Тема: Описание предмета.
Цель: обучить написанию связного текста – описание предмета;
Задачи:
– познакомить учащихся со строением текста
типа описания предмета;
– сформировать умения создавать собственные
тексты подобного типа;
– развивать навыки работы с выразительными
средствами языка; обогащать словарь учащихся.
План и ход урока
1. Организационный момент.
2. Работа по теме.
– Какие стили речи Вы знаете?
– Какие типы речи Вы знаете? (Рассуждение,
описание, повествование)
– Какова композиция описания? (Общее
впечатление, описание деталей, оценка)
– В каком стиле должно быть выдержано описание?
Учитель: представьте себе, что игрушечная фабрика выпускает много разных игрушек и посылает их краткое описание в магазин, чтобы получить заказ.
“Щенок – мягкая игрушка из искусственного меха. Предназначена для детей 5-7 лет. Длина 25 см, высота– 20 см. Цвет коричневый с белым. Не озвученная с механическим заводом”
– Соответствует ли текст нашей теме? (нет, здесь дана информация, но не выражена авторское отношение)
– Какой стиль речи?
Учитель достаёт из стола игрушечного щенка.
Учитель: Не хочется про такую милую зверюшку говорить казёнными словами. Попробуем её описать. Существует ли схема описаний предметов? Схемы на все случаи жизни нет, но мы с Вами сегодня попробуем понять, как рождается описание.
Рассказ учителя:
Был такой замечательный русский писатель – Пантелеймон Романов, который однажды обнаружил, что он не умеет видеть… Да, он был невнимателен к окружающему миру.
Ему стало страшно, что прекрасный мир вокруг, яркий, пропадает для него. И он понял, что страдает болезнью – “ленью зрения”. И тогда он решил ко всему, что видит, применить “приём напряжённого зрения”. А это значит не скользить надо по вещам, а всматриваться в них, изучать. И Романов начал упражняться с простыми предметами. Пойдём за мыслью писателя. Например, кресло .
Романов предлагает такие вопросы;
– Где оно находится? – на террасе
– Какой оно формы? – с отлогой спинкой
– Вес? – тяжёлое
– Цвет? – тёмное
– Материал? – из красного дерева
– Возраст? – старинное
– Состояние в данный момент? – ободранное
– История? – из богатого поместья на дачу
обедневших потомков
Учитель: Вам интересно, что же получилось, когда всё соединилось в целое?
Учитель читает текст:
“На занесённой снегом террасе дачного дома стояло старинное ободранное кресло, красного дерева с отлогой спинкой и инкрустациями работы домашних крепостных мастеров. Очевидно, оно видело лучшие времена, где – нибудь в богатом поместье, и теперь пережив пять поколений, кончает жизнь у захудалых потомков, а может быть, у какого – нибудь разбогатевшего кулака, который, за его тяжестью и благодаря ценности материала, оставил его , как старого инвалида, на морозе.”
3. Составление плана и рабочего материала по описанию предмета (Веник).
Тема сочинения “Забытый всеми санитар дома”
Главное: какую мысль мы хотим внести в нашу работу? У описания всегда есть цель – найти красоту в обыкновенном, или оценить службу привычных вещей в нашей жизни.
Но особое внимание в работе над сочинением нужно уделить языку.
план | признаки | Язык (эпитеты, метафоры, сравнения) |
Где находится | В кладовке или в углу кухни | В тёмной, захламлённой, или в уютном уголке кухни |
Форма | Треугольный или овальный | Ровный. Гладкий вначале, потом взлохмаченный, претянутой ленточкой, прутики как колючки ежа |
Цвет | Серый или тёмно– коричневый. | |
Материал | Из травянистых прутиков. Из берёзы. | Из тонких, гибких, пахнущих лесом и травой |
Возраст | Свежий или старый | Когда-то молодой, задорный, весёлый |
История | Принесли с базара | Сначала танцевал, кружился по полу. Пригорюнился, согнулся |
Задание: а теперь соедините все части и сочините маленький рассказ о венике, прочитайте полученный текст.
Вариант учителя:
В тёмной, захламлённой кладовке лежит веник. Чёткая овальная форма красавца расплылась. Во все стороны торчат ёжиками серо– коричневые прутики. Тонкая талия молодца отяжелела, набухла, ленточка – поясок потемнела. Свежий запах травы уступил место запаху пыли. Когда-то молодой, задорный, весёлый, он плясал на сверкающем паркете, а теперь лежит, отработав своё, грустит. Забыт, забыт всеми. “ Ох, нужно бы встать”, – думает он, но не хватает помощника – солнечного лучика, с кем так весело было работать.
4. Работа с текстом (взять любой текст, где есть описание предмета).
Задание: прочитать и ответить на вопросы
1) о чем текст?
2) какими языковыми средствами пользуется автор,
чтобы описать предмет? (Учащиеся знакомы с такими
понятиями, как “эпитет”, “метафора”,
“сравнение”, “прямое и переносное значение
слов”, “омоним” и т.п.)
3) опорные слова, которые несут основную мысль
4) трудные для написания слова.
Ребята находят в тексте признаки художественного стиля (метафоры, эпитеты и другие тропы, характеризующие художественный стиль речи), называют цель художественного описания, обдумывают заглавие. Делается вывод о том, что это текст – художественное описание.