Название “кинезиология” происходит от греческого слова “кинезис” (kinesis), что означает “движение”. Греческое же происхождение имеет и слово “логос” (logos), которое обычно переводят как “наука”. Таким образом, кинезиология — научная и практическая дисциплина, изучающая мышечное движение во всех его проявлениях. Ещё раз обратимся к справочнику логопеда [4]:
Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, развивать комиссуры как межполушарные интеграторы, через которые полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация работы полушарий.
Постановка звука – создание при помощи специальных приёмов новой нервной связи между звуковыми (восприятие произнесённого звука) и двигательно-кинестетическими (самостоятельное воспроизведение звука и зрительное восприятие артикуляции звука) ощущениями.
Постановка звуков, дыхания, голоса – первый этап формирования произносительных навыков у детей с нарушениями речи; характеризуется широким использованием сохранных анализаторов (зрительного, осязательного, двигательного, слухового), применением разнообразных методических приёмов, технических приспособлений, в результате чего ребёнок усваивает то или иное произносительное умение; за этапом произносительных умений следует этап их автоматизации, превращения умений в прочные навыки, что достигается в результате специальных упражнений и речевой практики.
В детском возрасте существует тесная связь между телом и психикой: развитие основных двигательных функций происходит от момента рождения до 1 года; развитие более сложных двигательных функций и созревание чувственной сферы от 1 года до 3 лет; созревание эмоциональной сферы от 3 до 12 лет [5]. Любое нарушение развития в детском возрасте затрагивает также и двигательную сферу. Поэтому сформированность общей, артикуляционной и пальчиковой моторики, с одной стороны, является важнейшим показателем состояния ребёнка. С другой, именно через движение мы можем оптимизировать процесс подготовки к школе детей с ОНР. В практике, к сожалению, увеличивается количество детей с ОНР впервые попадающих в условия специализированной речевой группы уже в шестилетнем возрасте.
К кинезиологическим приёмам относятся дыхательные, глазодвигательные, перекрестные (реципрокные) телесные упражнения, упражнения для языка и мышц челюсти, для развития мелкой моторики рук, релаксации, развития коммуникативной и когнитивной сферы, упражнения с правилами.
Кинезиологические приёмы в логопедической практике это:
Артикуляционные упражнения
Упражнения, направленные на развитие пальчиковой моторики
Упражнения на развитие общей двигательной активности
Звукоразличение (восприятие и дифференциация шумов).
- Межполушарное взаимодействие: упражнения для развития скоординированных движений правой и левой рук, языка, глаз.
- Энергетическое обеспечение: дыхательные упражнения.
- Пространственные представления: упражнения, направленные на отработку понятий справа; слева; правее, чем; левее, чем; вверху; внизу и т.д.
- Упражнения, развивающие произвольную регуляцию психической деятельности.
Далее мне хочется привести довольно обширную цитату из книги Архиповой Елены Филипповны, профессора кафедры логопедии МГОПУ им. М.А. Шолохова “Стёртая дизартрия у детей” [1]:
“В лаборатории высшей нервной деятельности ребёнка в электрофизиологическом исследовании было обнаружено, что, когда, ребёнок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга. Оказалось, что если ребёнок производит ритмические движения (сгибание и разгибание) пальцами правой руки, то в левом полушарии мозга у него возникает усиление согласованных электрических колебаний именно в лобной и височной зонах. Движения пальцев левой руки вызвало такую же активацию в правом полушарии.” [с. 56]
В процессе индивидуальной логопедической работы по коррекции звукопроизносительной стороны речи игровые приёмы по развитию артикуляционной и пальчиковой моторики складываются в определённую систему упражнений. Так называемые кинезиологические приёмы можно с успехом применять и на фронтальных занятиях по развитию лексико-грамматической и фонематической сторон речи:
– упражнение “Колечки” (произнесение изолированного звука, слова, словосочетания; разучивание правила-запоминалки про гласные звуки) ;
– движение “Фонарики” (дифференциация парных твёрдых и мягких согласных),
– “Флажки” (…сколько в слове гласных звуков , столько и слогов);
– имитация постукивания и поглаживания (при дифференциации твёрдых и мягких согласных);
– звонкий хлопок в ладоши и глухой хлопок: руки перекрестно к плечам (дифференциация звонких и глухих согласных);
– перекидывание среднего массажного мяча (…мяч лови и мяч бросай, и мне слово называй);
– перемещение крупных бусин по цветным “дорожкам” (“бусоград”);
– выкладывание цветных фишек вокруг заданного контура;
– игра с карандашами “Подъёмный кран” (набираем карандаши кистью одной руки, этой же рукой выкладываем карандаши на стол; смена рук);
– пальчиковый театр: персонажи рассказывают чистоговорку многократно, меняя интонацию в зависимости от выбранной роли;
– индивидуальная тетрадь: последовательное раскрашивание предложенного шаблона на заданный звук, проговаривание стихотворного текста (радуга, рыбка).
Данную систему работы по развитию звукопроизносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией эффективно использую от момента выполнения подготовительных артикуляционных упражнений до автоматизации поставленного звука в чистоговорках и в небольших стихотворных текстах.
В своей работе в подготовительной к школе специализированной речевой группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи я выстраиваю сотруднические отношения с педагогами и родителями. Ведь успех в речевом развитии при подготовке малыша к школе складывается из многих компонентов. Важнейшее значение имеет понимание родителями всей важности и тонкости выполнения логопедического домашнего задания. Поэтому в игровой форме проходят наши консультации и собрания, на которых мы придумываем правила-запоминалки и играем вместе с родителями и детьми.
Правила – запоминалки:
Обозначение гласного звука.
Звук поётся, значит – гласный. Мы возьмём сигнальчик красный! |
Последовательное соединение большого пальца с указательным, средним, безымянным и мизинцем в “Колечки” |
Обозначение твёрдого согласного звука.
Произносим звук согласный Уверенно и твёрдо. И сигнальчик синий – синий Поднимаем гордо. |
Ладошки обеих рук сжаты в кулачки. “Твёрдый” кулачок одной руки стучит сверху вниз по кулачку другой. Ритмичное чередование рук. |
Обозначение мягкого согласного звука.
Произносим мягко мы Звук согласный новый, И сигнальчик поднимаем Высоко зелёный. |
Ладошки обеих рук расслаблены. “Мягкая” ладошка одной руки поглаживает ладошку другой руки. Ритмичное чередование рук. |
Слуховой диктант
(Последовательность и приёмы проведения звуко-слогового анализа)
Все готовы? – В этот час
Начинаю свой рассказ:
В каждом слове первый звук
Выделить ты должен, друг!
А потом составим слово.
Я начну, коль все готовы.
(Кот, лента, юла, каток, варенье, альбом = клюква)
Каждому выделенному звуку соответствует своя фишка для обозначения:
гласный звук – красный кружок; согласный
твёрдый звук – синий кружок;
согласный мягкий звук – зелёный кружок.
(клюква)
Сколько в слове слогов? (Анализируем получившуюся звуковую схему) Почему? Потому что…(повторяем ещё одно правило-запоминалку)
Сколько в слове гласных звуков, Столько и слогов. | Руки вытянуты вперёд; ритмично поднимать и опускать ладошки (движение “Флажки”) |
Составляем слово клюква из букв разрезной азбуки (заменяем звуковые цветные кружочки на буквы).
Подсказка: Я на память знавю буквы,
Ягод нет кислее…клюквы. (С. Маршак)
Придумываем словосочетания со словом клюква, преобразуем само слово:
- клюква какая? (красная, кислая, спелая)
- где растёт клюква? (на болоте)
- что можно приготовить из клюквы? (клюквенный кисель)
Слово клюква в составе предложения:
Клюква. Кислая клюква.
Кислая клюква растёт на болоте.
Кислая клюква растёт на дальнем болоте.
Из кислой клюквы мама варит вкусный кисель.
Приём “Доскажи словечко!”
(Сначала дети выполняют игровые движения, следуя за показом логопеда)
Сочиняем вместе снова И находим в рифму слово! |
Руки вытянуты вперёд; ритмичное вращение кулачками “внутрь” и “наружу” |
У горбатого верблюда Угадаем поскорей,
Есть сестра, ну просто чудо! Нет её в лесу хитрей,
Знают дети, папы, мамы, Хвост пушистый, краса
Скажем вместе – это…лама И зовут её – …лиса
Приём “Фонарики”
ЛА ЛЯ |
ЛО ЛЁ |
ЛУ ЛЮ |
ЛЭ ЛЕ |
ЛЫ ЛИ |
Руки вверх; пальчики обеих рук
одновременно сжимаются в кулачки, затем
разжимаются Руки вниз; пальчики обеих рук одновременно сжимаются в кулачки, затем разжимаются |
У кого слово, в котором вот столько частей (отхлопать в ладоши 1, затем 2, затем 3 раза) ?
Дети приводят примеры заданных слов:
Один слог: стол, стул, лак, лук, слон, плот.
Два слога: лапти, ласты, мыло, кукла, клоун, лампа, халат, глаза, дупло.
Три слога: колобок, молоток, палатка, лопата, самолёт.
Произнесение чистоговорок (по теме “Звуки Л – ЛЬ”):
Лейся, дождик, лейся, Капельками смейся. Будут лужи у ворот, Кто тогда гулять пойдёт? |
Последовательное ритмичное выполнение движения “колечки” с каждым пальчиком (большой и указательный, большой и средний, большой и безымянный, большой и мизинец) |
Физминутка: Игра “Живая буква” Буква волнуется раз,
Буква волнуется два,
Буква волнуется три,
Живая буква – замри!
Дети произвольно изображают “Живую Букву” индивидуально; объединившись в подгруппы от двух до пяти человек; стоя возле столов; лёжа на ковре.
Использование наглядного материала (опора на сохранный зрительный анализатор) значительно влияет на усиление заинтересованности детей, а, значит, и продуктивности коррекционных занятий. Так, упражнения артикуляционной гимнастики дети с удовольствием выполняют, глядя на эти забавные картинки. Одновременно идёт работа по развитию навыков связной речи в текстах, сопровождающих каждую картинку – символ того или иного артикуляционного упражнения. Итогом такой работы становится самостоятельное проведение комплекса артикуляционных упражнений ведущим (ребёнок выбирается по считалочке из числа присутствующих на занятии).
Эффект кинезиологических упражнений усиливается, если выполнять артикуляционную гимнастику под счёт, под музыку, с хлопками, с движениями рук (попеременно каждой рукой и двумя руками вместе), с движением глаз.
“Кошечка” Кошечка проснулась, |
“Дятел” Я по дереву стучу: “Д-д-д!” |
“Улыбка” <Рисунок3> Вот понравится лягушкам – |
“Трубочка” <Рисунок4> Подражаю я слону – |
“Лопатка” <Рисунок5> Много снега во дворе |
“Чашечка” <Рисунок6> В чашку чаю наливаю |
“Качели” <Рисунок 7> На качелях я качаюсь: |
“Часики” <Рисунок 8> Тик – так, тик – так, |
“Грибок” <Рисунок 9> Ножку и шляпку |
“Гармошка” <Рисунок 10> На гармошке я играю, |
Кинезиологическая тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующим улучшению артикуляционной моторики, подготовке кисти руки к письму и, что особенно важно с нейропсихологической точки зрения, является мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.
В начале учебного года дети часто испытывают затруднения в выполнении многих упражнений для рук. Эти упражнения прорабатываются постепенно, вначале выполняются пассивно, с помощью логопеда (индивидуально), а по мере усвоения дети переходят к самостоятельному выполнению.
Что включает в себя развитие мелкой моторики пальцев рук в контексте “от простого к сложному”? Это:
– упражнения для пальчиков без
предметов: одной рукой (ведущей), второй рукой;
– выполнение упражнения одновременно двумя
руками;
– специальные навыки (лепим из пластилина,
выстригаем из бумаги, клеим, перебираем фасоль,
играем со шнуровками, с крупой и т.д.)
– упражнения для пальчиков с предметами (цветные
фишки, бусоград, карандаши);
– пальчиковый театр;
– моторно-графические навыки работы в тетради
(штриховки, игры с контурами и шаблонами,
рисование по клеточкам, печатание).
“Карандаши” (Сиротюк А. Л.) [5] Логопед раскладывает на столе для каждого ребёнка по 10 – 15 карандашей и предлагает без помощи левой руки собрать их правой в кулак по одному. Затем также по одному выложить карандаши на стол. Упражнение повторить левой рукой.
Примечание: упражнение “Карандаши” я называю “Подъёмный кран”; ребёнок поднимает карандаши на “строительную площадку”, при этом мы активно автоматизируем трудный звук в звукосочетании “ТР”.
Что включает в себя развитие артикуляционной моторики в контексте “от простого к сложному”? Это:
– упражнения, предшествующие
постановке звука;
– формирование правильного артикуляционного
уклада;
– многократное произнесение изолированного
звука;
– произнесение поставленного звука в составе
слога, слова;
– произнесение звука в составе предложения,
чистоговорки.
Изюминка моей работы в последовательном соединении приёмов коррекционного воздействия на артикуляционную и пальчиковую моторику в один игровой приём.
Итак, логопедическая практика, базируясь на современных нейропсихологических знаниях, включает в себя разнообразные кинезиологические упражнения. Такой подход позволяет наполнить наше ежедневное общение с дошкольниками новыми играми, несущими в себе важнейшее коррекционно-развивающее значение.
Литература:
- Архипова Е.Ф. Стёртая дизартрия у детей. М., 2008.
- Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стёртой дизартрии. М., 2008.
- Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребёнок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. М., 2006.
- Поваляева М.А. Справочник логопеда. Р-на-Д., 2003.
- Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. М., 2003.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекция нарушений речи. Программы для дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида. М., 2010.
- Цветкова Л.С., Семенович А.В. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста. М., 2006.