Основные цели:
- Формировать представление о понятиях “область” и “граница”, умение определять области и границы геометрических фигур;
- Тренировать вычислительный навык в пределах 6, умение составлять выражения по рисунку.
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности.
Цели:
- Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством игровой ситуации;
- Определить содержательные рамки урока: изучение геометрии;
- Актуализация требований к учащимся со стороны учебной деятельности.
Организация учебного процесса на этапе 1:
- Ребята, назовите столицу нашей Родины.
(Москва)
- Назовите столицу нашей республики (Нальчик)
- А какие города нашей республики ещё вы знаете?
- Сегодня мы совершим путешествие и узнаем, какие
еще есть соседи у нашей столицы. Но путешествие
будет не из легких. Вам предстоит узнать что-то
новое. Готовы ли вы к этому? (Да)
- Какие основные шаги вы должны сделать при
изучении нового? (Самим понять, что мы не знаем,
и постараться самим “открыть” новое знание)
- В путешествии нам пригодится тема, которую мы
изучали на последнем уроке “открытия”. Что мы
изучали? (Мы изучали виды линий)
- Перед тем, как отправиться в путь, проверим свою
готовность.
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
Цели:
- Актуализировать вычислительный навык в пределах 6, понятия “точка” и “линия”, виды линий;
- Актуализировать мыслительные операции анализ, сравнение, аналогия;
- Мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;
- Организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;
- Организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.
Организация учебного процесса на этапе 2:
1) Тренинг вычислительного навыка.
Игра “День – ночь”.
- Сначала я предлагаю потренироваться в счете,
играя в игру “День – ночь”.
- Итак, ночь.
- Учащиеся закрывают глаза и кладут головы на
руки.
- К 1 прибавить 6, вычесть 2, прибавить 3, вычесть 4,
прибавить 3, отнять 1. Какой ответ вы получили? (3)
- У кого другой ответ?
- Проверим, как вы считали.
2) Актуализация представлений о понятиях “точка” и “линия”, замкнутая и незамкнутая линии, способах обозначения точек.
Учитель открывает на доске задание №2
- Рассмотрите изображение. Какие фигуры вы
видите? (Точки и линии)
- На какие группы можно разбить линии? (Замкнутые
и незамкнутые)
- Какие линии называются замкнутыми? (Линии, в
которых начало и конец совпадают)
- Какие линии называются не замкнутыми? (Линии,
у которых есть начало и конец)
- Назовите точки. (А, К, Т.)
- Опишите расположение точек. (Точка А – внутри
замкнутой линии, точка К – снаружи, точка Т – на
незамкнутой линии)
- Нарисуйте листочках (листочки заранее лежат
на столах) замкнутую линию красным карандашом,
а незамкнутую – зеленым.
Учащиеся самостоятельно выполняют задание. Проверка организуется фронтально: учащиеся демонстрируют свои результаты на листах.
- Отметьте точку Б – внутри замкнутой линии, а точку М – на незамкнутой.
Учащиеся самостоятельно выполняют задание.
Учитель раздает учащимся карточки с заданием для пробного действия , аналогичное задание открывает на доске:
- Что вы видите на рисунке? (Замкнутую линию)
- Послушайте задание: попробуйте на этом рисунке
красным цветом обозначить границу, а область –
зеленым.
- Что нового в этом задании? (Мы не обозначали
область и границу на рисунках)
- Какую цель мы поставим на уроке? (Научиться
обозначать область и границу)
- Как назовем наш урок? (Область и граница)
- Попробуйте выполнить это задание.
Учащиеся самостоятельно выполняют пробное действие на карточках.
- Итак, у кого нет ответа?
- Что показало ваше пробное действие? (Мы не
смогли найти на рисунке область и границу)
- У кого есть ответ?
- Кто может обосновать свои действия?
- Итак, что показало ваше пробное действие? (Мы
не можем обосновать)
- Какой же наш следующий шаг на уроке? (Нужно
подумать над нашим затруднением)
3. Выявление места и причины затруднения.
Цель: выявить и зафиксировать место и причину затруднения.
Организация учебного процесса на этапе 3:
- Какое задание вы выполняли? (Мы определяли
на рисунке область и границу)
- Знакомы ли вам эти слова? (Да)
- В чем возникло затруднение?
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель:
- Согласовать и зафиксировать цель и тему урока;
- Построить план и определить средства достижения цели.
Организация учебного процесса на этапе 4:
- Какую же цель мы перед собой поставим?
(Открыть способ, с помощью которого мы могли бы
определять область и границу и геометрических
фигур)
- Давайте думать, что нам поможет. Куда мы должны
были отправиться на уроке? (В путешествие)
- Верно, поэтому на урок я принесла карту.
- Учитель открывает на доске карту
Кабардино-Балкарии
- Посмотрите на нее. Кто знает, что это за карта?
- Как она нам может помочь? (Мы можем на этой
карте найти область и границу, и сделаем вывод)
5. Реализация построенного проекта.
Цели:
- Организовать коммутативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний;
- Организовать фиксацию построенного способа действия в речи и знаково (с помощью эталона);
- Организовать уточнение общего характера нового знания.
Организация учебного процесса на этапе 5:
- Какой сейчас ваш шаг на уроке? (Попытаться сделать “открытие” самим)
(Можно рассмотреть карту Московской области в учебнике “Математика”).
- Для удобства карта Московской области дана в учебнике на странице 60.
Учащиеся открывают нужную страницу учебника.
- Что значит граница? (Это края области)
- Верно, другими словами это контур. Посмотрите
внимательно, что напоминает граница?
(Замкнутую линию)
- А где же область? (Область находится внутри
границы)
- Какие города находятся в Московской области?
(При работе по учебнику)
- Какие города находятся в Кабардино – Балкарии? (При
работе с картой у доски)
Учащиеся перечисляют названия городов.
- Сначала мы обвели границу Московской области, то есть края. Московская область оказалась внутри. Наш вывод: граница – это край фигуры (контур), область – внутри фигуры.
Далее работа организуется фронтально.
- Вернемся к нашему заданию. Где же граница?
(Это контур фигуры)
- Обведите границу красным карандашом.
- Что мы сейчас обозначили? (Границу)
- Где же находиться область? (Внутри границы)
- Раскрасьте область зеленым карандашом.
- Сделайте вывод.
-Что теперь мы можем? (Обозначать области и
границы у любых фигур)
- Какой следующий шаг на уроке? (Закрепить новое
знание)
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель: зафиксировать новое учебное содержание во внешней речи.
Организация учебного процесса на этапе 6:
1) №2, стр. 60
- Найдите №2 на странице 60.
Учитель заранее выносит задание на доску.
- Обозначьте красным карандашом границу фигуры,
а зеленым – область.
- Какие точки находятся в области? (Точки А, В.)
- Какие точки находятся на границе? (Точки М, К.)
- Опишите расположение точек Б, Д. (Точки Б, Д
находятся снаружи области и ее границы)
2) Работа в парах.
№4, стр. 60
- Найдите №4 на этой же странице.
- Прочитайте задание.
- Итак, проверим ваши результаты.
- Кто допустил ошибку?
- В чем она? (Неправильно определили границу, …)
- Исправьте ошибки зеленым карандашом.
- Вы молодцы, так как нашли и исправили свои
ошибки. Как проверить себя, что вы не допустите
больше ошибок? (Нужно выполнить
самостоятельную работу)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цели:
- Тренировать способности к самоконтролю и к самооценке;
- Проверить сформированность представления об областях и границах.
Организация учебного процесса на этапе 7:
№3, стр. 60
- Найдите №3 на этой же странице.
- Обозначьте границу фигуры красным цветом, а
область – желтым.
- Проверьте свою работу по образцу.
- Кто допустил ошибки?
- В чем они?
- Исправьте ошибки зеленым карандашом.
- Сделайте вывод. (Нужно еще потренироваться в
определении области и границы)
- Кто выполнил самостоятельную работу без ошибок?
- Сделайте вывод. (Мы умеем определять области и
границы у фигур)
8. Включение в систему знаний и повторение.
Цель: тренировать умение сравнивать группы предметов по количеству.
Организация учебного процесса на этапе 8:
- Во время любого путешествия нужно быть внимательными, нужно уметь наблюдать и делать выводы. Поэтому в конце урока я предлагаю потренировать в себе эти качества.
№ 8, стр. 61
- Найдите №8 на странице 61.
- Какое задание нужно выполнить? (Составить и
решить примеры с помощью рисунка)
- Рассмотрите первый рисунок. Какое действие
нужно выполнить? (Вычитание)
- Что представляет целое? (Шесть треугольников)
- Что представляет часть? (2 треугольника)
- Чему равна неизвестная часть? (4 треугольника)
Далее работа проводиться аналогично.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цели:
- Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
- Поблагодарить одноклассников, которые помогли получить результат урока;
- Обсудить домашнее задание.
Организация учебного процесса на этапе 9:
- Какую цель ставили на уроке? (“Открыть”
способ определения границы и области)
- Удалось ли достичь поставленной цели? Докажите.
- Кому из вас удалось сделать “открытие” самому?
- Оцените свою работу на уроке веселой или
задумчивой рожицей. Если у вас не было ошибок или
вы смогли преодолеть затруднение и можете
двигаться дальше, выберете веселую “рожицу”,
если еще возникают затруднения по данной теме, то
выберете задумчивую “рожицу”.
Учитель делает вывод.
- Вы все сегодня хорошо потрудились, скажите друг другу спасибо.