Цель: Формирование представлений детей о живописи.
Задачи:
- Закрепить знания детей о временах года.
- Развивать творческое воображение, художественное восприятие, познавательную активность, внимание, умение устанавливать причинно-следственные связи, обогащать речь детей новыми словами.
- Прививать чувство гордости и любви к Родине, к природе.
Словарная работа: художественная галерея, живопись, репродукция.
Методическое обеспечение: Презентация Третьяковской галереи, репродукции картин (пейзажи времен года), аудиозапись П.Чайковского «Времена года», раздаточный материал (квадраты белого, синего, зеленого, желтого цвета), большой круг разделенный на четыре части, круги разного цвета (оттенки времен года), схемы эмоций, д/и «Хоровод красок», ватман с изображением дерева, заготовки к панно.
Виды деятельности: Искусствоведческий рассказ педагога, речевое общение, индивидуальная работа с раздаточным материалом, игра, продуктивная деятельность.
Методика проведения:
1. Мотивация.
- Сегодня я пришла к вам в гости, чтобы пригласить вас в увлекательное путешествие в мир живописи. Но сначала я хочу спросить у вас: мир живописи – что это за мир ? Кто знает? (ответы детей)
- Вот послушайте, я расскажу вам о том , кто создает такой мир. Есть люди, которые очень красиво рисуют. Эти люди – художники. Художники умеют очень внимательно всматриваться в предметы, в природу, в людей и замечать в этом все красивое. И вот это красивое они переносят на холсты с помощью кисти и красок. Все многообразие картин написанных художниками и называется живописью.
- Хотите об этом узнать побольше? (ответы детей)
2. Рассказ воспитателя о Третьяковской галереи.
- Я хочу вам показать Третьяковскую галерею. Кто-нибудь знает что это такое? (ответы детей)
- Третьяковская галерея – это такой музей, где хранятся картины великих художников. Эти картины можно назвать мировыми шедеврами, потому что они очень красивые и известные во всем мире. Находится эта галерея в Москве, в столице нашей страны. Люди, которые приезжают из других стран в Москву, обязательно стараются посетить Третьяковскую галерею, чтобы посмотреть на эту красоту. А названа галерея Третьяковская по фамилии человека, который очень любил искусство, любил живопись. Он коллекционировал произведения живописи. И однажды решил, что не только он, но и все другие желающие люди должны иметь возможность видеть произведения великих художников. Он собрал все свои картины вместе и открыл художественную галерею, которую в последствии и назвали в честь него – Третьяковская. А теперь давайте пройдем к экрану и посмотрим.
Просмотр презентации (у автора)
3. Речевое общение.
- Я тоже приготовила для вас выставку произведений живописи. Давайте подойдем к ней.
- Это не настоящие картины, а их репродукции. Что изображено на этих репродукциях. (природа)
- Природа изображена в одном времени года или в разных?
- Какие времена года вы видите? (зима, весна, лето, осень)
- Как вы догадались? (ответы детей)
- Вы хотели бы научиться также красиво рисовать? (ответы детей)
- Давайте вспомним, что настоящий художник умеет делать? (внимательно всматриваться в окружающий мир и замечать все красивое)
- Поэтому, я вам предлагаю этому поучиться. Я загадала одну из этих репродукций. Вы должны сейчас внимательно смотреть и слушать мой рассказ. Кто догадается о какой репродукции я рассказываю, поднимет руку.
4. Искусствоведческий рассказ педагога.
- На этой картине изображена природа. Деревья примеряют королевские наряды – золотые короны, ограненные красными рубинами, мягкое янтарное манто. Слышится раздумье ветра, вздохи опадающей листвы.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Ответы детей.
5. Речевое общение.
- Правильно, это осень. А кто скажет ранняя или поздняя? Почему? (ответы)
- Правильно, это ранняя, золотая осень. А картина так и называется – «Золотая осень», написал ее русский художник Левитан.
- Как вы думаете, перед тем как написать эту картину, где побывал художник? (ответы детей, в лесу, у реки)
- Что привлекло внимание художника? (красота и великолепие нашего русского леса, многообразие красок)
- Молодцы, ребята! Вы были внимательными, поэтому догадались, о какой картине я рассказываю.
- А сейчас я предлагаю вам нарисовать разные времена года, но не красками и карандашами, а с помощью цветной бумаги.
Дети садятся за столы.
6. Индивидуальная работа, речевое общение.
- Перед вами лежат разноцветные квадратики, каждый цвет соответствует определенному времени года.
- Сначала скажите, когда начинается год? (зимой)
-Подумайте, какого цвета квадратик возьмем первым? Почему? (белый)
- Какое время года приходит за зимой? (весна)
- Какого цвета квадратик подойдет для весны? (ответы детей) Можно ли изобразить весну зеленой краской? (да)
- Если вы изобразите весну зеленой краской, то какой цвет останется для лета?
- Лето лучше рисовать зеленой краской, а весну – синей, т.к. весной тает снег, текут ручьи. А вода всегда ассоциируется с синей краской.
- Какое время года приходит за весной? (лето) Какого цвета возьмем квадратик? Почему?
- Какое время года приходит за летом? (осень) Какого цвета возьмем квадратик? Почему?
- Давайте еще раз повторим все времена года по порядку. Поставьте пальчик на первый квадратик. (зима, весна, лето, осень)
- Как вы думаете, за летом может сразу придти весна ? Почему? (ответы дет.)
- Конечно нет. Времена года идут по порядку, как будто по кругу, они чередуются друг за другом. Давайте это проверим с помощью круга. (Подбираем оттенки и эмоции времен года.)
7. Речевое общение.
- Вы сказали, что у зимы белый цвет. А вы знаете, что у снега может быть и другой цвет? Когда выпадает свежий снежок, что он делает на солнце? (искрится, переливается) Значит, какого еще цвета может быть снег? (серебряного) Когда на снег падает тень, какого цвета он становится? (синий или сиреневый ) Когда светит яркое солнце, какой оттенок приобретает снег? (желтый) А ночью какого цвета становится снег? (темно-синего, почти черного)
- А как вы думаете, какое настроение у зимы? (хмурое, суровое)
- За зимой приходит весна. У весны синий цвет, потому что тает снег. А в том месте где снег растаял, что появляется? (проталинки) Значит какой оттенок может быть у весны? (коричневый) Когда растает снег, что появляется на деревьях, на земле? (почки, первые листочки, трава) Значит какой еще оттенок может быть у весны? (зеленый)
- А какое настроение у весны? (ответы детей) Весной все пробуждается ото сна, оживает вся природа, появляются первые цветочки, первые бабочки. Все удивляются этому и радуются, поэтому настроение у весны удивленное и радостное.
- За весной приходит лето, оно зеленого цвета. Как вы думаете, кроме зеленого , какие еще цвета можно увидеть летом? (все цвета) Почему?
- Какое настроение у лета? (веселое) Почему?
- Осень желтого цвета. Какие оттенки бывают у осени? (красные, оранжевые) А когда листья опадут, какого цвета они станут? (коричневые)
- Какое настроение у осени? (ответы детей) Грустное, печальное, потому что вся природа увядает, идут частые дожди.
- Посмотрите, сколько оттенков у времен года. Какой красивый, разноцветный получился круг. Как будто художник провел здесь своей кистью. У каждого времени года появился свой характер, свое настроение.
- В мире живописи светит вот такое необычное разноцветное солнце. Каждый цвет стоит строго на своем месте, как у радуги. Сколько у него цветов? (семь)
- Из этих семи цветов, три самые главные. Как вы думаете , какие? (ответы детей) Почему? (из них можно получить другие цвета)
Раздаю детям красные, желтые, синие ленточки.
- Ребята, это краски. А у меня есть вот такие краски. (раскладываю на пол зеленые, оранжевые, фиолетовые круги)
- Если красная с желтой подружатся, какая краска получится? (к оранжевому кругу подходят дети, у которых в руках красная и желтая ленточка)
- Если красная с синей подружатся какая краска получится? (фиолетовая)
- Если желтая с синей подружатся, какая краска получится? (зеленая)
8. Подвижная деятельность детей.
- Я вам предлагаю сейчас поиграть в игру «Хоровод красок». Поменяйтесь своими ленточками. Круги на полу раскладываются по кругу. Дети под музыку бегают вокруг кругов. По окончании музыки они должны встать возле нужного цвета.
- Раз-два, начинается игра, я хотела б рисовать, но не знаю как начать. Краски, где вы?
- Мы здесь. (машут ленточками) Включить музыку
Игра повторяется два-три раза.
9. Продуктивная деятельность детей.
- Ребята, вы сегодня учились быть внимательными, учились подбирать нужные краски, нужные оттенки как настоящие художники. Я думаю вы и в дальнейшем будите такие же внимательные. Раз мы учились сегодня быть как художники, я предлагаю вам в завершение нашей встречи создать картину «Времена года». Я нарисовала дерево, а всю остальную картину сделаете вы сами. Мои детки, из д/с «Белочка», с которыми я работаю, приготовили для вас вот такие заготовки. Здесь можно увидеть разные времена года. Выбирайте, кто что хочет. (дети выбирают) Теперь подумайте, куда можно приклеить выбранные предметы.
Звучит музыка Чайковского «Времена года» (дети по очереди выполняют работу)
Давайте покажем нашу картину гостям.
Нам по плечу любое дело, если только захотим,
Вам на клочке бумаги белой мы в красках мир изобразим.
Таится радость в каждом цвете, рисует чудо-карандаш…
Как много красок на планете, взгляните на рисунок наш.
- Ребята, эта картина останется у вас в группе на память о нашей встречи.
- Вам понравилось путешествие в мир живописи?
- И мне понравилось у вас в гостях. Я обязательно расскажу о вас своим деткам, какие вы все молодцы и умнички! Спасибо всем!