Не секрет, что запоминание словарных слов представляет собой значительную трудность. Проблема усвоения слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями близка всем учителям начальных классов. Специальные упражнения для работы с такими словами приходится готовить практически к каждому уроку.
Программа каждого класса по русскому языку включает список слов, написание которых учащиеся должны запомнить. С орфографической точки зрения состав этих слов неоднороден. Орфографические различия дают основание разделить все слова на несколько групп.
Как я организовываю повседневную практическую работу над трудными словами? Работа по каждому слову затрагивает такие разделы:
- толкование слова;
- к истокам слова;
- подбор однокоренных слов;
- сочетаемость слов;
- синонимы, антонимы;
- когда так говорят?
- практический материал: загадки, пословицы, поговорки:
Итак, ознакомление со словом происходит либо с помощью загадки, либо к помощью картинки с изображением предмета, либо с помощью изографы. Знакомство лучше произвести в начале урока, для того чтобы в дальнейшем использовать его на уроке.
По программе "Перспективная начальная школа" ознакомление с новым словарным словом происходит в тетради с печатной основой: или рисунок со словарным словом, или слово с выделенной орфограммой (а в орфограмме - картинка)- детям очень нравится.
Далее, ученики произносят слово, определяя место ударения в нём, определяют количество слогов, произносят звуки по прядку.
Видя карточку со словом, определяют различие в произношении и написании.
Затем ищем ответ на вопрос: какую букву надо проверять и почему? Как проверить эту букву?
Далее идёт запись слова, с выделением орфограммы. Также записываются однокоренные слова.
С любым из записанных слов ребята придумывают предложение и записывают его.
Обязательно показываю детям не только сочетательные свойства слова, их работу в нашей речи, но и знакомлю с этимологией слова. Осознание происхождения слова требует от учащихся определённых языковых умений. Дети узнают много нового о происхождении, написании и произношении.
Таким образом, мы значительно обогащаем и расширяем словарный запас учеников.
Конечно, работа над словом не заканчивается на одном уроке. Всегда можно найти возможность предложить учащимся написать нужное слово, осмыслить его, составить с ним предложение. Для проведения таких упражнений можно использовать пословицы, поговорки, загадки, можно даже в тексте найти нужное слово.
На уроках часто использую пособие, которое составили О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова "Словарные слова" для 3 класса. В нём даётся и точное значение слова, и его этимология, а так же дан ряд упражнений для запоминания правописания слова.
Грамотное письмо, чётко и образно сформулированные мысли- показатель культурного уровня человека. И, если можно так сказать - то это залог успешного обучения ребёнка в школе. Невозможно сформировать грамотную устную и письменную речь ребёнка, если он систематически не читает художественную литературу, которая решает многие задачи: воспитывает интерес и любовь к русскому языку, обогащает словарный запас, учит стилистически правильным оборотам и обязательно дети должны слышать правильную взрослую речь, которая является образцом для подражания. И об этом мы с вами говорим родителям на собраниях, а также в индивидуальных беседах.
Литература:
- Л.Г. Милостивенко "Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей"
- О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова "Словарные слова" 3 класс.
- В.П. Канакина "Работа над трудными словами в начальной школе"
- В.В.Волина "Занимательное азбуковедение"