Цели урока: развивать умения написания глаголов с безударными окончаниями; формировать умения правильно определять спряжение глаголов; развивать у учащихся наблюдательность и творческое мышление; повышать интерес учащихся к изучению русского языка.
Оборудование: проектор, экран, презентация учителя, задания для работы в группах.
Ход урока
I. Организационный момент.
У. – Ребята, пожелайте себе успехов на уроке. Закройте глаза и мысленно скажите, что будете внимательными и наблюдательными. У вас всё получится.
II. Чистописание
и работа у доски (2 ученика).е ее ешь
и ии ишь
1 ученик. – Вставь пропущенные буквы:
Пово • ка, нахо • ка, фла • ки, гри • ки, моро •, ни • кий, гря • ка, тра • ка, бума • ка, холо •, кни • ка.
У. – На какую орфограмму записаны данные слова?
Д. – Правописание парных согласных в середине слова.
У. – Образуйте глаголы от данных существительных, где это возможно.
Д. – Повозить, находить, морозить, унизить, холодить.
2 ученик. – Вставь пропущенные буквы:
Ч • ремуха душ • стая
С в • сною расцв • ла
И ветки з • л • тистые,
Что кудри , зав• ла.
И кисточ(?)ки атласные
Под жемчугом р • сы
Г • рят, как сер(?)ги ясные,
У девицы – кр • сы. (С.Есенин)
У. – Проверяем работу у доски.
1 ученик. – Вставь пропущенные буквы:
Повозка, находка, флажки, грибки, мороз, низкий, грядка, травка, бумажка, холод, книжка.
У. – На какую орфограмму записаны данные слова?
Д. – Правописание парных согласных.
У. – Образуйте глаголы от данных существительных, где это возможно.
Д. – Повозить, находить, морозить, унизить, холодить.
2 ученик. – Вставь пропущенные буквы:
Ч е ремуха душ и стая
С в е сною расцв е ла
И ветки з о л о тистые,
Что кудри, зави ла.
И кисточки атласные
Под жемчугом р о сы
Г о рят, как серьги ясные, (II спр., окончание ударное)
У девицы – кр а сы. (С.Есенин)
У. – О каком времени года написано стихотворение?
Д. – Время года – весна.
У. – Какие предложения дают ответ на вопрос?
– Определите спряжение глаголов.
III. Сообщение темы и цели урока.
У. – Прочитайте тему нашего урока.
Д. – Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями.
У. – Какие цели вы поставите для себя на этом уроке?
Д. – Определять правильно спряжения глаголов, пользуясь алгоритмом определения спряжения глаголов.
У. – Определите спряжение в глаголах:
Лить – если глагол в н. ф., то надо его проспрягать и определить окончание: ударное или безударное: я лью, ты льёшь, он льёт, мы льём, вы льёте, они льют – это I спр.
Бранить – ты бранишь, они бранят – II спр.
Петь – ты поёшь, они поют – I спр.
IV. Упражнения в определении спряжения глаголов.
На доске: Игра “Чей ряд лучше?”
постучать – II |
посидеть – II |
перебить – I |
запретить – II |
закипеть – II |
прозвенеть – II |
загреметь – II |
проспать – II |
зашить – I |
сдержать – II искл. |
заворчать – II |
перелить – I |
прожить – I |
увидеть – II искл. |
прогнать – II искл. |
У. – Как вы определяли спряжение глаголов?
Д. – Проспрягали, личное окончание ударное.
У. – Какое слово в каждом столбике лишнее?
– Назовите все глаголы-исключения.
Д. – I спряжение: брить, стелить
II спряжение: 4 глагола на – ать: гнать, держать, слышать, дышать;
7 глаголов на – еть: смотреть, видеть, обидеть, вертеть, терпеть, зависеть, ненавидеть.
У. – Как определить спряжение глаголов с безударным личным окончанием?
Д. – (По алгоритму) Спряжение глаголов с безударными личными окончаниями определяется по суффиксу, который стоит в неопределённой форме перед –ть-. Суффикс –и– указывает на II спряжение. Все остальные (-а-, -у-, -я-, -е-, -о-) – на I спряжение.
V. Работа в тетради.
1. Игра “Кто самый внимательный?” (1 ученик пишет на доске)
У. – Записываем в тетради только спряжения через запятую. Если для определения спряжения глагол надо ставить в неопределенную форму, то вы хлопаете в ладоши, если нет – сразу указываете спряжение.
Благодарим – II, мешаем – I , сотрёшь – I, привезут – I, читаем – I, рисуете – I, трём – I, носят – II , кисть (сущ.), злишься – II.
Алгоритм для рассуждения:
I. Ставлю ударение и определяю, какое
окончание у глагола – ударное или безударное.
II. Если ударное – пишу, как слышу.
III. Если безударное (кроме глаголов-исключений),
1) ставлю глагол в неопределённую
форму,
2) смотрю, какой суффикс перед -ть-,
3) если -и- – глагол II спряжения, пишу в
окончаниях гласную и и -ат(-ят),
4) если не -и- – глагол I спряжения, пишу е и -ут(-ют),
5) проверяю написанное: обозначаю орфограмму.
2. Синтаксический разбор предложения.
Закат тяжело пылает на кронах деревьев, золотит их старинной позолотой. (Повеств., невоскл., простое, распр., с однородными сказ.)
3. Фонетический разбор слова.
Деревьев – 3 слога, – 8 букв, 8 звуков.
VI. Физкультминутка.
Прыг-скок, прыг-скок.
Зайка прыгнул на пенек.
В барабан он громко бьет,
Нас с тобой играть зовет.
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочках подтянись,
Лапки ставим на бочок,
На носочках прыг– прыг – скок,
А затем вприсядку,
Чтоб не мерзли пятки.
VII. Работа в группах.
У. – Запишите пословицы. Определите спряжение глаголов. Подумайте, как вы объясните смысл этих пословиц.
1 группа.
Правда в воде не тонет, в огне не горит.
Поспешишь – людей насмешишь.
2 группа.
Труд кормит, а лень портит.
Человека тогда познаешь, когда на деле его узнаешь.
3 группа.
Ласточка день начинает, а соловей кончает.
Слезами горю не поможешь.
4 группа.
Лето собирает, а зима подъедает.
Что посеешь, то и пожнёшь.
Ответы групп:
1 группа.
Правда в воде не тонет (I спр.), в огне не горит (II спр.).
Поспешишь (II спр.) – людей насмешишь (II спр.).
2 группа.
Труд кормит (II спр.), а лень портит (II спр.).
Человека тогда познаешь (I спр.), когда на деле его узнаешь (I спр.).
3 группа.
Ласточка день начинает (I спр.), а соловей кончает (I спр.).
Слезами горю не поможешь (I спр.).
4 группа.
Лето собирает (I спр.), а зима подъедает (I спр.).
Что посеешь (I спр.), то и пожнёшь (I спр.).
VIII. Упражнения на закрепление материала.
У. – Прочитайте глаголы. Образуйте от неопределённой формы глаголы в указанных формах, определите спряжение.
1) Думать –> 2 лицо, ед.ч., наст. время;
мыслить –> 2 лицо, ед.ч., наст. время;
размышлять –> 2 лицо, ед.ч., наст. время.
2) Мечтать –> 3 лицо, ед. ч., наст. время;
грезить –> 3 лицо, ед. ч., наст. время;
фантазировать –> 3 лицо, ед. ч., наст. время.
У. – Прочитайте слова в каждой группе. Какую особенность глаголов вы заметили? (синонимы)
Комментирование: (алгоритм по безударному окончанию)
1) Думать – ты думаешь, I спр.,
мыслить – ты мыслишь, II спр.,
размышлять – ты размышляешь, I спр.
Самостоятельно:
2) Мечтать – он мечтает, I спр.,
грезить – он грезит, II спр.,
фантазировать – он фантазирует, I спр.
Взаимопроверка в парах. – У кого нашли ошибку? Проверим по алгоритму.
IX. Домашнее задание.
У. – Найдите в учебнике по литературному чтению пять предложений с глаголами, определите спряжение. Найдите одно такое предложение, чтобы глаголы были однородными сказуемыми.
X. Подведение итогов урока.
У. – Подведем итоги урока. (Оценки за работу у доски, за работу на уроке).
У. – Зажгите звездочку *: (на доске)
сдерживать |
услышать* |
высмотреть* |
сдержать* |
подслушать |
высматривать |
догонять |
выдохнуть |
|
угнать* |
вдыхать |
XI. Рефлексия.
У. – Что вам больше всего понравилось на уроке?
– Какие трудности у вас возникли на уроке?
– Как вы их преодолевали?
– С каким настроением вы заканчиваете урок?
– Урок закончен.
– Спасибо за работу на уроке.