Урок развития речи по теме "Описание предмета". 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Тема: Описание предмета.

Цель: обучить написанию связного текста – описание предмета;

Задачи:

– познакомить учащихся со строением текста типа описания предмета;
– сформировать умения создавать собственные тексты подобного типа;
– развивать навыки работы с выразительными средствами языка; обогащать словарь учащихся.

План и ход урока

1. Организационный момент.

2. Работа по теме.

– Какие стили речи Вы знаете?
– Какие типы речи Вы знаете? (Рассуждение, описание, повествование)
– Какова композиция описания? (Общее впечатление, описание деталей, оценка)
– В каком стиле должно быть выдержано описание?

Учитель: представьте себе, что игрушечная фабрика выпускает много разных игрушек и посылает их краткое описание в магазин, чтобы получить заказ.

“Щенок – мягкая игрушка из искусственного меха. Предназначена для детей 5-7 лет. Длина 25 см, высота– 20 см. Цвет коричневый с белым. Не озвученная с механическим заводом”

– Соответствует ли текст нашей теме? (нет, здесь дана информация, но не выражена авторское отношение)

– Какой стиль речи?

Учитель достаёт из стола игрушечного щенка.

Учитель: Не хочется про такую милую зверюшку говорить казёнными словами. Попробуем её описать. Существует ли схема описаний предметов? Схемы на все случаи жизни нет, но мы с Вами сегодня попробуем понять, как рождается описание.

Рассказ учителя:

Был такой замечательный русский писатель – Пантелеймон Романов, который однажды обнаружил, что он не умеет видеть… Да, он был невнимателен к окружающему миру.

Ему стало страшно, что прекрасный мир вокруг, яркий, пропадает для него. И он понял, что страдает болезнью – “ленью зрения”. И тогда он решил ко всему, что видит, применить “приём напряжённого зрения”. А это значит не скользить надо по вещам, а всматриваться в них, изучать. И Романов начал упражняться с простыми предметами. Пойдём за мыслью писателя. Например, кресло .

Романов предлагает такие вопросы;

– Где оно находится? – на террасе
– Какой оно формы? – с отлогой спинкой
– Вес? – тяжёлое
– Цвет? – тёмное
– Материал? – из красного дерева
– Возраст? – старинное
– Состояние в данный момент? – ободранное
– История? – из богатого поместья на дачу обедневших потомков

Учитель: Вам интересно, что же получилось, когда всё соединилось в целое?

Учитель читает текст:

“На занесённой снегом террасе дачного дома стояло старинное ободранное кресло, красного дерева с отлогой спинкой и инкрустациями работы домашних крепостных мастеров. Очевидно, оно видело лучшие времена, где – нибудь в богатом поместье, и теперь пережив пять поколений, кончает жизнь у захудалых потомков, а может быть, у какого – нибудь разбогатевшего кулака, который, за его тяжестью и благодаря ценности материала, оставил его , как старого инвалида, на морозе.”

3. Составление плана и рабочего материала по описанию предмета (Веник).

Тема сочинения “Забытый всеми санитар дома”

Главное: какую мысль мы хотим внести в нашу работу? У описания всегда есть цель – найти красоту в обыкновенном, или оценить службу привычных вещей в нашей жизни.

Но особое внимание в работе над сочинением нужно уделить языку.

план признаки Язык (эпитеты, метафоры, сравнения)
Где находится В кладовке или в углу кухни В тёмной, захламлённой, или в уютном уголке кухни
Форма Треугольный или овальный Ровный. Гладкий вначале, потом взлохмаченный, претянутой ленточкой, прутики как колючки ежа
Цвет Серый или тёмно– коричневый.  
Материал Из травянистых прутиков. Из берёзы. Из тонких, гибких, пахнущих лесом и травой
Возраст Свежий или старый Когда-то молодой, задорный, весёлый
История Принесли с базара Сначала танцевал, кружился по полу. Пригорюнился, согнулся

Задание: а теперь соедините все части и сочините маленький рассказ о венике, прочитайте полученный текст.

Вариант учителя:

В тёмной, захламлённой кладовке лежит веник. Чёткая овальная форма красавца расплылась. Во все стороны торчат ёжиками серо– коричневые прутики. Тонкая талия молодца отяжелела, набухла, ленточка – поясок потемнела. Свежий запах травы уступил место запаху пыли. Когда-то молодой, задорный, весёлый, он плясал на сверкающем паркете, а теперь лежит, отработав своё, грустит. Забыт, забыт всеми. “ Ох, нужно бы встать”, – думает он, но не хватает помощника – солнечного лучика, с кем так весело было работать.

4. Работа с текстом (взять любой текст, где есть описание предмета).

Задание: прочитать и ответить на вопросы

1) о чем текст?
2) какими языковыми средствами пользуется автор, чтобы описать предмет? (Учащиеся знакомы с такими понятиями, как “эпитет”, “метафора”, “сравнение”, “прямое и переносное значение слов”, “омоним” и т.п.)
3) опорные слова, которые несут основную мысль
4) трудные для написания слова.

Ребята находят в тексте признаки художественного стиля (метафоры, эпитеты и другие тропы, характеризующие художественный стиль речи), называют цель художественного описания, обдумывают заглавие. Делается вывод о том, что это текст – художественное описание.

5. Составьте устно описание нашей собачки.

6. Задание на дом: написать сочинение – описание любого предмета, например, “Мой портфель”.