Цели:
- обобщить знания по теме «Пунктуация при однородных членах предложения»,
- закрепить навыки и умения при постановке знаков препинания в предложениях с однородными членами;
- развивать регулятивные универсальные учебные действия – целеполагание, планирование и организация деятельности;
- познавательные исследовательские действия – поиск информации, переработка и структурирование информации (работа с текстом, смысловое чтение);
- развитие культуроведческой компетенции;
Оборудование: распечатки заданий (Приложение 1, 2, 3), учебники: Р.Н.Бунеев. Русский язык. 11-ый класс; Русский язык: правила, алгоритмы, упражнения, тесты, задания в формате ЕГЭ. Учебно-методическое пособие по подготовке к ЕГЭ. Под общ.ред. Е.Г.Малышевой – Омск, 2010; мультимедийная презентация «Однородные члены предложения», репродукции картин М.Врубеля и презентация (2) «М.Врубель», литературная газета по творчеству А.Блока.
Ход урока
I. Организация урока.
Вступительное слово учителя.
Запись числа, классной работы, тема пока не записывается (слайд 1).
- Сегодняшний урок мне бы хотелось посвятить творчеству нашего земляка, художника Михаила Врубеля, имя его выбрано не случайно. По литературе мы изучаем серебряный век русской поэзии, говорим об этом времени «языком красок и музыки», вы готовили презентации о творчестве художников Нестерова, Кустодиева, Коровина, Бенуа, Бакста, Серова, композиторов Прокофьева, Рахманинова, Стравинского, рассказывали о театральных деятелях Станиславском и Немировиче-Данченко. Конечно, нельзя не сказать о Михаиле Врубеле, родившемся в Омске. Вы знаете, что у нас есть Музей изобразительных искусств им. Врубеля, где мы с вами бывали не раз. Имя этого художника связано с символистами В.Брюсовым, А.Белым, А.Блоком, чье творчество мы начали изучать на уроках литературы, и хочется, чтобы у вас действительно состоялось знакомство с символизмом в разных видах искусства.
II. Целеполагание
- Продолжаем работу по подготовке к ЕГЭ, определимся в теме урока, обратимся к распечаткам под римской цифрой I. Задание А23, предложения построены по тому принципу, который предлагается на ЕГЭ. Прочитаем задание (слайд 2 А23).
- Как видим, не указано правило, которое необходимо применить. Значит, надо проанализировать задание. На какой раздел языкознания задание? (Синтаксис и пунктуация).
- Какие есть пунктуационные принципы? На каком принципе русской пунктуации основывается это задание? (интонационном? смысловом? грамматическом?) От чего будут зависеть знаки препинания? От структурного членения.
- Каков алгоритм наших действий? Что сначала надо сделать? (выделить грамматическую основу предложения). Выделяем в распечатках основы (Приложение 1, задание I).
- Прочитайте свой вариант (слайд 3 ).
Слайд 4. Отметьте, где ошиблись: Индивидуальный маршрут для отработки этой темы:
если в нахождении подлежащего – повторить §4 с.142 уч.под ред. Е.Г.Малышевой; если в нахождении сказуемого -§5 с.143-144, упр. с.149-151 с самопроверкой! Не забывайте отмечать проблемные места и пути их решения.
- Итак, 1-ый шаг – выделение грамматической основы; какой 2-ой шаг? – разбор по членам предложения. Разберите в распечатках.
- Проанализируйте, что объединяет все эти предложения? Выдвигаем гипотезу: есть повторяющиеся элементы – везде есть ряды однородных членов.
- Возникает вопрос: что такое однородные члены предложения?
(Однородными являются члены предложения, которые связаны с одним и тем же словом и отвечают на один и тот же вопрос, равноправны и независимы друг от друга, связаны сочинительной связью, которая выражается с помощью интонации или интонации и сочинительных союзов, какая интонация? - интонация перечисления)
- Какая пунктуационная проблема связана с однородными членами предложения? (расстановка знаков препинания). Соответственно тема урока (слайд 5) – запись «Знаки препинания при однородных членах предложения», а цель урока какая?
- предметная - обобщить и систематизировать знания по теме «Пунктуация при однородных членах предложения»;
- закрепить навыки и умения постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами, т.е. уметь определять структуру предложения;
- составлять предложения с однородными членами предложения,
- развивать умение планировать свою деятельность по изучению той или иной темы;
- поиск информации, переработка и структурирование информации (работа с текстом, смысловое чтение);
- расширить представления о русской культуре.
- Где необходимы нам эти знания, навыки, для чего будем работать с этой темой ? ( в части А - однородные члены предложения, сложносочиненные предложения, постановка двоеточия – различие БСП и однородных членов предложения, в части В – В6, В8; при работе с текстом в части С).
- Какие формы работы будут уместны при отработке этой темы? (работа с предложениями, расстановка знаков препинания, с теорией, составление своих предложений, в конце урока – тест).
- Какие союзы связывают однородные члены предложения? (сочинительные)
Назовите основные типы сочинительных союзов (слайд № 6) - ( соединительные - «и это и то»: и, да=и, тоже, не только …но и, как…так и, ни…ни, также; разделительные – «или то, или это»: или, либо, то..то, не то..не то; противительные - «не то, а это»: а, но, да (=но), однако, зато).
- Как всегда, обращаемся к образцам классики. Приведите примеры из ст-ий А.Пушкина, М.Лермонтова, А.Фета, Ф.Тютчева, И.Бунина, С.Есенина, где есть однородные члены, соединенные союзами.
- Какие союзы не вызывают проблем и почему? (противительные, всегда ставится запятая), основную трудность вызывают соединительные и разделительные.
III. Освоение предметного содержания.
- Итак, прозвучало несколько примеров, видим, что существуют разные комбинации с о/ч, соответственно по-разному расставляются знаки препинания. Для того чтобы правильно расставить знаки препинания, что нужно уметь? (Находить основы предложения, отличать простое или сложное, находить однородные члены предложения, знать правила расстановки знаков препинания).
- Где возьмем информацию? Какой параграф в учебнике Р.Н.Бунеева надо прочитать, чтобы правильно расставить знаки препинания при однородных членах предложения? Обратитесь к оглавлению, найдите нужную информацию. (§6 занятие 30 с.108)
- Прочитайте про себя §6, расставьте знаки препинания в распечатках, составьте схемы и соотнесите с материалом учебника (слайд №7). Еще раз посмотрите схемы, правила (слайды № 8-13).
- На ЕГЭ могут быть разные формулировки заданий: нужно поставить две запятых, не нужно ставить ни одной запятой, нужно поставить три запятых.
- Как вы считаете, достаточно ли материала учебника, чтобы сделать это задание. Данное – да, все схемы есть. Проверим на практике, какие еще могут быть комбинации однородных членов предложения, не рассмотренные нами.
- Прочитайте текст о Врубеле (Приложение 2), (тема – описание картины; проблема влияния красоты на человека, роль искусства в жизни человека, искусство – источник добра и света, с данным текстом работа пойдет на следующих уроках).
С 1 по 10 найдите предложения с однородными членами, объясните пунктуацию, соотнесите со схемами в учебнике.
- Под римской цифрой II в распечатках у вас есть для каждого вариант из ЕГЭ (4 варианта). Вы сейчас решите свой вариант, подчеркнете основы, однородные члены предложения, расставите знаки препинания, составите схемы и соотнесете с учебником. Какие схемы встретились, какие нет? 4 человека у доски.
Слайды № 14-15 - ответы
- Работа с распечатками, закрепление навыков (Приложение 3). Расставьте знаки препинания, составьте схемы и графически объясните условия постановки знаков препинания между однородными членами, соотнесите со схемами в учебнике под редакцией Р.Бунеева. Комментарий к предложениям:
- М.Врубель был кумиром В.Брюсова, и А.Блока, и А.Белого. [0, и 0, и 0]. I-4 – повторяющиеся союзы; если однородный ряд начинается знаменательным словом, то запятая ставится перед первым союзом.
- Художник умел одухотворить фантастику, «зажечь» кистью и блики, и искры, и огни на полотне. [0,0 и 0,и 0, и 0] (градация) I-4 - однородный ряд начинается с союза, поэтому первая запятая не ставится.
- Он расписывал храмы и вместе с В.Серовым и К.Коровиным оформлял театральные спектакли. II-7 - разные ряды однородных членов предложения.
- Природа на его картинах безначальна и бесконечна, дика и угрожающа. I-5- попарное соединение.
- Полуслившуюся с гроздьями фигуру девушки можно принять как за образ печали человека, так и за таинственную душу сирени. [как 0, так и 0] – запятая перед второй частью союза - I-3.
- Все портреты: портрет Арцыбушева, портрет поэта В.Брюсова, портрет Забеллы Врубель – полны печали и тонкого ощущения человеческой души. [0: 0,0, 0 – 0 и 0] - схема связана с обобщающим словом, какие еще схемы есть с обобщающим словом?
В задании А23 не встретились предложения с обобщающим словом, при котором может ставиться двоеточие и тире, в принципе этот навык нужен нам? Да - в каком предложении ставится двоеточие и тире? В БСП, и такое задание в ЕГЭ – 24, где нужно отличать БСП от простого с обобщающим словом. - Колдовское мерцание драгоценных камней и жемчугов, трепет зари и блики пламени огней острова, виднеющегося вдали, - все создает сказочную атмосферу. [O, O, O – O] – не забудьте закрыть причастный оборот!
- Какие подводные камни могут быть в заданиях, связанных с однородными членами предложения, особенно с коварным союзом «и»? Сложносочиненные предложения. Из 30 вариантов по этому заданию – в 3 встретились подобные конструкции, а в задании А20, где спрашивается о роли союза «и», в каждом четвертом варианте шли предложения с однородными членами.
- Составьте по картинам М. Врубеля («М.Врубель» - «Царевна-Лебедь», «Сирень», «Демон» и т.д.) 2 предложения – одно сложносочиненное с союзом И, а другое с однородными членами с одиночным союзом (Презентация 2 «М.Врубель»).
- Прослушивание примеров, к этой теме обратимся при систематизации знаний по теме ССП.
Безусловно, эти конструкции понадобятся не только для решения заданий в части А, но и для написания сочинения в части С. - Обдумывая какой-либо сюжет и работая над той или иной картиной, захватывавшей его полностью и волновавшей воображение, Врубель внезапно бросал полотно, начинал торопливо набрасывать предмет, издавна тревоживший его. [ -.- и -.-, ~~~ и ~~~, = и =]
Правила об однородности действуют и на другие синтаксические конструкции, т.е. однородными могут быть не только слова, но и обороты и даже предложения, например для деепричастных и причастных оборотов, если они соединены неповторяющимися союзами и - или – они не разделяются запятой. - Кажется, что трепетное сияние венца сливается с отблесками зари на гребнях волн и оживают шелестящие складки полувоздушной фаты, придерживаемой от дуновения ветра девичьей рукой - однородные придаточные, соединенные союзом «и», запятая не ставится.
- Трудные случаи
- Вода давно сбыла в Тереке и быстро сбегала и сохла по канавам (сбегала и сохла образуют парную группу, имеющую общий второстепенный член – по канавам).
- Он хорошо сложен и крепок и красив старинной русской красотой (хорошо сложен и крепок образуют парную группу – форма человека, а дальше - «наполнение»).
- Облака редко разбежались по небу и почти не мешают солнцу жарить и палить в разгаре летнего дня (не мешают солнцу жарить и палить в разгаре летнего дня – составные глагольные сказуемые с общим вспомогательным глаголом) – схема II – 5.
- Слышны плеск и говор и плесканье купающихся (плеск и говор – одна тематическая группа – звуки речи, плесканье – действие).
- Составьте несколько предложений с однородными членами по картинам Врубеля «Царевна – Лебедь», «Сирень», «Демон» (Презентация 2 «М.Врубель») и т.д., под римской цифрой III указан вариант и схемы, по которым нужно составить предложения, можете добавить и другие схемы.
- Чтение предложений.
В начале урока, когда мы ставили цели, говорили о том, с помощью каких форм лучше систематизировать знания по этой теме, сказали, что в конце - проверочный тест.
- Итог – проверочный тест под римской цифрой IV (на два варианта).
- Слайд № 16. Сверьтесь с ответами – у кого ни одной ошибки? Кто где ошибся?
IV. Подведение итогов урока
(какие ставили цели – систематизировать и обобщить знания, достигли или нет).
V. Рефлексия
Если бы не посмотрели в учебник, вспомнили бы или нет схемы однородных членов, правила расстановки знаков препинания? Отметьте себе – какие схемы стоит повторить, на какие случаи стоит обратить внимание.
VI. Домашнее задание (Слайд 17)
с.151-154 в учебнике под ред. Е.Малышевой. В связи с этим, выполнение какого упражнения на эту тему вы посчитали бы целесообразным?
- Расстановка знаков препинания при однородных членах предложения – в учебнике под ред. Е. Малышевой упр.99, 100 – сверить с ключом, задать вопросы, если что неясно; подумайте, как задания А5, А20, В6 и В8 могут быть связаны с темой «Однородные члены предложения».