Проблема социально-личностного развития ребенка в современных условиях приобретает доминирующее значение. В сложившейся сегодня ситуации острого дефицита культуры общения, доброты, внимания друг к другу, у детей нередко проявляется социальная неуверенность в себе.
Социально неуверенные дети – это дети, не умеющие гармонично взаимодействовать сами с собой, с социумом, с внешним миром.
Чаще всего в педагогической и психологической литературе социальная неуверенность на уровне внешних поведенческих проявлений описывается как некоммуникабельность, застенчивость, тихость, аутичность, т.е. как гипоактивность. Гиперактивность и гипоактивность – формы часто неадекватных защитных механизмов социально неуверенных детей. Поэтому одна из важнейших задач в развитии ребенка-формирование у детей уверенности в себе и своих силах, а также позитивного отношения к себе и к окружающему миру.
Для нормального развития каждый ребенок нуждается в том, чтобы он находился в атмосфере любви и психологического благополучия. Если этого нет, ребенок испытывает негативные переживания, осознавая или не осознавая их, что отражается на его развитии. Ребенок воспринимает любовь окружающих его людей физически, интеллектуально, эмоционально. И если он не дополучает ее по какому-либо каналу, то это подталкивает его к инфантильному поведению, к неадекватным защитным поведенческим реакциям, формируя социальный страх в разных его формах – беспокойство, тревогу, вину, страх, гнев, т.е. то, что мы называем социальной неуверенностью.
Социально неуверенное поведение связано с заниженной самооценкой, ожиданием неудач, повышенной зависимостью от оценки социума. Если ребенок не имеет успеха и позитивного навыка в общении, в решении социальных конфликтов или в преодолении неудач, то он не может быть сильным как психически, так и физически. В возрасте 4-5 лет закладываются основы самопознания, которые предполагают умение отделить себя от других, чувствовать себя самостоятельной личностью, заявлять о себе, проявлять свою индивидуальность и в то же время отождествляться с другими людьми, испытывая сочувствие к ним, сопричастность к их переживаниям.
Социально неуверенные, имеющие неадекватную самооценку дети, склонны чуть ли не в каждом деле находить неопределимые препятствия, реагируя на них неадекватным поведением. Высокий уровень внутренней тревоги не позволяет им приспособиться сначала к детской группе, затем к школьной жизни, и та же проблема переходит во взрослую жизнь.
Ребенок оценивает себя «глазами» социума. И какова его самооценка – отраженная оценка социума – таков и его социальный статус, возможность взаимодействовать с социумом, оптимальность адаптированных характеристик, и по сути, таково его психическое здоровье.
Бесспорен факт, что фундамент личности ребенка закладывается в семье, которая является первой школой воспитания его нравственных чувств, навыков социального поведения. На нравственный облик ребенка влияет вся жизнь семьи с ее повседневными заботами, бытом, семейными устоями. Взрослые члены семьи несут ценностные установки и стандарты общества, к культуре которого они приобщены. Через семью ребенок и сам приобщается к культуре общества, становится его членом. Опыт общения и взаимоотношений с родителями, близкими взрослыми, приобретенный в семье, в значительной степени определяет характер взаимоотношений ребенка с окружающими людьми и в последующей его жизни.
Основной акцент семье необходимо делать на реализацию принципа активного участия детей в познании мира. Прежде всего, надо научить ребёнка комфортно чувствовать себя в обществе, а значит, наладить контакты со сверстниками, обрести друзей. Это обеспечивает получение ребёнком наибольшей части жизненного опыта, несомненно даёт широкий простор не только для усвоения знаний об окружающем мире, но и для получения опыта общения, для развития самосознания. Ребёнок получает представление о себе как об индивиде, как о субъекте общения, о своих личностных особенностях. Получение ребёнком полноценного социального опыта способствует формированию социальной уверенности как осознанного способа взаимодействия ребёнка с окружающими людьми, что в свою очередь обеспечивает формирование позитивного образа Я. Причина, по которой ваш ребёнок не обзавёлся друзьями – это та же особенность характера: тихоня, стеснительный, неуверенный в себе. Возможно, кроха просто не умеет дружить, не знает, что такое дружба, не умеет устанавливать и налаживать контакты со сверстниками. Задача родителей в этом случае – дать понять ребенку, как важно иметь друзей, и показать, как следует вести себя с другом. Нравоучительные беседы тут вряд ли помогут. Пойте вместе песни о дружбе, смотрите мультфильмы про верных друзей, рассказывайте сыну или дочери истории о своих собственных друзьях и подругах.
Кстати, прежде чем решать проблемы малыша, приглядитесь к собственным. Много ли у вас друзей? Часто ли вы встречаетесь с ними? Поддерживаете ли их в трудную минуту? Если пункт «друзья» в вашей системе ценностей отнюдь не на первом месте – удивляться не приходится: ребенок наследует родительскую модель поведения.
Первый шаг к дружбе – знакомство. С него – то и стоит начать. Малыш, может быть, искренне хочет подружиться с кем-то на площадке или в детском саду, но не знает, как это делается. Помогите ему: расскажите, как обращаются к девочке или мальчику, когда хотят познакомиться. Например: «Здравствуй! Меня зовут Катя! А как тебя зовут? Давай вместе играть!» Поначалу вы можете организовать игру для малышей, чтобы их заинтересовать, а дальше пусть играют сами. Хороши любые коллективные затеи: прятки, догонялки, «вышибалы». Можно разыграть по ролям простенькую сказку вроде «Репки» или «Колобка» или вместе спеть любимые песни из мультфильмов. Чем шире у вашего малыша круг общения, чем больше разных ребят он встречает, тем больше у него возможностей найти друзей. В детском саду, спортивной секции и кружке, в школе раннего развития дети не только знакомятся – они учатся действовать сообща в новых ситуациях, развивают навыки общения, особенно в любимом деле – игре.
Приглашайте в гости детей – маленьких соседей по лестничной площадке, товарищей вашего ребенка по дворовым играм или «коллег» по изостудии. Позаботьтесь, чтобы у вас дома были игры, в которые можно поиграть вдвоем или втроем, организуйте для детей сладкий стол, подготовьте к визиту гостей приятные подарки. И обязательно ходите в гости сами. Приучите ребенка к тому, что в чужой дом не идут с пустыми руками: испеките вместе печенье или нарисуйте рисунок в подарок другу. Ребенок, у которого много друзей, который сам умеет дружить – социально адаптированный к обществу.
Социальная уверенность – необходимое качество ребёнка. Социально уверенный ребенок верит в то, что он будет действовать успешно и правильно, добьется положительного результата при решении трудных задач. Если ребенок доверяет себе, то в его действиях проявляется уверенность как стремление к достижению положительного результата. Будем же развивать социальные качества наших детей, так как они являются основой личности.
Проект: С чего начинается дружба?
для детей старшей группы
Характеристика проекта:
- тип: исследовательский проект
- по количеству участников проекта
: парный- по продолжительности проекта
: краткосрочный (1 занятие)- характер контактов
: среди детей одной группы- предметно-содержательная область
: ребенок и социальный мир
Проблема: что надо делать, чтобы дружить?
Цель: выяснить с чего начинается дружба.
Задачи:
- Выявить способы поведения для поддержания дружеских взаимоотношений.
- Развивать умение высказываться и слушать высказывания собеседника.
Предполагаемый результат:
- рисование знаков, дружбы и общения;
- выставка детских работ «подарок другу».
Презентация проекта: сочинение писем принцессе Карамельке.
Описание этапов проекта.
1. Вовлечение детей в решение проблемы.
Воспитатель: Вчера я получила СМС от принцессы Карамельки из страны Карамелии. Послушай его:
«Карамельная страна вас приветствует, друзья!
Знаки дружбы покажите и в рисунках их пришлите.
Если любите сюрпризы, позабудьте про капризы
Вам на память сладкий приз – это будет мой сюрприз»
Сюрприз ждет тех, кто умеет дружить и общаться, умеет быть веселым и дружелюбным. Хотите, чтобы с вами подружилась принцесса Карамелька? Хотите получить сладкий приз из страны Карамели? Тогда давайте вспомним правила дружбы, узнаем новые и отправим Карамельке знаки дружбы и общения.
2. Осуществление проекта.
Воспитатель: Какие правила, мы уже знаем? (ответы детей)
Проводится игра «Да-да-да – нет-нет-нет»:
Воспитатель: Ребята, Вы знаете, какими должны быть настоящие друзья? Сейчас мы это проверим. Я буду задавать вопросы, а вы отвечайте: «Да-да-да!» или «Нет-нет-нет!» Попробуем?
Будем крепко мы дружить? (Да-да-да)
Нашей дружбой дорожить? (Да-да-да)
Друга нужно разозлить? (Нет-нет-нет)
А улыбку подарить? (Да-да-да)
Друга стоит обижать (Нет-нет-нет)
Ну а споры разрешать? (Да-да да) Молодцы!
Звучит песня В.Шаинского «Улыбка»
Воспитатель: С чего начинается дружба?
Дети: С улыбки.
Воспитатель: Тогда улыбнитесь друг другу.
Беседа – провокация:
Воспитатель: Встречаются ли вам ребята, с которыми иногда трудно общаться и дружить? Почему? Как вы думаете? (ответы детей) Важно ли для дружбы и общения уметь действовать вместе, играть по правилам. Уметь договариваться? Давайте это проверим.
Проводится игра «Карандашик» (на столе один карандаш и два листа бумаги на двоих):
Воспитатель: Нарисуйте любой предмет, который увидите в группе, но сосед не должен знать ваших намерений (звучит музыка, дети рисуют, проверка результатов).
Воспитатель: Что получилось? Легко ли было рисовать не договариваясь? (высказывания детей)
А теперь нарисуйте на новом листе бумаги любой предмет, какой – договоритесь с соседом (дети рисуют под музыку).
Воспитатель: Какое правило дружбы и общения дает нам этот опыт?
Дети: Умение договариваться.
Воспитатель: Наверное, ваши ручки устали крепко держать карандаш? Давайте встанем и поиграем.
Проводится игра «Ладошки»:
Воспитатель: Ребята, как ладошки помогают нам дружить и общаться?
Дети: Мы можем приветствовать друг друга (покажите), прощаться (кивают рукой), показать, что у нас все хорошо (поднимают палец вверх), наоборот плохо (машут рукой).
Воспитатель: Верно, а ещё ладошки помогают нам играть с друзьями, быть радостными и нескучными.
Аутотренинг «Игра с другом»
Воспитатель: Нужно повернуться друг к другу лицом и повторить за мной.
Вот у нас игра, какая: хлоп ладошка, хлоп другая,
Правой правую ладошку мы похлопаем немножко,
А потом ладошкой левой ты хлопки погромче делай.
А потом, потом, потом, левой правую
Вверх ладошки – хлоп-хлоп-хлоп, по коленкам – шлеп-шлеп-шлеп.
По бокам себя пришлепай, по плечам теперь похлопай.
Можешь хлопнуть за спиной, а теперь перед собой.
(Дети повторяют движения за воспитателем)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вам сейчас было весело? Как вы думаете, а со скучным ребенком приятно дружить? Итак, какое важное правило дружбы и общения вы узнали?
Дети: Не быть скучным!
Ситуативная игра с элементами театрализации «Заяц и еж на качелях»,
Беседа с постановкой проблемных задач:
Воспитатель: Ребята, бывает ли такое, что вы ссоритесь? Из-за чего чаще всего возникают эти ссоры? (ответы детей)
Итак, самая частая причина ссор – когда вы не можете поделить что-то или когда хотите делать одно и тоже.
Представьте, что вы два друга. Ежик и Зайчик. Каждый из которых хочет покачаться на качелях. Как помочь им не поссориться?
Дети одевают шапочки-маски зверей. Роль качелей выполняет стул. Детям предлагается изобразить происходящую ситуацию.
Инсценировка стихотворения:
В тихом лесу средь кустов и дорожек жили два друга: Зайчик и Ежик.
Как-то они на прогулку пошли и на поляне качели нашли.
Ежик навстречу качелям шагнул, заяц качели к себе потянул,
Заяц: «Я первый!», а Ежик: «Нет, Я!», не уступают друг другу друзья.
Заяц обиделся: «Значит, ты, Еж, мне как товарищ, совсем не хорош!»
Обсуждение проблемы, поиск её решения:
Воспитатель: Почему Заяц решил не дружить с Ежиком?
Дети: Ежик не уступил ему качели.
Воспитатель: Как вы считает, стоит ли из-за этого ссориться с друзьями?
Дети: Нет.
Воспитатель: Как помирить друзей, сделать так, чтобы ссоры не было? Давайте ещё раз прочитаем стихотворение, но уже с веселым концом, когда Заяц и Ежик договорились.
В тихом лесу средь кустов и дорожек жили два друга: Зайчик и Ежик.
Как-то они на прогулку пошли и на поляне качели нашли.
Ежик навстречу качелям шагнул, заяц качели к себе потянул,
«Я уступлю, покачаю тебя, мы ведь с тобою, Ежик, друзья!»
Воспитатель: Итак, что надо делать, чтобы не ссориться?
Дети: Уметь уступать.
3. Переход к самостоятельным творческим работам.
Воспитатель: Ребята, вы помните о сюрпризе, который ждет нас? Мы вспомнили с вами и узнали главные правила общения и дружбы. Нарисуйте себя и изобразите знаки дружбы.
Звучит музыка, дети рисуют.
Воспитатель: Покажите, что у вас получилось. Теперь мы соединим нарисованных человечков, ведь мы же друзья – получится дружная команда.
Раздается звонок – пришел СМС от Карамельки.
Воспитатель читает СМС:
Замечательный сюрприз!
Мы хотим вручить вам приз.
В мир общенья и добра
Позовем вас, детвора!
Дети находят конфеты – ЧУПА-ЧУПС.