- формированию навыков;
- формированию коммуникативного общения.
Оборудование: интерактивный комплекс SMART Board Notebook, локальная сеть компьютеров, интернет.
Метод ведения урока: комбинированный.
Эпиграф урока:
Науку все глубже постигнуть стремись,
Познанием вечного жаждой томись.
Лишь первых познаний блеснет тебе свет,
Узнаешь: предела для знания нет.
Фирдоуси
(Персидский и таджикский поэт, 940-1030 гг.)
План урока.
I. Оргмомент
II. Работа в группах
III. Обсуждение итогов, монтаж презентации
IV. Рефлексия
V. Домашнее задание
Ход урока
- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня наша работа будет проходить по группам.
Задания группам:
I. Физическая природа зарядов в металлах.
II. Опыт К.Рикке.
III. Опыт Стюарта, Толмена. Опыт Мандельштама, Папалекси.
IV. Теория Друде.
V. Вольт-амперная характеристика металлов. Закон Ома.
VI. Зависимость сопротивления проводников от температуры.
VII. Сверхпроводимость.
Содержание заданий, выполненных в группах.
1. Электрическая проводимость представляет собой способность веществ проводить электрический ток под действием внешнего электрического поля.
По физической природе зарядов – носителей электрического тока, электропроводность подразделяют на:
А) электронную,
Б) ионную,
В) смешанную.
2. Для каждого вещества при заданных условиях характерна определенная зависимость силы тока от разности потенциалов.
По удельному сопротивлению вещества принято делить на:
А) проводники (p < 10-2 Ом*м)
Б) диэлектрики (p > 10-8 Ом*м)
В) полупроводники (10-2 Ом*м> p>10-8 Ом*м)
Однако такое деление условно, т. к. под воздействием ряда факторов (нагревания, облучения, примеси) удельное сопротивление веществ и их вольт - амперная характеристика изменяются, и иногда очень существенно.
3. Носителями свободных зарядов в металлах являются электроны. Доказано классическими опытами К. Рикке (1901 г.) – немецкий физик; Л.И. Мандельштамом и Н. Д. Папалекси (1913 г.) – наши соотечественники; Т. Стюартом и Р. Толменом (1916 г.) – американские физики.
К. Рикке
Опыт К. Рикке
Три предварительно взвешенных цилиндра (два медных и один алюминиевый) Рикке сложил отшлифованными торцами так, что алюминиевый оказался между медными. Затем цилиндры были включены в цепь постоянного тока: через них в течение года проходил большой ток. За то время через электрические цилиндры прошел электрический заряд, равный приблизительно 3.5 млн Кл. Вторичное взаимодействие цилиндров, проводившееся с до 0.03 мг, показало, что масса цилиндров в результате опыта не изменилась. При исследовании соприкасавшихся торцов под микроскопом было установлено, что имеются лишь незначительные следы проникновения металлов, которые не превышают результатов обычной диффузии атомов в твердых телах. Результаты опыта свидетельствовали о том, что в переносе заряда в металлах ионы не участвуют.
Л.И. Мандельштам
Н. . Папалекси
Опыт Л. И. Мандельштама и Н. Д. Папалекси
Русские ученые Л. И. Мандельштам (1879—1949; основатель школы радиофизиков) и Н. Д. Папалекси (1880—1947; крупнейший советский физик, академик, председатель Всесоюзного научного совета по радиофизике и радиотехнике при АН СССР) в 1913 году поставили оригинальный опыт. Взяли катушку с проводом и стали крутить ее в разные стороны.
Раскрутят, к примеру, по часовой стрелке, потом резко остановят и — назад.
Рассуждали они примерно так: если электроны и вправду обладают массой, то, когда катушка внезапно останавливается, электроны еще некоторое время должны двигаться по инерции. Движение электронов по проводу — электрический ток. Как задумали, так и получилось. Подсоединили к концам провода телефон и услышали звук. Раз в телефоне слышен звук, следовательно, через него ток протекает.
Т. Стюарт
Опыт Т. Стюарта и Р. Толмен
Возьмём катушку, которая может вращаться вокруг своей оси. Концы катушки с помощью скользящих контактов замкнуты на гальванометр. Если находящуюся в быстром вращении катушку резко затормозить, то свободные электроны в проволоке продолжат двигаться по инерции, в результате чего гальванометр должен зарегистрировать импульс тока.
П. Друде
Теория Друде
Электроны в металле рассматриваются как электронный газ, к которому можно применить кинетическую теорию газов. Считается, что электроны, как и атомы газа в кинетической теории, представляют собой одинаковые твердые сферы, которые движутся по прямым линиям до тех пор, пока не столкнутся друг с другом. Предполагается, что продолжительность отдельного столкновения пренебрежимо мала, и что между молекулами не действует никаких иных сил, кроме возникающих в момент столкновения. Так как электрон - отрицательно заряженная частица, то для соблюдения условия электронейтральности в твердом теле также должны быть частицы другого сорта - положительно заряженные. Друде предположил, что компенсирующий положительный заряд принадлежит гораздо более тяжелым частицам (ионам), которые он считал неподвижными. Во времена Друде не было ясно, почему в металле существуют свободные электроны и положительно заряженные ионы, и что эти ионы из себя представляют. Ответы на эти вопросы смогла дать только квантовая теория твердого тела. Для многих веществ, однако, можно просто считать, что электронный газ составляют слабо связанные с ядром внешние валентные электроны, которые в металле "освобождаются" и получают возможность свободно передвигаться по металлу, тогда как атомные ядра с электронами внутренних оболочек (атомные остовы) остаются неизменными и играют роль неподвижных положительных ионов теории Друде.
Электрический ток в металлах
Все металлы являются проводниками электрического тока и состоят из пространственной кристаллической решетки, узлы которой совпадают с центрами положительных ионов, а вокруг ионов хаотически движутся свободные электроны.
Основные положения электронной теории проводимости металлов.
- Металл можно описать следующей моделью: кристаллическая решетка ионов погружена в идеальный электронный газ, состоящий из свободных электронов. У большинства металлов каждый атом ионизирован, поэтому концентрация свободных электронов приблизительно равна концентрации атомов 1023- 1029м-3 и почти не зависит от температуры.
- Свободные электроны в металлах находятся в непрерывном хаотическом движении.
- Электрический ток в металле образуется только за счет упорядоченного движения свободных электронов.
- Сталкиваясь с ионами, колеблющимися в узлах кристаллической решетки, электроны отдают им избыточную энергию. Вот почему при прохождении тока проводники нагреваются.
Электрический ток в металлах.
Где v – средняя скорость направленного движения заряженных частиц, S – площадь поперечного сечения проводника, n – концентрация электронов проводимости.
Оценка скорости движения свободных электронов в проводнике при S= 1 м , I = 10 A
Отметим, что скорость распространения тока в проводнике равна скорости распространения электромагнитных волн в вакууме c = 3*108
Из закона Ома для участка цепи следует, что вольт-амперная характеристика металлов – прямая линия
Напомним, что , где p – удельное сопротивление, l – длина, S – площадь поперечного сечения проводника.
Сверхпроводимость
Явление уменьшения удельного сопротивления до нуля при температуре, отличной от абсолютного нуля, называется сверхпроводимостью. Материалы обнаруживающие способность переходить при некоторых температурах, отличных от абсолютного нуля, в сверхпроводящее состояние, называются сверхпроводниками.
Прохождение тока в сверхпроводнике происходит без потерь энергии, поэтому однажды возбужденный в сверхпроводящем кольце электрический ток может существовать неограниченно долго без изменения.
Сверхпроводящий материалы уже используются в электромагнитах. Ведутся исследования, направленные на создание сверхпроводящих линий электропередачи.
Применение явления сверхпроводимости в широкой практике может стать реальностью в ближайшие годы благодаря открытию в 1986 г. Сверхпроводимости керамик – соединений лантана, бария, меди и кислорода. Сверхпроводимость таких керамик сохраняется до температур около 100 К.
Молодцы, ребята! С работой справились отлично. Получилась хорошая презентация. Спасибо за урок!
Литература.
- Горбушин Ш.А. Опорные конспекты для изучения физики за курс средней общеобразовательной школы. – Ижевск “Удмуртия”, 1992.
- Ланина И.Я. Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1985.
- Урок физики в современной школе. Творческий поиск учителей: Книга для учителя /Сост. Э.М.Браверман/ Под редакцией В.Г. Разумовского.- М.: Просвещение, 1993
- Дигелев Ф.М. Из истории физики и жизни ее творцов: Книга для учащихся.- М.: Просвещение, 1986.
- Карцев В.Л. Приключения великих уравнений.- 3-е издание – М.: Знание, 1986. (Жизнь замечательных идей).