Направить мысли и стремления учащихся начальных классов на путь познания и добра можно только развивая у детей чувство гражданской ответственности, патриотизма, изучая и сохраняя традиции края, в котором живут. Только научившись любить свой край, можно стать гражданином России, любить ее культуру и постичь выдающиеся ценности мировой цивилизации.
Большинство моих воспитанников родилось в Мурманске, и наш северный край – это их малая Родина. Именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению города, края как окружающего ребенка микромира, создаются условия для формирования нравственных качеств.
Именно поэтому в своих уроках применяю регионально-национальный компонент. На данном уроке учащиеся знакомятся с коренными жителями Кольского полуострова – поморами.
Имя урока: «Слова-родственники»
Тип урока: закрепление знаний и способов действий
Цели:
- развитие умения распознавать родственные слова;
- формирование у детей интереса к историческому прошлому родного края;
- развитие внимания, мышления, умения сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать;
- мотивация учеников к познанию через рефлексию и развитие рефлексивных возможностей.
Ход урока
I. Организационный момент
Прозвенел звонок веселый,
Мы начать урок готовы.
Будем думать, рассуждать
И друг другу помогать.
Сегодня на уроке отправимся путешествовать в Мир слов.
Повторим все, что знаем, и, может быть, откроем новые секреты русского
языка.
Я предлагаю взять с собой Солнышко.
– Как вы думаете, почему Солнышко грустное?
– Хотите развеселить Солнышко?
Я надеюсь, будем работать дружно, активно.
Думаю, что вместе нам все будет по силам.
И путешествие совершим, и Солнышко развеселим.
За каждое правильно выполненное задание у Солнышка будут появляться лучики.
II. Тема урока «Слова – родственники»
– Догадайтесь, о каких словах будем говорить?
– Какие слова называются однокоренными?
1. Работа с текстом.
Прочитайте текст на доске.
На берегу Белого моря ж...вут люди. Они называют себя поморами.
Поморы – хорош...е моряки. Они смело бороздят м...рские просторы.
– Какое задание можно выполнить?
– вставить пропущенные буквы;
– найти однокоренные слова; …
море – моряки, морские
Докажите, что слова однокоренные.
Интересное слово: поморы
– Догадайтесь, кого называют поморами?
Словарь: Поморы – жители местности, прилегающей к морю.
Действительно, на всех древнеславянских языках слово «поморы» означает «живущие у моря».
В других источниках: Поморы – коренной народ российского севера, живущий по берегам северорусских рек и морей.
– Можем ли мы отнести слово «поморы» к словам-родственникам?
– Почему?
– А вы можете себе представить, как выглядел помор?
Давайте попробуем.
Закройте глаза. Представьте помора: он одет в совик (одежду с капюшоном, надеваемой через голову), на поясе ремень с ножнами, на ногах бахилы (непромокаемые кожаные чулки с подвязками).
Откройте глаза. (Показ помора)
– Совпали ваши представления?
Земля поморов называется Поморье.
– Можно отнести это слово к нашей группе однокоренных слов?
Докажите.
2. Коллективная работа
А сейчас я вам предлагаю совершить заочное путешествие в поморское поселение.
– С какой целью исследователи отправляются в путешествие? (Узнать что-то новое)
Посмотрите: в таких избах жили поморы.
Прочитайте слова на домиках.
Догадайтесь, почему именно эти слова записаны на домиках? (Это представители растительного (флоры) и животного мира (фауны) Кольского полуострова)
У каждого из вас лежит карточка со словом.
Давайте поможем словам – родственникам найти свой домик.
(У каждого ребенка – карточка со словом, которую нужно поместить в домик к родственникам.)
Тюлень, тюлений, тюль, тюлененок, тюленина
Черника, черный, чернила, чернеть, черненый, черничник
Береза, березовый, подберезовик, березняк, березонька, березка
Синица, синий, синева, синить, синька, сироп
Зубатка, зуб, зубастый, зубок, зубр
Проверка.
Посмотрите, как много жителей заселилось в поморские избы! И наше Солнышко стало веселее.
– Как вы думаете, почему?
Физкультминутка
Молодцы! Вы умеете работать со словом, его лексическим значением. Эти знания нам понадобятся при выполнении следующих заданий.
3. Работа в парах.
Покажите готовность работать в парах – тянемся к солнышку.
Перед вами цветные карточки со словами.
Нужно выполнить задание по данному алгоритму:
Прочитай все слова.
Выпиши однокоренные слова
Выдели корень.
Выпиши «лишнее» слово
Подбери к нему однокоренные слова
– Кола, кольский, укол, коляне.
– Мурманск, Мурка, мурманчанка, Мурман.
– Олень, олений, олененок, ленивый.
– Саам, саамский, саамы, самолет.
– Север, северный, северянин, североморец
– Лед, ледяной, ледовый, след
– Холод, холмик, холодок, похолодало
– Снег, снеговик, снежный, нежный
Проверка:
– В каких группах оказались лишние слова?
– В каких группах все слова-родственники?
4. Подбор однокоренных слов
– Раз поморы живут по берегу моря, догадайтесь, какой их основной промысел? (Они занимались преимущественно рыбной ловлей.)
Давайте и мы с вами немного поиграем.
Игра так и называется «Собери улов».
Выясни умело линию родства –
Однокоренные подбери слова.
Удача улыбнется лишь тому рыбаку, который подберет самое интересное слово!
Рыба – рыбный, рыбак, рыболов, …
Освоение лова рыбы проходило в тяжелых природных условиях.
Жизнь поморов, их благополучие зависели от суровой северной природы, от ветров и моря, от капризной погоды.
5. Классификации слов.
Но Север – еще и таинственный край.
Много нераскрытых загадок хранит в себе седой Кольский полуостров.
Одну из особенностей нашего края вы узнаете, разделив слова на группы.
– На какие группы можно разделить слова?
Зима, лето, летний, зимовать, зимний, лететь
зима | лето |
зимний | летний |
зимовать | лететь |
– Все согласны?
Слово «лететь» не сходно по смыслу с другими словами этого столбика. Докажите.
Лететь – летит, самолет, летчик, …
– Сравните слова 1 и 2 столбика. Что еще заметили? (это – слова-антонимы)
Здешний климат удивляет приезжих: зимой едва ударил сильный мороз, как тут же начинается оттепель. А летом подует холодный пронизывающий ветер, и даже в июне выпадает снег.
III. Итог урока
– Итак, наше путешествие подошло к концу. Как много интересного мы узнали! Посмотрите, как изменилось Солнышко! (Солнышко улыбается)
– Как вы думаете, почему? (Ответы детей.)
– Подведем итог нашей работы: закройте глаза. Попробуйте мысленно ответить на вопросы:
– Что вы узнали нового?
– Пригодятся ли нам эти знания?
– Что вы чувствовали на уроке?
– Всегда ли вы могли сами справиться с заданием?
– Откройте глаза.
– Кто из вас хочет сказать об этом вслух?
– Что помогло нам дойти до конца пути?
– Вы молодцы!