Цели урока:
- Систематизировать знания по теме “Животные”, акцентировать внимание на теме “Дикие и домашние животные” в научных текстах и художественных произведениях.
- Продолжить знакомство учащихся с биографией и творчеством Л.Толстого. Развивать навыки чтения и читательский интерес.
- Показать важность умения хорошо читать для добывания информации.
- Учить работать со справочной литературой, словарями, энциклопедиями.
- Развивать внимательность, наблюдательность, память, устную речь, умение грамотно и красиво выражать свои мысли, расширять кругозор.
- Развивать самостоятельность и критичность мышления, умение вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.
- Воспитывать доброе отношение к животным, чувство ответственности ха прирученных животных.
- Учить проявлять заботу к домашним питомцам.
Ход урока
1. Оргмомент
Доброе утро, уважаемые гимназисты. Сегодня у нас необычный урок – интегрированный. Вам понятно значение этого слова?
– Высказывание детей.
– Зачитывание статьи словаря Ожегова.
– Объяснение из Интернет-ресурсов.
/Интегрировать – объединять части в единое целое./
– Как вы думаете, почему я объединила сегодня два предмета?
/Давайте постараемся на этом необычном уроке применить знания и показать свои умения по разным учебным предметам. Ведь в любых жизненных ситуациях человек чаще всего использует интегрированные знания./
2. Постановка целей
Поставим перед собой цели:
– закрепить знания, полученные на протяжении нескольких уроков;
– добыть новые знания;
– познакомиться с новым художественным произведением;
– поделиться друг с другом мыслями и чувствами по поводу прочитанного, сделать для себя полезные выводы.
3. Проблемная ситуация. Конкретизация темы урока.
Тему урока узнаете, разгадав кроссворд.
(слайды) Кроссворд
1) Достает своей макушкой
У деревьев до верхушки,
Шея, как высокий шкаф,
Добрый, в пятнышках… (Жираф)2) Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый — краса,
А зовут ее – … (Лиса)3) На овчарку он похож.
Что ни зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (Волк)
4) Красивый очень, гордый вид.
Он в небе высоко парит,
Не прилагая сил, легко,
Добычу видит далеко,
И камнем падая с небес,
Еду добудет он себе.
Заслужен славы ореол,
Не просто птица, а – … (Орёл).5) Хоть я не молоток -
По дереву стучу:
В нем каждый уголок
Обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной
И акробат прекрасный. (Дятел)6) На одной ноге ночует,
По морской воде кочует.
Розовые перья
Всем на удивленье. (Фламинго)7) Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой. (Рыба)8) Прыгаю по веткам
Ловко и проворно.
Орехи собираю
Крупные, отборные.
Скоро явится зима –
Подготовлюсь к ней сама.
Шишку, желудь и грибок
Заготовить нужно впрок. (Белка)
4. Актуализация знаний:
– Что означает слово, получившееся при разгадывании кроссворда? Можете рассказать историю его происхождения?
– Приведите доказательства того, что животные относятся к живой природе.
Учитель вывешивает таблички по мере ответов детей:
- Рождаются
- Растут
- Развиваются
- Питаются
- Дышат
- передвигаются
- Размножаются
- Стареют
- Умирают
– На какие группы/классы можно разделить животных? По какому признаку вы их разделили?/по строению, образу жизни, среде обитания/.
5. Индивидуальная работа по карточкам
УРОВЕНЬ “А”
– Распредели животных по классам.
МЛЕКОПИТАЮЩИЕ РЫБЫ ПТИЦЫ
1) Л_са, щ_ка, беркут, пиран_я, кит, м_дведь, плотва, Ара, кенгуру, карп
ЗЕМНОВОДНЫЕ ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ
2) Л_гушка, ч_репаха, кр_кодил, зм_я, жаба.
НАСЕКОМЫЕ ПАУКООБРАЗНЫЕ
3) Муха, тарантул, жук – пл_вунец, пт_цеед, ск_рпион, стр_екоза.
УРОВЕНЬ “В”
– Распредели животных по классам.
– Вставь пропущенные орфограммы.
УРОВЕНЬ “С”
Распредели названия животных по группам.
1) Л_са, щ_ка, беркут, пиран_я, кит, м_дведь, плотва, Ара, кенгуру, карп
2) Л_гушка, ч_репаха, кр_кодил, зм_я, жаба.
3) Муха, тарантул, жук – пл_вунец, пт_цеед, ск_рпион, стр_екоза.
6. Решение проблемного вопроса с помощью Интернет-ресурсов:
– Чем отличаются пресмыкающиеся от земноводных?
7. Дидактическая игра “Найди своё место”
- По какому принципу их можно разделить ещё? /по типу питания/
- Хищники/плотоядные;
- Насекомоядные;
- Травоядные;
- Зерноядные;
- Всеядные.
– Детям раздаются карточки с животными. Они должны разделиться на 2 группы: хищные и травоядные.
8. Конкретизация темы урока.
– Есть другой принцип деления животных на группы. Внимательно посмотрите на картинки. К какой группе относятся эти животные?
– Чем домашние животные отличаются от диких?
– Какую пользу приносят домашние животные людям?
9. Проблемный вопрос:
(слайды) Игра “Что? Где? Когда?”
Распределение ролей:
Учащиеся класса – знатоки.
(Слайды) Фото Айнура на лошади –телезритель, задающий вопрос:
– Как появились домашние животные?
10. Грамматические задачи:
№1
животное +разводить=………..? /животноводство/
– Что такое животноводство?
№2
– Выделите разные отрасли/направления/ животноводства, опираясь на рисунки:
….ВОДСТВО
….ВОДСТВО
….ВОДСТВО
….ВОДСТВО
….ВОДСТВО
….ВОДСТВО
(Коневодство, свиноводство, рыбоводство, птицеводство, кролиководство, пчеловодство)
11. Закрепление по учебнику ОМ
– Давайте убедимся, что наши ребята ответили правильно. Может что-то они упустили? /Чтение текста учебника ОМ-с.106-107
12. Исследовательский доклад
– Гиззатова Резеда увлекается исследованиями, связанными с разведением пчёл.
– Сейчас мы ей предоставим слово, но сначала я предлагаю поработать некоторым ребятам в парах. Нужно подготовить выступления, которые будут ответом на вопрос: Кто был предками домашних животных?
– Выступление Гиззатовой Резеды “Пчёлы”
13. Работа в парах
– Какое животное считается предком современных коров и быков? Свиней? Современных домашних кур? Гусей? Уток?
– Подготовить выступление в парах о предках этих животных:
14. Презентация творческих проектов “Мой домашний питомец”
– А какие домашние животные стали вашими любимцами? Рассказы нескольких ребят (мини-сочинения)
15. Проблемный вопрос:
“Фото Даяны с обезьянкой”:
– Как вы думаете, можно ли эту трогательную нарядную обезьянку, так доверчиво обнимающую нашу Даяну, назвать домашним животным?
16. Физминутка
Лучшие качели –
Гибкие лианы.
Это с колыбели
Знают обезьяны.
Кто весь век качается,
Да-да-да!
Тот не огорчается
Ни-ког-да!
17. Переход к теме произведения Л.Толстого
– По строению тела, образу жизни и среде обитания к какому классу относится?
– В какую группу относится обезьяна по типу питании?
– Назовите хищников из класса млекопитающих.
– Загадка:
У него большая грива:
И – пушиста и – красива!
Какая миленькая киска…
Подходят дети к клетке близко,
К ней тянут руки, осмелев,
Но, осторожно – это …(ЛЕВ)
– Объясните, почему в одном случае это слово написано с большой буквы, а в другом – с маленькой?
Лев лев
– Назовите русского писателя с этим именем. Что вы о нём знаете?
– Почему рядом с именем и портретом Льва Толстого фото хищника?
18. Знакомство с рассказом Л.Толстого “Лев и собачка”
“Радиотеатр”
Чтение-образец учителем и группой подготовленных учащихся.
19. Обмен впечатлениями
– Какие мысли и чувства у вас возникли, когда вы прослушали рассказ до конца?
20. Вторичное чтение
– Жужжащее чтение.
– Выявление непонятных слов. Коллективное объяснение.
– Чтение “цепочкой” по 1 предложению.
21. Анализ
Вывод:
– Какой важный вывод сделал каждый из вас?
– Высказывания детей.
– Обобщение сказанного учителем.
22. Творческое задание
– Если бы вам предоставили возможность изменить что-то в рассказе, какие бы события вы поменяли?
– Какие произведения о диких и домашних животных вы знаете?
– В каком литературном произведении встречаются дикое и домашнее животное?
23. Домашнее задание:
Придумать маленький рассказ или сказку, где главными героями являются дикое и домашнее животное; П.Т. -№…. стр……
24. Выставка рисунков-фантазий на тему “Инопланетное домашнее животное”– Исполнение песни “Про следы” – Даяна.
– Показ-презентация.
25. Итог урока:
– В начале урока мы ставили цели. Мы их выполнили?
– Как вы думаете, кто сегодня заслужил за свою работу “5”?