Однокоренные слова

Разделы: Начальная школа


Направить мысли и стремления учащихся начальных классов на путь познания и добра можно только развивая у детей чувство гражданской ответственности, патриотизма, изучая и сохраняя традиции края, в котором живут. Только научившись любить свой край, можно стать гражданином России, любить ее культуру и постичь выдающиеся ценности мировой цивилизации.

Большинство моих воспитанников родилось в Мурманске, и наш северный край – это их малая Родина. Именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению города, края как окружающего ребенка микромира, создаются условия для формирования нравственных качеств.

Именно поэтому в своих уроках применяю регионально-национальный компонент. На данном уроке учащиеся знакомятся с коренными жителями Кольского полуострова – поморами.

Имя урока: «Слова-родственники»

Тип урока: закрепление знаний и способов действий

Цели:

  • развитие умения распознавать родственные слова;
  • формирование у детей интереса к историческому прошлому родного края;
  • развитие внимания, мышления, умения сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать;
  • мотивация учеников к познанию через рефлексию и развитие рефлексивных возможностей.

Ход урока

I. Организационный момент

Прозвенел звонок веселый,
Мы начать урок готовы.
Будем думать, рассуждать
И друг другу помогать.

Сегодня на уроке отправимся путешествовать в Мир слов.
Повторим все, что знаем, и, может быть, откроем новые секреты русского языка.

Я предлагаю взять с собой Солнышко.

– Как вы думаете, почему Солнышко грустное?

– Хотите развеселить Солнышко?

Я надеюсь, будем работать дружно, активно.

Думаю, что вместе нам все будет по силам.

И путешествие совершим, и Солнышко развеселим.

За каждое правильно выполненное задание у Солнышка будут появляться лучики.

II. Тема урока «Слова – родственники»

– Догадайтесь, о каких словах будем говорить?
– Какие слова называются однокоренными?

1. Работа с текстом.

Прочитайте текст на доске.

На берегу Белого моря ж...вут люди. Они называют себя поморами.
Поморы – хорош...е моряки. Они смело бороздят м...рские просторы.

– Какое задание можно выполнить?

– вставить пропущенные буквы;
– найти однокоренные слова; …
море – моряки, морские

Докажите, что слова однокоренные.

Интересное слово: поморы

– Догадайтесь, кого называют поморами?

Словарь: Поморы – жители местности, прилегающей к морю.

Действительно, на всех древнеславянских языках слово «поморы» означает «живущие у моря».

В других источниках: Поморы – коренной народ российского севера, живущий по берегам северорусских рек и морей.

– Можем ли мы отнести слово «поморы» к словам-родственникам?

– Почему?

– А вы можете себе представить, как выглядел помор?

Давайте попробуем.

Закройте глаза. Представьте помора: он одет в совик (одежду с капюшоном, надеваемой через голову), на поясе ремень с ножнами, на ногах бахилы (непромокаемые кожаные чулки с подвязками).

Откройте глаза. (Показ помора)

– Совпали ваши представления?

Земля поморов называется Поморье.

– Можно отнести это слово к нашей группе однокоренных слов?

Докажите.

2. Коллективная работа

А сейчас я вам предлагаю совершить заочное путешествие в поморское поселение.

– С какой целью исследователи отправляются в путешествие? (Узнать что-то новое)

Посмотрите: в таких избах жили поморы.

Прочитайте слова на домиках.

Догадайтесь, почему именно эти слова записаны на домиках? (Это представители растительного (флоры) и животного мира (фауны) Кольского полуострова)

У каждого из вас лежит карточка со словом.

Давайте поможем словам – родственникам найти свой домик.

(У каждого ребенка – карточка со словом, которую нужно поместить в домик к родственникам.)

Тюлень, тюлений, тюль, тюлененок, тюленина
Черника, черный, чернила, чернеть, черненый, черничник
Береза, березовый, подберезовик, березняк, березонька, березка
Синица, синий, синева, синить, синька, сироп
Зубатка, зуб, зубастый, зубок, зубр

Проверка.

Посмотрите, как много жителей заселилось в поморские избы! И наше Солнышко стало веселее.

– Как вы думаете, почему?

Физкультминутка

Молодцы! Вы умеете работать со словом, его лексическим значением. Эти знания нам понадобятся при выполнении следующих заданий.

3. Работа в парах.

Покажите готовность работать в парах – тянемся к солнышку.

Перед вами цветные карточки со словами.

Нужно выполнить задание по данному алгоритму:

Прочитай все слова.

Выпиши однокоренные слова

Выдели корень.

Выпиши «лишнее» слово

Подбери к нему однокоренные слова

– Кола, кольский, укол, коляне.

– Мурманск, Мурка, мурманчанка, Мурман.

– Олень, олений, олененок, ленивый.

– Саам, саамский, саамы, самолет.

– Север, северный, северянин, североморец

– Лед, ледяной, ледовый, след

– Холод, холмик, холодок, похолодало

– Снег, снеговик, снежный, нежный

Проверка:

– В каких группах оказались лишние слова?

– В каких группах все слова-родственники?

4. Подбор однокоренных слов

– Раз поморы живут по берегу моря, догадайтесь, какой их основной промысел? (Они занимались преимущественно рыбной ловлей.)

Давайте и мы с вами немного поиграем.

Игра так и называется «Собери улов».

Выясни умело линию родства –
Однокоренные подбери слова.

Удача улыбнется лишь тому рыбаку, который подберет самое интересное слово!

Рыба – рыбный, рыбак, рыболов, …

Освоение лова рыбы проходило в тяжелых природных условиях.

Жизнь поморов, их благополучие зависели от суровой северной природы, от ветров и моря, от капризной погоды.

5. Классификации слов.

Но Север – еще и таинственный край.

Много нераскрытых загадок хранит в себе седой Кольский полуостров.

Одну из особенностей нашего края вы узнаете, разделив слова на группы.

– На какие группы можно разделить слова?

Зима, лето, летний, зимовать, зимний, лететь

зима лето
зимний летний
зимовать лететь

– Все согласны?

Слово «лететь» не сходно по смыслу с другими словами этого столбика. Докажите.

Лететь – летит, самолет, летчик, …

– Сравните слова 1 и 2 столбика. Что еще заметили? (это – слова-антонимы)

Здешний климат удивляет приезжих: зимой едва ударил сильный мороз, как тут же начинается оттепель. А летом подует холодный пронизывающий ветер, и даже в июне выпадает снег.

III. Итог урока

– Итак, наше путешествие подошло к концу. Как много интересного мы узнали! Посмотрите, как изменилось Солнышко! (Солнышко улыбается)

– Как вы думаете, почему? (Ответы детей.)

– Подведем итог нашей работы: закройте глаза. Попробуйте мысленно ответить на вопросы:

– Что вы узнали нового?

– Пригодятся ли нам эти знания?

– Что вы чувствовали на уроке?

– Всегда ли вы могли сами справиться с заданием?

– Откройте глаза.

– Кто из вас хочет сказать об этом вслух?

– Что помогло нам дойти до конца пути?

– Вы молодцы!

Приложение 1