Организация и содержание проектной деятельности по математике. Новые педагогические технологии

Разделы: Математика, Общепедагогические технологии


I. Организована и проведена работа над учебным проектом по теме: «Как можно сравнить рациональные числа?», который обучающиеся 6 класса успешно выполнили.

Это был внутриклассный проект в малых группах (продолжительность работы – 20 минут - подготовка – 10 минут, презентация каждой группы – 2 минуты), весь мини - проект – 1 урок, с открытой координацией, что дало возможность обучающимся приобрести навыки проектной деятельности в максимально комфортных для них условиях. Этот практико - ориентированный проект был нацелен на решение задач, отражающих интересы участников проекта, с четко обозначенным с самого начала результатом деятельности - конечного продукта (памятки правил), который может быть использован при изучении данной темы и обучающимися других классов. Ценность проекта заключается в реальности использования продукта на практике и его способности решить заданную проблему.

II. Предоставляю отчет об этой работе.

Дидактическая цель проекта – освоение учащимися закономерностей проектного цикла от осознания проблемы до создания продукта, написания отчета о своей работе и защиты проекта.

Так как целью обучения является не столько вооружение обучающихся знаниями, сколько формирование у них умений действовать со знанием дела – компетентно, то соответственно знания должны быть средством обучения действиям. Поэтому, усвоение знаний происходило не до начала деятельности, а непосредственно в ее процессе, в ходе применения этих знаний на практике и благодаря такому применению.

Цель проекта: выведение правил сравнения рациональных чисел, выработка прочных навыков их применение, аргументируя свой ответ любым подходящим образом, разработка памятки по правилам.

Методические задачи проекта:

  • знакомство с новыми способами сравнения чисел, пониманием связи отношений «больше» и «меньше» с расположением точек на координатной прямой; сравнения рациональных чисел, аргументируя свой ответ любым подходящим образом,
  • воспитание исследовательских умений и навыков, выработки умения публично выступать, отстаивать свои позиции,
  • развитие мотивации личности к познанию и творчеству, логического и наглядно-образного мышления, формированию адекватной самооценки, умений самостоятельно работать.

Обучающиеся на начало работы по проблеме проекта знают и умеют сравнивать целые числа, но на начало работы по проблеме проекта не знают и не умеют сравнивать рациональные числа. Поэтому задача групп - ознакомить присутствующих с теорией по данному вопросу с опорой на ранее изученный материал, проводя аналогии между темами «Целые числа» и «Рациональные числа» – (обучение по спирали) – движение по спирали.

Необходимую помощь, недостающую информацию и другие ресурсы обучающиеся смогут найти, работая с литературой по теме проекта, собирая недостающую информацию, анализируя ее, сравнения разные способы, делая выводы. Апробирование некоторых способов - правил с использованием раздаточного материала с заданиями для групп произойдет прямо на проекте, состоится выбор универсального правила, будет создан конечный продукт - памятка.

 Так как данный учебный проект стал совместной учебно - познавательной, творческой деятельностью обучающихся - партнеров, имеющей общую цель и согласованные способы, направленные на достижение общего результата по решению проблемы, значимой для участников проекта (сравнение рациональных чисел), то обучающимся проект дал возможность максимально раскрыть свой творческий потенциал. Эта деятельность, направленная на решение интересной проблемы - нужны новые правила сравнения, была сформулирована самими обучающимися.

Результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы - носил практический характер и стал значим для самих открывателей. Таким образом, тип проекта - практико - ориентированный, цель - решение практических задач, проектный продукт – памятка правил сравнения рациональных чисел, тип деятельности обучающихся - практическая деятельность в области математики, формируемая компетентность - деятельностная.

Выбирая групповой проект, я учитывала возрастные интересы и потребности учащихся, их личностные особенности и возможности, статус в группе сверстников, и многое другое. Но прежде всего, руководствовалась той задачей обучения и воспитания, которая решается с помощью метода проектов. Такой проект способствовал групповому сплочению.

Для меня учебный проект стал интегрированным дидактическим средством развития, обучения и воспитания, которое позволило выработать и развивать специфические умения и навыки проектирования. Опираясь на возрастные и индивидуальные особенности обучающихся, обучение шло в деле и через дело: все активно участвовали в открытии темы проекта, определении цели, планировании своей учебно-познавательной деятельности, самостоятельно вывели новые правила.

 С целью пробуждения интереса к предстоящей работе, осознания заданий, ученики в начале выполняли задание: Что больше?, устно объясняя, почему выбрано данное число. Но из-за недостаточных знаний при выполнении примеров 5) и 6) создалась ситуация затруднения. Значит, необходимо помочь. У обучающихся проблема проекта стала личностно значимой.

Первичный мотив в работе над проектом – не хватает знаний, поэтому нужны новые правила сравнения.

Была сформулирована цель проекта: найти способы оказания помощи для решения примеров на сравнение рациональных чисел и было доказано, что достижение данной цели решит исходную проблему проекта, так как в этом случае легко выполнились задания на сравнение чисел 5) и 6), при решении которых раньше испытывали затруднения.

Ожидаемый результат работы – создание проектного продукта - выведение правил сравнения рациональных чисел (с опорой на расположение чисел на координатной прямой) – содержательно-интуативно и (с использованием понятия «Модуль числа») – формально), создание памятки.

Данный проектный продукт соответствует цели проекта и является оптимальным способом решения проблемы проекта.

Данный проект потребовал хорошо продуманной структуры, плана всей деятельности его участников с определением функций и вклада каждого из них в ход работы и ее результат, четкого представления об оформлении конечного продукта. Была хорошо организована координационная работа, поэтапные обсуждения, корректировка совместных и индивидуальных усилий в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, организация систематической внешней оценки проекта

Самостоятельно обучающиеся выделили следующие этапы работы: проблемализация, целеполагания, название проекта, проектный продукт, но не смогли самостоятельно выделить следующие этапы работы: планирование, реализацию, рефлексию.

Разработать подробный план и график работы над проектом удалось с помощью вопросов. У обучающихся не вызвали затрудненийэтапы работы: выделение проблемы, формулировка цели работы, название проекта, проектный продукт. А столкнулись со следующими трудностями: составление плана, анализ, умение делать выводы, оценка достижений, защита проекта.

С трудностями справлялись общими усилиями в каждой группе, определяя конкретно все основные этапы работы и более мелких шагов внутри каждого этапа, сроки и последовательность всех шагов.

Мною была оказана значительная обучающая и стимулирующая помощь на всех этапах работы над проектом, но она не подменила самостоятельной работы обучающихся.

На этом проекте на различных этапахработы ученики увидели результаты своего труда, оценили свою результативность учебно-познавательной деятельности путем коллективного обсуждения и самооценки с помощью системы оценки «Оцени себя сам»; учились на собственном опыте и опыте других учеников; возрастание интереса каждого учащегося шло по мере выполнения заданий.

Целью этапа рефлексии явилось осмысление полученного в результате работы над проектом опыта, анализ пережитых ситуаций и преодоленных проблем; сравнение реального результата с тем, который был задуман в начале работы; поиск допущенных ошибок; перспектив развития темы проекта, а так же самоанализ и самооценка учащихся с помощью системы оценки «Оцени себя сам» (какие изменения произошли в них самих, чему научились, что узнали, как изменился взгляд на проблему, какой жизненный опыт приобрелиответственности, самостоятельности, инициативности).

Так как обучающиеся еще не владеют навыками составления анализа своей работы, то мне пришлось разработать подробную инструкцию для них, которая помогла им успешно справиться с возникшей проблемой. В ходе составления анализа, я ненавязчиво направляла их работу, показывала образцы, использовала подробную инструкцию.

Результатом работы обучающихся, их собственной компетентностью стали выведенные правила сравнения рациональных чисел и их практическое применение при выполнении заданий, создание памятки. Они испытали довольно сильные эмоции, когда сравнили свой проектный продукт – памятку правил сравнения рациональных чисел с правилами в учебнике и заметили, что они такие же.

В данном случае считаю обоснованным применение проектного метода обучения, так как были достигнуты запланированные дидактические цели, решены запланированные методические задачи, возник запланированный воспитательный эффект.