Социальный опыт - это всегда результат действий ребенка, активного взаимодействия с окружающим миром. Овладение социальным опытом происходит стихийно, так как ребенок с самых первых шагов свою выстраивает индивидуальную жизнь как член человеческого общества. Ребенок включается в совместные с другими людьми акты поведения, присваивает социальный опыт. Овладение социальным опытом реализуется как целенаправленный процесс: воспитание, просвещение, обучение. Социальный опыт ребенка складывается и спонтанно. Даже в самые ранние периоды жизни, ребенок уже способен быстро приспосабливаться к условиям жизни, к людям.
Ребенок социализируется и приобретает собственный социальный опыт: в процессе разнообразной деятельности, в процессе выполнения различных социальных ролей, усваивая модели поведения, в процессе общения с людьми разного возраста. [3]
Наш опыт связан с практической деятельностью создания условий для самосознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения. Для усиления практической составляющей была разработана программа воспитания.
Воспитание - целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно-ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей, оказания им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении. Создание условий для личностного развития воспитанников осуществляется через включение ребенка в различные виды социальных отношений в учебе, общении, труде. [6]
Воспитательная работа в классе строится на следующих принципах:
- принцип открытости: учащиеся участвуют в планировании жизни в классе совместно с классным руководителем, вносят коррективы в предложения воспитателя с учетом своих интересов, потребностей и желаний;
- принцип деятельности: учащимся нужна активная, полезная и значимая деятельность, где они могли бы использовать знания, умения и навыки учебной деятельности, свои способности, таланты;
- принцип свободы выбора: учащимся необходимо предоставлять возможность выбора задания или дела с учетом их возможностей, интересов, личных качеств;
- принцип обратной связи: необходимо изучать мнение, настроение, степень участия воспитанников в классе, общешкольных мероприятиях;
- принцип сотворчества: учащиеся имеют право выбора партнера по выполняемому делу, а также возможность внесения коррективов в сценарий КТД, проявления инициативы и самостоятельности;
- принцип успешности: каждому учащемуся необходимо чувствовать собственную значимость и успешность. [1]
Основной целью воспитательной работы в классе является личностное развитие воспитанников, обладающих нравственной культурой, интеллектуальным, творческим и физическим потенциалом.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: создавать условия для проявления творческой индивидуальности каждого воспитанника; способствовать формированию основ культуры поведения, общения, построения межличностных и деловых отношений; воспитывать высокие моральные качества, эстетический вкус, патриотизм и интернационализм, терпимость и уважительное отношение к окружающим; развивать навыки самоуправления в классе, школе, проявление инициативы; создавать условия для полноценного физического развития школьников, формировать ценности здоровья и навыки здорового образа жизни; воспитывать стремление стать образованным и культурным человеком; формировать представление об общечеловеческих нормах морали, потребность участвовать в коллективных творческих делах класса; привлекать родителей к совместному досугу, способствуя укреплению семьи; способствовать профессиональному определению учащихся.
Организация воспитательной работы в классе включает в себя следующие уровни взаимодействия: работа с коллективом воспитанников; индивидуальная работа с воспитанниками; работа с родителями через собрание, действующий родительский комитет, индивидуальная работа с родителями; работа с коллективом педагогов, работающих в классе; работа с социально-психологической службой школы.
Формами работы с коллективом воспитанников являются: классные часы нравственного, патриотического, интеллектуального, творческого содержания; проведение совместных праздников c родителями; просмотр и создание видеофильмов, использование аудиозаписей и мультимедийной продукции; экскурсии по поселку и области; участие в акциях благотворительной направленности; тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия); организация выставок, оформление раскладушек, буклетов, презентаций, коллажей; проведение "круглых столов", дебатов, дискуссий, деловых и ролевых игр. [4]
Для реализации задач работа в классе проводится по следующим направлениям:
1. Нравственное воспитание: эстетическое; этическое; эколого-краеведческое осуществляется через систему классных часов, участие в олимпиадах, исследовательских конкурсах, неделе экологии.
2. Гражданское и патриотическое воспитание.
Проведение классных часов ("А. Невский - личность нации", "Я и моя семья", "Воспитание толерантности", "О тех, с кем я делю любовь родителей", "Наши права").
Организация встреч с ветеранами труда "Детство, опаленное войной".
Проведение акций - День памяти О. Мутных - посещение выставочного зала музея, "Я выбираю жизнь", "Мы строим будущее России", "Дорожка к памятнику".
Декада милосердия.
Месячник семьи, месячник гражданско-патриотического воспитания.
Вахта памяти.
Осуществляется работа с подшефными через проведение классных часов, организацию праздников, конкурсов, игр, викторин.
В классе заполняется документация.
Оформление стенда по атрибутике и символике государства.
Оказание помощи волонтерами.
Оформление уголка класса.
Оформление тематических стендов к 80-летию Богородского района, по правилам дорожного движения, участие в акции "Мы строим будущее России".
Посещение клуба "Вятушка" при детской библиотеке.
Посвящение в волонтеры. Вручение волонтерских книжек.
3. Спортивно-оздоровительное воспитание складывается из физического воспитания. Участие в кроссе Наций, туристическом слете, проекте "Мы выбираем здоровый образ жизни", соревнованиях разного уровня. Ребята приобретают навыки здорового образа жизни через прохождение медосмотра, выступление с докладами о ЗОЖ, участие в конкурсе агитбригад, всемирном дне здоровья, записываясь в спортивные секции. Профилактика вредных привычек проходит через систему классных часов, участие в Дне отказа от курения, Дне борьбы со СПИДОМ, акции "Меняем сигарету на конфету".
4. Художественно-эстетическое воспитание осуществляется через запись в кружки, на факультативы; участие в празднике 60 - летия детской библиотеке; поздравление мам, пап, девочек и мальчиков к праздникам; участие во всех мероприятиях, проводимых в школе; связь с Домом культуры; оформление листовок к праздникам; Праздник Чести Школы.
5. Трудовое воспитание: это утепление окон; ежедневная уборка в классе; генеральная уборка раз в месяц; дежурство по классу, столовой, раздевалке, по школе; благоустройство территории.
6. Психологическая культура формируется психологической службой школы. Психологом проводятся тренинги, игры, беседы. Например, "Мой возраст 15-16 лет и его особенности". Даются консультации по особенностям перехода в классы, психологии экзамена.
7. Профориентационная работа.
Разработана система бесед по профориентации. Составлен экскурсионный маршрут по предприятиям города Кирова.
В результате осуществления программы должен повыситься нравственный уровень учащихся, патриотическое и гражданское сознание и самосознание, коммуникативная толерантность, позитивная социализация выпускников, должна появиться потребность творческой и интеллектуальной самореализации, а также самореализации в спорте, учебе.
Организация контроля проходит следующим образом:
- Проведение родительских собраний.
- Сдача отчета о проведенных мероприятиях завучу по воспитательной работе.
- Анализ каждого проведенного мероприятия.
- Заполнение документации класса (план работы, работа с подшефными, дневник класса, протоколы заседаний совета класса).
Проведение диагностических методик по определению эффективности воспитательной работы, методик для изучения процесса и результатов развития личности учащегося (методика для изучения социализированности личности учащегося - разработана профессором М.И. Рожковым), методик сформированности коллектива (методика "социально-психологическая самоаттестация коллектива" - разработана профессором Р.С. Немовым). [5]
Исследования уровня воспитанности проводятся раз в год - в апреле-мае. Только при таком подходе можно видеть динамику изменений в уровнях воспитанности и своевременно реагировать на тенденции, внося изменения в воспитательный процесс. Информация об уровнях воспитанности учащихся класса фиксируется и хранится. Для этого разработана карта воспитанности на весь срок обучения того или иного ученика.
Мониторинг программы осуществляется в соответствии с методикой Н.П.Капустиной. Для каждого ученика разрабатываются анкеты, в которых содержатся критерии, по которым и оценивается результат. Учащимся не сообщается, что эта анкета служит для измерения уровня воспитанности. Педагог говорит, что каждый человек стремится достичь лучших результатов в учёбе, работе, в отношениях с людьми, в жизни, а потому всегда приходится задумываться над тем, как это сделать. Предлагаемая анкета поможет вам сориентироваться в этом. Далее учащиеся знакомятся с содержанием анкеты, обсуждают её. Затем составляется карта воспитанности учащихся. В данную карту в первой части заносятся отметки за каждый критерий и общий балл в виде рейтинга. Это позволяет классному руководителю из года в год отслеживать изменения в отношениях школьника к тем ценностям, которые раскрывают в показателях, а, следовательно, в зависимости от этого вносить изменения в воспитательный процесс. [2]
В результате реализации программы учащиеся накопят социальный опыт совместной работы друг с другом, другими людьми. В результате осуществления программы нравственный уровень учащихся должен достигнуть высокого показателя, должно быть сформировано патриотическое и гражданское сознание и самосознание, коммуникативная толерантность, позитивная социализация выпускников, должна появиться потребность творческой и интеллектуальной самореализации, а также самореализации посредством участия в конкурсах, смотрах, викторинах, соревнованиях школьного, районного и всероссийского значения. По итогам работы класс был неоднократно признан победителем районной акции "Хочу строить будущее России". Учащиеся награждены путевками в палаточный лагерь молодежного актива и путевками во всероссийский лагерь "Орленок".
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Деркелеева, Н. И.Справочник классного руководителя (5-9 классы) [Текст] / Н.И. Деркелеева, М. Ю. Савченко, И. С. Артюхова. Под ред. И. С. Артюховой. - М.: ВАКО, 2006. - 256 с. - (Педагогика. Психология. Управление).
- Капустина Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы. Москва: Академия, 1999
- Полетаева Н. М.Культура здоровья [Текст]: учебно-методическое пособие / Н. М. Полетаева. - СПб.: Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина, 2005. - 135 с.
- Современная энциклопедия этикета [Текст] / Сост. Г.В.Дятлева, С. А. Хворостухина. - М.: ООО "ТД "Издательство Мир книги", 2006. - 352 с.: ил.
- Степанова Е.Н. Воспитательный процесс: изучение эффективности.- М.:Сфера,2001.- 128 с.
- Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. Москва: Педагогическое общество России, 2001.