Урок русского языка по теме "Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели урока: развивать умения написания глаголов с безударными окончаниями; формировать умения правильно определять спряжение глаголов; развивать у учащихся наблюдательность и творческое мышление; повышать интерес учащихся к изучению русского языка.

Оборудование: проектор, экран, презентация учителя, задания для работы в группах.

Ход урока

I. Организационный момент.

У. – Ребята, пожелайте себе успехов на уроке. Закройте глаза и мысленно скажите, что будете внимательными и наблюдательными. У вас всё получится.

II. Чистописание и работа у доски (2 ученика).

е ее ешь
и ии ишь

1 ученик. – Вставь пропущенные буквы:

Пово ка, нахо ка, фла ки, гри ки, моро , ни кий, гря ка, тра ка, бума ка, холо , кни ка.

У. На какую орфограмму записаны данные слова?

Д. – Правописание парных согласных в середине слова.

У. Образуйте глаголы от данных существительных, где это возможно.

Д. Повозить, находить, морозить, унизить, холодить.

2 ученик. – Вставь пропущенные буквы:

Ч ремуха душ стая
С в сною расцв ла
И ветки з л тистые,
Что кудри , зав ла.
И кисточ(?)ки атласные
Под жемчугом р сы
Г рят, как сер(?)ги ясные,
У девицы – кр сы. (С.Есенин)

У. Проверяем работу у доски.

1 ученик. – Вставь пропущенные буквы:

Повозка, находка, флажки, грибки, мороз, низкий, грядка, травка, бумажка, холод, книжка.

У. На какую орфограмму записаны данные слова?

Д. – Правописание парных согласных.

У. Образуйте глаголы от данных существительных, где это возможно.

Д. Повозить, находить, морозить, унизить, холодить.

2 ученик. – Вставь пропущенные буквы:

Ч е ремуха душ и стая
С в е сною расцв е ла
И ветки з о л о тистые,
Что кудри, зави ла.
И кисточки атласные
Под жемчугом р о сы
Г о рят, как серьги ясные, (II спр., окончание ударное)
У девицы – кр а сы. (С.Есенин)

У. О каком времени года написано стихотворение?

Д. – Время года – весна.

У. Какие предложения дают ответ на вопрос?

Определите спряжение глаголов.

III. Сообщение темы и цели урока.

У. Прочитайте тему нашего урока.

Д. Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями.

У. Какие цели вы поставите для себя на этом уроке?

Д. Определять правильно спряжения глаголов, пользуясь алгоритмом определения спряжения глаголов.

У. Определите спряжение в глаголах:

Литьесли глагол в н. ф., то надо его проспрягать и определить окончание: ударное или безударное: я лью, ты льёшь, он льёт, мы льём, вы льёте, они льют – это I спр.

Бранить ты бранишь, они бранят – II спр.

Петьты поёшь, они поют – I спр.

IV. Упражнения в определении спряжения глаголов.

На доске: Игра “Чей ряд лучше?”

постучать II

посидеть II

перебить I

запретить II

закипеть II

прозвенеть II

загреметь II

проспать II

зашить I

сдержать II искл.

заворчать II

перелить I

прожить I

увидеть II искл.

прогнать II искл.

У. Как вы определяли спряжение глаголов?

Д. Проспрягали, личное окончание ударное.

У. Какое слово в каждом столбике лишнее?

Назовите все глаголы-исключения.

Д. – I спряжение: брить, стелить

II спряжение: 4 глагола на – ать: гнать, держать, слышать, дышать;

7 глаголов на – еть: смотреть, видеть, обидеть, вертеть, терпеть, зависеть, ненавидеть.

У. Как определить спряжение глаголов с безударным личным окончанием?

Д. (По алгоритму) Спряжение глаголов с безударными личными окончаниями определяется по суффиксу, который стоит в неопределённой форме перед –ть-. Суффикс –и– указывает на II спряжение. Все остальные (-а-, -у-, -я-, -е-, -о-) – на I спряжение.

V. Работа в тетради.

1. Игра “Кто самый внимательный?” (1 ученик пишет на доске)

У. Записываем в тетради только спряжения через запятую. Если для определения спряжения глагол надо ставить в неопределенную форму, то вы хлопаете в ладоши, если нет сразу указываете спряжение.

Благодарим – II, мешаем I , сотрёшь – I, привезут – I, читаем I, рисуете I, трём – I, носят II , кисть (сущ.), злишься – II.

Алгоритм для рассуждения:

I. Ставлю ударение и определяю, какое окончание у глагола – ударное или безударное.
II. Если ударное – пишу, как слышу.
III. Если безударное (кроме глаголов-исключений),

1) ставлю глагол в неопределённую форму,
2) смотрю, какой суффикс перед -ть-,
3) если -и- – глагол II спряжения, пишу в окончаниях гласную и и -ат(-ят),
4) если не -и- – глагол I спряжения, пишу е и -ут(-ют),
5) проверяю написанное: обозначаю орфограмму.

2. Синтаксический разбор предложения.

Закат тяжело пылает на кронах деревьев, золотит их старинной позолотой. (Повеств., невоскл., простое, распр., с однородными сказ.)

3. Фонетический разбор слова.

Деревьев – 3 слога, 8 букв, 8 звуков.

VI. Физкультминутка.

Прыг-скок, прыг-скок.
Зайка прыгнул на пенек.
В барабан он громко бьет,
Нас с тобой играть зовет.
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочках подтянись,
Лапки ставим на бочок,
На носочках прыгпрыг – скок,
А затем вприсядку,
Чтоб не мерзли пятки.

VII. Работа в группах.

У. – Запишите пословицы. Определите спряжение глаголов. Подумайте, как вы объясните смысл этих пословиц.

1 группа.

Правда в воде не тонет, в огне не горит.

Поспешишь – людей насмешишь.

2 группа.

Труд кормит, а лень портит.

Человека тогда познаешь, когда на деле его узнаешь.

3 группа.

Ласточка день начинает, а соловей кончает.

Слезами горю не поможешь.

4 группа.

Лето собирает, а зима подъедает.

Что посеешь, то и пожнёшь.

Ответы групп:

1 группа.

Правда в воде не тонет (I спр.), в огне не горит (II спр.).

Поспешишь (II спр.) – людей насмешишь (II спр.).

2 группа.

Труд кормит (II спр.), а лень портит (II спр.).

Человека тогда познаешь (I спр.), когда на деле его узнаешь (I спр.).

3 группа.

Ласточка день начинает (I спр.), а соловей кончает (I спр.).

Слезами горю не поможешь (I спр.).

4 группа.

Лето собирает (I спр.), а зима подъедает (I спр.).

Что посеешь (I спр.), то и пожнёшь (I спр.).

VIII. Упражнения на закрепление материала.

У. – Прочитайте глаголы. Образуйте от неопределённой формы глаголы в указанных формах, определите спряжение.

1) Думать –> 2 лицо, ед.ч., наст. время;
мыслить –> 2 лицо, ед.ч., наст. время;
размышлять –> 2 лицо, ед.ч., наст. время.

2) Мечтать –> 3 лицо, ед. ч., наст. время;
грезить –> 3 лицо, ед. ч., наст. время;
фантазировать –> 3 лицо, ед. ч., наст. время.

У. Прочитайте слова в каждой группе. Какую особенность глаголов вы заметили? (синонимы)

Комментирование: (алгоритм по безударному окончанию)

1) Думать – ты думаешь, I спр.,
мыслить – ты мыслишь, II спр.,
размышлять – ты размышляешь, I спр.

Самостоятельно:

2) Мечтать – он мечтает, I спр.,
грезить – он грезит, II спр.,
фантазировать – он фантазирует, I спр.

Взаимопроверка в парах. – У кого нашли ошибку? Проверим по алгоритму.

IX. Домашнее задание.

У. Найдите в учебнике по литературному чтению пять предложений с глаголами, определите спряжение. Найдите одно такое предложение, чтобы глаголы были однородными сказуемыми.

X. Подведение итогов урока.

У. Подведем итоги урока. (Оценки за работу у доски, за работу на уроке).

У. Зажгите звездочку *: (на доске)

сдерживать

услышать*

высмотреть*

сдержать*

подслушать

высматривать

догонять

выдохнуть

 

угнать*

вдыхать

 

XI. Рефлексия.

У. Что вам больше всего понравилось на уроке?

Какие трудности у вас возникли на уроке?

Как вы их преодолевали?

С каким настроением вы заканчиваете урок?

Урок закончен.

Спасибо за работу на уроке.

Презентация