Когда мы говорим о компетентностном подходе в обучении, то можно рассмотреть знание как комплекс умений действовать в новой ситуации. Значит, необходимо развивать компетентность решения проблем. И на своих уроках мы учим анализировать ситуацию, быстро и четки ставить цели действия, искать средства решения и решать проблему, а затем, анализировать полученный результат. Помочь в этом может метод прогнозирования.
Процесс прогнозирования достаточно актуален в настоящее время. Широка сфера его применения. В настоящее время ни одна сфера жизни общества не может обойтись без прогнозов как средства познания будущего. Особенно важное значение имеют прогнозы социально-экономического развития общества, обоснование основных направлений экономической политики, предвидение последствий принимаемых решений.
Поэтому предлагаем вашему вниманию алгоритмы двух уроков из курса основной школы, с использованием метода прогнозирования.
Тема урока и его место в системе уроков. Изучаемая тема – “Ионная связь”. Данный урок – это первый урок, где учащиеся знакомятся с химической связью. Предлагаем исследование, что очень важно при прогнозировании механизма образования связи, какие частицы участвуют в образовании связи.
Второй урок в продолжении развития прогностического мышления учащихся предлагаем по теме “Азот”. Этот урок в середине изучения темы “Неметаллы” и прогнозирование свойств вещества на основе строения атома уже знакомый алгоритм действия для ребят, мы закрепляем их умения решать проблемы.
Учащиеся в ходе выполнения заданий, пользовались приемами:
- осмысление и прогнозирование новых понятий;
- проводили самостоятельный поиск химической информации с использованием представленного текста;
- выделяли главное.
Учащиеся показывают заинтересованность в ходе урока; эмоционально реагируют на предположения; всегда сосредоточены и внимательны при прогнозировании и решении проблемной ситуации, выполнения заданий, стремятся по собственному побуждению принять участие в обсуждении, решению вопросов поставленных в ходе урока.
Разработка урока по теме “Ионная химическая связь” – 8-й класс
Цель урока: познакомить учащихся с химическим понятием “ионная химическая связь через исследование механизма образования ионной химической связи.
Задачи урока:
– повторить строение атома;
– исследовать механизм образования ионной химической связи.
Ход урока
1. Орг. момент
2. Актуализация знаний:
– Атом, какого химического элемента имеет заряд ядра +11
– Записать схему электронного строения атома натрия
– Внешний слой завершен?
– Как добиться завершения заполнения электронного слоя?
– Составить схему отдачи электрона
– Сравнить строение атома и иона натрия
3. Сравнить строение атома и иона инертного газа неона.4. Определить атом, какого элемента с количеством протонов 17.
– Запишите схему электронного строения атома.
– Слой завершен? Как этого добиться.
– Составить схему завершения электронного слоя хлора.
5. Изучение нового материала.
Ионы соединяются:
Na+ +CI– = Na CI
Вводится понятие ИОННАЯ связь.
Предложите между атомами, каких химических элементов может установиться такой вид химической связи.
Пример выполнения задания по алгоритму стр. 96 учебника.
Работа с таблицей №6.
Вводим понятие веществ с немолекулярным строением
6. Закрепление нового материала:
Задание: составить схему образования химической связи между:
1 вариант – натрием и бромом
2 вариант – кальцием и фосфором.
Упражнение в учебнике 6 (а).
Д.з. Параграф 21. Упражнения 1,2 устно. Письменно 3.
Разработка урока по теме “Азот” – 9-й класс
Цель урока: вывести учащихся на прогнозирование химических свойств азота на основе знаний по строению его молекулы.
План урока.
1. Актуализация знаний по нахождению азота в природе (по сравнению с кислородом) созданием проблемной ситуации –
Чем объяснить химическую инертность азота, если этот элемент в ряду ЭО расположен рядом с кислородом?
2. Разрешение проблемной ситуации выходом на знания о строении молекулы, в виде химической связи и механизме её образования
3. Выход на прогноз химических свойств N2 через знание общих химических свойств неметаллов:
1) Взаимодействие с металлами (проявление окислительных свойств)
Спрогнозируйте условия, при которых N2 способен взаимодействовать с металлами, учитывая химическую инертность, исключая с Li (необходимо нагревание) добавить – высокое
С каким веществом N2 может проявлять окислительные свойства? (Ответ: с H2)
2) Спрогнозируйте условия, при которых N2 может реагировать с Н2 (Ответ: нагревание)
При t = 250C’ NН3 разлагается на N2 и Н2 таким образом реакция обратима
А нам необходимо сохранить полученный аммиак. Подумайте, при каких ещё дополнительных условиях можно сохранить молекулы NН3 при t выше 250C' (ответ: р ) (межпредметная связь с физикой)
А ещё добавить катализаторы(н-р, Fe)
Исходя из возможных C.О. азота, предположите, какими ещё свойствами он может обладать.
(На доске выписать все возможные cтепени окисления азота)
Какое вещество вы предложите в качестве окислителя? (ответ: с более высокой Э.О. , н-р О2 )
Предложить вспомнить об инертности N2 и необходимых условиях (тем-ра электрического заряда в атмосфере)
Вывод: 1. в чем сходство и различие хим. свойств N2 по сравнению с другими неметаллами (причина различий)?
Д.з. объяснить все записанные на уроке реакции с точки зрения ОВР, параграф № 24, упр. 1-3, спрогнозируйте свойства оксидов азота.