Интеллектуальная игра по математике "Путешествие к Олимпу". 5-й класс

Разделы: Математика, Информатика

Класс: 5


Цели мероприятия:

  • активизация познавательной активности, логического мышления и интеллектуального уровня учащихся;
  • развитие творческих способностей, формирование навыков коллективной работы в сочетании с самостоятельностью;
  • решение задач с привлечением олимпийской тематики;
  • формирование представлений о возникновении и правилах проведения Олимпийских игр в древности;
  • акцентирование внимания учащихся на важности такого события как Олимпийские игры в преддверии Олимпиады в Сочи 2014 и отсчет истории Олимпиад от первой Олимпиады в Греции.

Оборудование:

  • магнитная доска;
  • мультимедийная презентация,
  • проектор с экраном.

Предварительная подготовка:

  • формирование состава команд;
  • выбор названия, подготовка приветствия;
  • подбор занимательного материала для интеллектуальной игры,
  • создание видеороликов и мультфильмов кружковцев информатике и математике.

Продолжительность мероприятия: 60 минут.

Ход мероприятия

В Интеллектуальной участвуют команды 5 классов. Оценивает выступление команд компетентное жюри в составе заместителя директора по учебно-воспитательной работе, учителей математики и учащихся старших классов.

Ведущий 1: Добрый день!

Ведущий 2: Добрый день! Мы рады приветствовать вас на нашей математической интеллектуальной игре «Путешествие к Олимпу»!

Ведущий 1: Древние греки любили число двенадцать. Они разделили день и ночь на двенадцать часов, выделили на небе двенадцать созвездий зодиака, а из многочисленных подвигов Геракла только двенадцать считали главными. Поэтому и главных богов у них тоже было двенадцать. Они назывались олимпийскими.

Ведущий 2: Сначала сюда входили Зевс, Гера, Гестия, Аид, Посейдон, Деметра, Афина, Аполлон, Артемида, Арес, Гермес и Гефест. Но когда в олимпийскую семью приняли Диониса, пришлось придумать миф о том, что кто-то из богов покинул свое место. Выбор пая на Гестию, которая уступила его Дионису и покинула Олимп, так как ей надоело слушать бесконечные распри богов. Кроме того, она была уверена, что ее всегда здесь примут с радостью. Иногда к олимпийским богам причисляют и Афродиту, которая в этом случае занимает место Аида, Ведь Аид редко поднимался из своего подземного дворца на Олимп, так что его место за столом богов вечно пустовало.

Ведущий 1: В Риме в число двенадцати олимпийских богов входили Юпитер, Нептун, Марс, Аполлон, Вулкан, Меркурий, Юнона, Минерва, Венера, Диана, Веста и Церера.

Ведущий 2: Сегодня, отдавая дань уважения к олимпийским богам, в нашем путешествии участвуют 4 команды по 6 человек, т.е. 24 веселых и находчивых, остроумных и смекалистых участников будут бороться за победу. Каждая команда носит имя олимпийского бога.

Ведущий 1: Самой могущественной из олимпийских богинь была Гера, она подчинялась только Зевсу. Она покровительствует браку и посылает супругам потомство, благословляет мать на рождение ребенка. Она охраняет святость и нерушимость брачных союзов. И мы приглашаем команду 5 а класса, гордо носящую имя этой богини

представление команды 5 а класса

Ведущий 2: Самой почитаемой богиней считается Афина, богиня знаний, искусств и ремёсел; дева-воительница, покровительница городов и государств, наук и ремёсел, ума, сноровки, изобретательности. Давайте с Вами познакомимся с командой 5 б класса, носящей имя богини Афины.

представление команды 5 б класса

Ведущий 1: Арес – бог войны, сын Зевса и Геры. Его ассоциируют с войной и смертоносным оружием. И мы приглашаем команду 5 в класса, носящую имя столь грозного олимпийского Бога.

представление команды 5 в класса

Ведущий 2: Мнемозина в греческом мифотворчестве богиня памяти, представительница интеллектуальных и художественных свойств человека. Роль Мнемозины заключалась в сохранении памяти о громких событиях битвы Зевса с титанами и создание нового мироустройства. Она олицетворяет духовное начало. И команда 5 г класса носит ее имя. Приглашаем команду.

представление команды 5 г класса

Ведущий 1: Мы с вами познакомились с командами, а теперь пришло время узнать кто же входит в наше справедливое и строгое жюри.

представление жюри

Ведущий 2: 12 олимпийских богов, 12 главных подвигов Геракла, и на циферблате часов тоже 12 цифр. И наш первый конкурс «Часы».

Ведущий 1: Командам нужно разделить циферблат на три части двумя прямыми линиями так, чтобы суммы чисел в этих частях были равны между собой.

(приложение 1)

верно выполненное задание 3 балла, 1 команда +1 балл

Ведущий 2: Пока команды работают над заданием, мы предлагаем болельщикам принять участие в конкурсах и помочь своим командам, заработав для них дополнительные баллы.

Ведущий 1: На рисунке мы видим разломанные циферблаты часов. Часовых дел мастер подсчитал суммы чисел на всех обломках. Оказалось, что для одного из циферблатов эти суммы – четыре последовательных числа. Какой это циферблат?

Ведущий 2: Верный ответ с, третий циферблат и сумма цифр равна 18, 19 и 20.

Ведущий 1: Следующее задание. На рисунке изображены два одинаковых стакана, в которые налито одинаковое количество воды. Чему равна высота уровня воды х, если высота стакана 12см?

Ведущий 2: Верный ответ 6 см.

Ведущий 1: А теперь давайте посмотрим как наши команды справились со своим первым заданием.

Ведущий 2: Молодцы участники наших команд!

Ведущий 1: Обителью древнегреческих богов считалась гора Олимп, которая возвышается над нынешним Салоникским заливом. Ее вершина почти всегда закрыта облаками: именно поэтому ее таинственные высоты и стали в воображении древних греков местом пребывания небожителей.

Ведущий 2: В связи с этим греческих богов стали называть «олимпийцами», то есть жителями Олимпа, а присущие им величие, спокойствие и другие качества стали именоваться «олимпийскими». С течением времени это слово стало означать просто превосходную степень: в этом смысле употребляем его и мы. «Олимпийское спокойствие» или «величие» – невозмутимое, предельное, как у древнего бога.

Ведущий 1: И наше следующее задание для команд «Высота». Командам необходимо, выполнив задание, узнать высоту горы Олимп.

Ведущий 2: На доске даны цифры 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 0. Команда каждого класса, выполнив правильно свое задание, находим свою цифру и отмечает в своей клетке. Данное задание на скорость, команда, выполнившая задание первой, получает 4 балла, 2 – 3 балла, 3 – 2 балла, 4 – 1 балл.

(приложение 2)

Ведущий 1: Итак, правильный ответ: высота горы Олимп 2197 метров.

Ведущий 2: Надо, однако, знать, что такие выражения, как «Олимпийские игры». «Олимпиада» связаны со словом «Олимп» лишь косвенно: они произошли от названия небольшого городка Олимпия на реке Алфей, где греки устраивали священные состязания – Олимпийские игры.

Ведущий 1: Олимпиады – это древнейшие и наиболее популярные в Древней Греции празднества и состязания. Они устраивались в честь бога Зевса в Олимпии 1 раз в 4 года.

Родиной Олимпийских игр является Древняя Греция, в частности, расположенное в западной части Пелопоннесского полуострова святилище. Олимпии. Именно отсюда берет свое начало олимпийский огонь современных Олимпиад, здесь начинается факельная эстафета.

Ведущий 2: Различные источники предлагают ряд легенд о возникновении Олимпийских игр.

Ведущий 1: Одна из легенд повествует о том, что могучему богу Кроносу приснился вещий сон: его настигнет смерть от руки одного из его детей. В традициях того времени Кронос не придумал ничего лучшего, как пожирать своих новорожденных детей! Жена Крон оса Рея обманула своего мужа, спасла своего сына Зевса, заменив его завернутым в пеленки камнем. Ребенок вырос, стал могучим богом – громовержцем. Окончательно окрепнув, он вступил в смертельный бой с беспощадным отцом, победил его!

Ведущий 2: В честь этого знаменательного события Зевс повелел проводить спортивные соревнования, которые (по месту, где они устраивались) получили название Олимпийских.

Ведущий 1: Предлагаются и другие легенды по поводу происхождения Олимпийских игр.

Ведущий 2: Придумал и организовал первые Игры знаменитейший Геракл, сын Зевса, который совершил свои двенадцать подвигов. В честь одной из славных побед Геракла и стали проводить Олимпийские игры.

Ведущий 1: Отношение к происхождению Олимпийских игр имеет и внук Зевса Пелонс, который одержал победу над царем Эномаем. Эномаю было предсказано, что он умрет от руки зятя, поэтому каждый раз он предлагал потенциальному жениху дочери провести состязания на колесницах. У царя были очень быстрые кони, каждый раз Эномай догонял соперника и поражал его копьем.

Ведущий 2: Тринадцать женихов пали от руки Эномая, пока не появился Пелонс. Дочь Эномая Гипподамия и Пелопс подговорили возницу Эномаевой колесницы, и тот заменил бронзовые чеки, удерживающие колеса, восковыми. Во время скачки Эномай погиб под копытами своих лошадей, т.к. воск расплавился, колеса слетели с осей. В благодарность богам Пелопс воздвиг святилище в Олимпии и учредил Игры, на которых особенно ценилась победа в гонках на колесницах.

Ведущий 1: Первые достоверно известные Олимпийские игры состоялись до нашей эры. Этот год и принято считать начальной датой греческого летоисчисления. Ваше задние будет разгадать в каком году они были.

Ведущий 2: Данное задание для команд и их болельщиков.

(приложение 3)

Ведущий 1: Задание болельщикам – найти пропущенное число. Это и будет датой, которую принято считать начальной датой греческого летоисчисления.

Ведущий 1: Выслушаем ответы болельщиков.

Ведущий 2: Вы верно сказали, что в 776 году состоялись достоверно известные Олимпийские игры.

Ведущий 1: Попросим жюри подвести итоги прошедших конкурсов.

(Верная дата 4 балла, 3 балла за болельщиков)

Ведущий 2: Олимпиады проходили 5 дней: первый и пятый дни были посвящены торжественным процессиям, жертвоприношениям и церемониям, остальные – спортивным состязаниям.

Ведущий 1: В классическое время (5-4 вв. до н. э.) в программу Игр входили состязания в езде на колесницах, пятиборье (бег, метание копья и диска, прыжки в длину, борьба), кулачный бой, конкурс искусств н т.д.

Ведущий 2: Борьбу как вид состязаний ввели в Олимпийские игры в честь мифического основателя Игр Геракла, который сумел одолеть огромного льва, только задушив его, потому как шкура льва была неуязвима для оружия. Борьба была двух видов: в стойке и на песке. Допускались толчки и удушение, запрещаюсь удары, укусы и воздействие на глаза. Леонтиск из Мессены на Сицилии получил прозвище Пальчик, потому что одерживать победы в борьбе, захватывая и выгибая пальцы у соперника.

Ведущий 1: Легендарным борцом был Милон из Кротона, который в 14-летнем возрасте победил в борьбе среди юношей (категория до 20 лет). Про Милона рассказывают следующее: он обвязывал вокруг головы веревку и, задерживая дыхание, рвал веревку вздувшимися от напора крови венами.

Ведущий 2: На 60-й Олимпиаде в 540 г. до н.э. Милон из Кротона в 14 лет выиграл борьбу среди юношей. В каком году родился этот спортсмен?

Ведущий 1: Команды, ответив верно на вопросы теста, узнают год рождении Милона.

(приложение 4)

Ведущий 2: А пока наши команды выполняют задание, предлагаем болельщикам поучаствовать в разгадывании ребусов.

разгадывание ребусов

Ведущий 1: Какие хорошие у нас болельщики, помогли своим командам.

Ведущий 2: А команды, ответив верно на тест, получили дату рождения Милона 554 год до н.э.

Ведущий 1: Попросим жюри подвести итоги данного конкурса.

(за каждый верный ответ в тесте 1 балл, получена верная дата +1 балл, болельщики 2 балла за каждый верный ответ).

Ведущий 2: Следующий наш конкурс – конкурс капитанов. Приглашаем капитанов команд.

Ведущий 1: Капитанам нужно выполнить задание за 5 минут.

(приложение 5)

Ведущий 2: Эллины очень любили состязания по поднятию тяжестей. Самыми большими физическими способностями отличались жители греческого города Кротона. Оттуда был родом и первый силач Эллады Милон Кротонский. Он мог взвалить себе на плечи четырехлетнего быка и пройти с ним по всей окружности стадиона. В молодости Милон тренировался таким образом: он купил себе теленка и ежедневно поднимал его.

Ведущий 1: Задача команд отгадать вес камня Бибона, который он поднимал над своей головой одной рукой.

(приложение 6)

Ведущий 2: Пока капитаны и команды выполняют задание, предлагаем болельщикам отгадать ребусы, которые подготовили кружковцы по математике и информатике Перекрестова Алисия и Мамедова Севиль.

Ведущий 1: Команды успешно справились с заданием и узнали, что вес камня Бибона был равен 143 кг.

Ведущий 2: А теперь давайте выслушаем капитанов команд. Они решали задачи, ответы на которые помогут нам узнать интересные факты из истории Олимпийских игр.

Отрывок 1. Легенда донесла до нас одну очень интересную подробность. Геракл собственными стопами отмерил дистанцию для бега – 600 стоп. Так появилась одна из наиболее распространенных мер длины в Древней Греции, она называюсь «стадий». Отсюда возникло слово «стадион». Если перевести эту меру в наши, современные единицы, то получится 192 метра 27 сантиметров.

Отрывок 2. Бег на стадию: бег с одного конца стадиона до другого на дистанцию в одну олимпийскую стадию (192 м). Первый и единственный вид состязаний с 1-й по 13-ю Олимпиаду. Олимпиады по традиции считались по именам победителей в этом состязании, прежде чем были пронумерованы в последовательном порядке. Атлеты выходили на старт в обнаженном виде. Величайшим бегуном античности считался Леонид с Родоса, одержавший 12 побед на четырех Олимпиадах

Отрывок 3. Долгий бег – бег на 7 стадий (1311 м). Атлеты, пробегая стадию, разворачиваюсь вокруг столба на одном конце стадиона, затем бежали стадию назад и разворачивались вокруг другого столба. Добавлен в олимпийские состязания на 15 Олимпиаде. Длина дистанции менялась в разные годы от 7 до 24 стадий (до 4608 м).

Ведущий 1: Попросим жюри огласить итоги конкурсов.

(капитаны – верный ответ – 1 балл, команды 3+1, болельщики 2)

Ведущий 2: А вот еще один интересный факт из истории Олимпийских игр.

В гонках квадриги совершали 12 кругов на ипподроме, нередко колесницы опрокидывались на поворотах, калеча возниц. В отличие от бега и единоборств в скачках могли принимать участие только богатые греки и царственные особы, которым под силу было содержать лошадей.

Ведущий 1: Именно владельцы лошадей, а не возницы считались победителями. Среди победителей в гонках квадриг отмечены македонский царь Филипп II и римские императоры. На 68-й Олимпиаде лошадь Фейдола из Коринфа в начале бегов скинула седока, но тем не менее прошла всю дистанцию правильно, повернула вокруг столба и остановилась после финиша. Ей присудили победу и увенчали неудачного седока венком.

Ведущий 2: Наш следующий конкурс – домашнее задание. Команды сделали из спичечных коробков квадриги.

Ведущий 1: Обратим внимание на экран.

1 работа. Храм Афины. Автор: Манохина Маргарита 5Б класс

2 работа. Золотая колесница Афины. Автор: Бродский Никита 5Б класс

3 работа. Храм Ареса. Автор: Гончаров Василий 5В класс

4 работа. Квадрига Всадник с лошадью. Авторы: Кухарев Максим, Стратан Даниил 5В класс

5 работа. Колесница Афины. Автор: Ревенков Артем 5В класс

6 работа. Колесница Афины. Автор: Новичков Павел 5В класс

7 работа. Квадрига. Автор: Логинова Лина 5Г класс

Ведущий 2: Также учащиеся 5 классов подготовили газеты к дню гимназии и посвященные Олимпийским богам. Обратим внимание на экран!

Ведущий 1: Какие же у нас талантливые ребята!

Ведущий 2: В Олимпию съезжались художники и поэты, с 50-й Олимпиады утвердился обычай читать на Олимпийских играх литературные произведения и произносить стихи. Геродот, вернувшись с Востока, читал здесь главы своей «Истории»: в Олимпии вел свои беседы Сократ, ходивший туда пешком из Афин, со своими сочинениями выступали Платон, Софокл, Исократ. Демосфен и др.

Ведущий 1: На 96-й Олимпиаде в 396 г. до н.э. в Олимпийские игры были введены состязания между трубачами и герольдами, как логическое следствие соединения в воззрениях эллинов спорта и эстетического наслаждения. Известно, что во время проведения Игр художники выставляли картины на суд зрителей, а писатели читали вслух свои творения.

Ведущий 2: И наш заключительный конкурс для команд нарисовать рисунок.

(приложение 7)

Ведущий 2: Какие красивые рисунки получились у наших команд!

Ведущий 1: Во время Олимпийских игр 1936 года, проводившихся в Берлине, впервые была проведена эстафета олимпийского огня.

Ведущий 2: Факел священного огня, который отдал Прометей людям, символизирует стремление к совершенству... А разве не это считается целью Олимпиады? Также есть исторические упоминания о том, что в некоторых областях Греции Прометея считали Богом людей и в честь него устраивали Прометейи – соревнования бегунов с зажженными факелами, воссоздающими древнюю легенду.

Давайте послушаем ученицу 5 класса Бадер Лиину с легендой о Прометее.

Выступление Бадер Лины

Ведущий 1: Уважаемые команды и их болельщики, представьте что вы Прометей. С какой речью вы бы обратились к участникам зимних Олимпийских и Паралимпийских игр «Сочи 2014»? Однако нужно соблюсти условие: использовать в своей речи слова «сообразительность», «находчивость», «смекалка».

Ведущий 2: Давайте выслушаем обращение наших команд и их больщиков к участникам Олимпийских игр, многие работы представлены в стихотворной форме и посвящены такой важной науке как математика.

Ведущий 1: Слово «математика» происходит от греческого mathema – знание. Наука математика является олицетворением науки, символом мудрости, царицей всех наук.

Ведущий 2: Красота математики среди наук недосягаема, а красота является одним из связующих звеньев науки и искусства. Итак, выступление наших творческих участников.

выступление поэтов

Ведущий 1: Победители соревнований (олимпноники) награждаюсь венком из ветвей оливы и пользовались в Греции почетом и уважением.

Ведущий 2: Олимпиада не для всех. Принимать участие в Олимпийских играх могли только свободные греческие граждане и жители эллинских колоний в Малой Азии и странах Средиземноморья. Все они должны были быть греками по национальности, а также не совершать в прошлом преступлений. Нарушителям – штрафы.

Ведущий 1: Особым почетом окружались судьи. Поэтому получить эту должность было крайне сложно. Отбор кандидатов в судьи был еще более строгим, чем отбор атлетов. Перед началом соревнований судьи приносили клятву в том, что будут уважать и соблюдать правила Игр.

Ведущий 2: Попросим строгих и справедливых судей объявить подвести итоги нашего путешествия.

подведение итогов игры

Ведущий 1: Благодарим всех, кто принимал активное участие в нашем сегодняшнем путешествии, участников команд и их болельщиков.

Ведущий 2: Особая благодарность объявляется кружковцам по математике и информатике за активное участие в подготовке заданий для конкурсов.

Ведущий 1: Наше путешествие окончено. До новых встреч на вершине Олимпа!

Мультимедийная презентация к мероприятию (приложение 8).