Цели урока: формировать познавательный интерес; создавать психологически комфортную среду на уроке, обеспечивать поле деятельности учащихся, где допускаются заблуждения, ошибки с возможностью их исправления; выведение учащихся на уровень целостного видения общего в рамках темы «Тепловые явления».
Образовательные:
- Обобщить и систематизировать знания по теме «Тепловые явления».
- Продолжить формирование умений грамотно излагать свои мысли, добиваться обобщённости, системности через учебную деятельность, провести контроль знаний по теме «Тепловые явления».
- Формировать интеллектуальные и экспериментальные умения и навыки с помощью эксперимента, ученического диалога;
- Продолжить развивать умение решать физические задачи.
Воспитательные:
- Развивать мотивацию изучения физики.
- Развивать умение работать в группе, развивать сотрудничество.
- Формировать самооценку как неотъемлемого компонента познания самого себя, своих взаимоотношений с другими учащимися и с окружающей действительностью.
- Формировать необходимость использования полученных знаний .
- Формирование гражданских качеств личности.
Развивающие:
- Формировать первый опыт самодиагностики личных исходных и конечных знаний;
- Развивать умение самостоятельно работать с текстом.
- Развивать умение учащихся наблюдать, анализировать, обобщать.
- Способствовать расширению кругозора учащихся, развитию интереса к физике, логического мышление, познавательного и творческого мышления.
Форма проведения урока: интегрированный урок.
Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, интерактивная доска, спиртовка, две пробирки, посуда для лабораторного эксперимента, термометр, спирт, вода, лёд.
Роль учителя на уроке, организует учебно-познавательную деятельность учащихся.
Этап |
Действия учителя |
Действия учащихся |
|
вызов
|
Диагностика имеющихся знаний
|
Что вы знаете о тепловых явлениях? Фронтальная беседа. Учитель открывает 1 слайд после ответа учащихся |
Ответы на вопросы по цепочке |
Коллективная актуализация имеющихся знаний |
1.Проводит физический диктант с целью повторения теории (пишет ответы на интер. доске) 2.Предлагает выставить оценки сильным учащимся |
Отвечают на вопросы физического диктанта. (самооценка)
Работа (конструктивный вид деятельности) |
|
реализация |
Мозговая атака
Решение задачи |
Предлагает задание , организует обсуждение в группах. Решить задачи с дальнейшим показом у доски. 2. Предлагает выставить оценки сильным учащимся |
Анализируют, обсуждают, делают выводы, принимают решения.(творческий вид деятельности). Самооценка и оценка товарищей |
Игра «Знатоки»
|
Использование знаний на практике, применение и использование приборов в организация работы «Научной лаборатории» |
Выполняют эксперименты. Отвечают на вопросы, поясняют, переосмысливают и анализируют. Делают выводы (Репродуктивный, конструктивный, творческий) |
|
рефлексия |
«Творческая мастерская» |
|
|
|
Домашнее задание |
А.По пословице или поговорке. Дать письменное разъяснение с физической точки зрения. Б. Задание 4, стр51 Подготовить сообщение на одну из тем (по выбору), предложенных в задании, с использованием Интернет-ресурсов |
|
Ход урока
Сегодня эпиграф к уроку:
«Особенностью живого ума является то, что ему нужно лишь немного увидеть и услышать для того, чтобы он мог долго размышлять и многое понять». Джордано Бруно
I. Человек, изучая физику, пытается понять природу, изучить процессы. Казалось бы, что сложного в простом чаепитии. Или в ежедневном отдыхе, приёме калорийной пищи. И в том и другом случае обыкновенный тепловой процесс, изменения внутренней энергии тела.
Сегодня на уроке ребята, мы с вами обобщим знания по теме «Тепловые явления»
II. Для решения поставленной проблемы, используем основные этапы познания:
- Теория
- Эксперимент
- Собственные наблюдения
- Выводы
- Заключение
III. Начнём с теории.
1.Фронтальный опрос- беседа! (откр. 1 слайд)
2. Физический диктант
- Изменение внутренней энергии тела без совершения работы называется …(теплопередача)
- Часть внутренней энергии, переданной от одного тела к другому при теплообмене называют …(количество теплоты)
- Величина, характеризующая тепловое состояние тел, является …
- Вид теплообмена, при котором происходит непосредственная передача энергии, от частиц более нагретой части тела к частицам менее нагретой части называется …(теплопроводность)
- Вид теплообмена в жидких и газообразных средах, осуществляемый потоками (или струями) вещества называется …(конвекция)
3. Решите задачу
- Для какого вещества данный график?
- Каким процессам соответствуют участки графика?
- Как меняется температура?
- Что происходит со скоростью движения молекул?
- Как меняется внутренняя энергия?
- Какова формула, описывающая данные процессы?
- Определите количество теплоты на участке ВС, а для воды участок DE? Выделяется энергия или поглощается?
4. Научная лаборатория
1. Исследуйте изменение температуры при смешивании горячей и холодной воды
- равной массы
- разной массы.
1. Соберите экспериментальную установку, состоящую из двух сосудов мензурки и термометра.
2. Измерьте начальные температуры горячей и холодной воды, смешайте воду равной массы (50г и 50г) и снимите показания термометра после установления теплового равновесия
3. Измените условия, смешав воду разной массы(50г и 100г). Снимите показания прибора в таблицу.
4. Сделайте вывод по результатам о зависимости изменения температуры от массы.
2. Исследуйте зависимость скорости испарения жидкости от рода вещества, площади поверхности; массы.
1. Возьмите два сосуда с водой и спиртом., исследуйте зависимость испарения от рода жидкости, взяв в равных долях обе жидкости, смочив салфетки бумажные. Запишите время. Сделайте вывод.
2. Возьмите сосуд с водой и исследуйте зависимость от площади поверхности, взяв две бумажные салфетки и смочив их равным количеством жидкости. Одну распрямите, а другую оставьте скомканной в клубок. Где быстрее испарится жидкость? Сделайте вывод.
3. Возьмите два сосуда с водой, исследуйте зависимость от массы жидкости, взяв в разных долях жидкость (10г и 50г), Где испарится жидкость быстрее?. Сделайте вывод..
4. Сделайте вывод по результатам о зависимости скорости испарения от массы.
3. Исследуйте зависимость скорости плавления льда от массы и температуры.
1. Соберите экспериментальную установку, состоящую из двух сосудов со льдом, спиртовки.
2. В один сосуд положите 50г льда, а во второй 100г. В каком случае лёд расплавится быстрее?
3. В оба сосуда положите равное количество льда, один сосуд поставьте на плитку. В каком случае лёд расплавится быстрее?
4. Сделайте вывод по результатам эксперимента.
5. Творчество
А теперь о всех процессах скажем образно живописью и художественным словом (рассказ и рисунки по тепловым явлениям)
6. Домашнее задание
1. Дать письменное разъяснение пословицы с физической точки зрения.
2. Задание 4, стр51 Подготовить сообщение на одну из тем (по выбору), предложенных в задании, с использованием Интернет-ресурсов
Заключение урока: Нас захлестнуло море информации. Как выплыть в этом море? Видимо, необходимо научиться думать, сопоставлять, делать выводы. И даже самая маленькая находка на этом пути дороже чужой премудрости. Поэтому необходимо наблюдать, анализировать, логически мыслить. И тогда школьная премудрость легко разложится по полочкам в вашей памяти. Хочется надеется, что сегодняшний урок активизирует у вас жажду новых познаний.
«Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока ему не удастся связать воедино разрозненные факты, им наблюдаемые.» Д. Хевеши
Пословицы и поговорки:
- Золото в огне не плавится.(осетинская)
- Подо льдом тёплой воды не бывает. .(осетинская)
- Ветер снег съедает.(русская)
- Весной дождь парит, осенью мочит. .(русская)
- В руках кузнеца железо струится как вода.(узбекская)
- Суши зерно, пока солнце высоко.(индонезийская)
- Когда вода кипит, пар идёт горячий.(монгольская)
- Солнце красно поутру- моряку не по нутру.(английская)
- И металл плавится, и камень испаряется.(японская)
- После дождя бывает прохладно, после сказанной лжи- стыдно. (монгольская)
- Всякое случается: иногда и камень потом обливается. (бенгальская)
- Что в юности узнал – на камне выбито, что в старости узнал – на льду написано. (узбекская)
- Туман съедает снег.(русская)
Вопросы для фронтального опроса
- Тепловое движение это -
- Что называется внутренней энергией?
- Способы изменения внутренней энергии
- Виды теплопередачи
- Теплопроводность
- Конвекция
- Излучение
- Количество теплоты
- Физический смысл удельной теплоёмкости
- Плавление
- Удельная теплота плавления физич. смысл
- Отвердевание
- Парообразование
- Удельная теплота парообразования физич. смысл
- Конденсация