Контроль знаний учащихся является одним из основных элементов оценки качества образования. Учителя ежедневно контролируют учебную деятельность учащихся путем устных опросов в классе и путем оценки письменных работ.
Современный подход к оценке результатов в общем образовании является более критичным. Действительно, сами подходы и выбор критериев оценки стали значительно более тщательными. Во многих случаях постоянный контроль также дополняется такими формами, как тесты, зачеты, организуемые вне учебного заведения регулярно и в течение всего учебного года.
Закон Российской федерации "Об образовании" провозглашает в качестве одного из основных принципов государственной политики адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития учащихся. Педагогический контроль (ПК) является важнейшим компонентом педагогической системы и частью учебного процесса. Оценка определяет соответствие деятельности учащихся требованиям конкретной педагогической системы и всей системы образования. Оценка – одно из действенных средств, находящихся в распоряжении педагога, стимулирования учения, положительной мотивации, влияния на личность. Именно под влиянием объективного оценивания у школьников создается адекватная самооценка, критическое отношение к своим успехам. Поэтому значимость оценки, разнообразие ее функций требуют поиска таких показателей, которые отражали бы все стороны учебной деятельности школьников и обеспечивали их выявление. Чрезвычайно важно, чтобы оценочная деятельность педагога осуществлялась им в интересах социально-психологического развития ребенка. Для этого она должна быть адекватной, справедливой и объективной.
Принципы контролирования успеваемости
Контролирование, оценивание знаний, умений – очень древние компоненты педагогической технологии. (Слайд № 2)
- Важнейшими принципами контролирования обученности (успеваемости) учащихся – как одного из главных компонентов качества образования – являются:
- объективность,
- систематичность,
- наглядность (гласность).
Объективность заключается в научно обоснованном содержании контрольных заданий, вопросов, равном, дружеском отношении педагога ко всем обучаемым, точном, адекватном установленным критериям оценивании знаний, умений.
Принцип систематичности требует
комплексного подхода к проведению
диагностирования, при котором различные формы,
методы и средства контролирования, проверки,
оценивания используются в тесной взаимосвязи и
единстве, подчиняются одной цели.
Принцип наглядности (гласности) заключается,
прежде всего, в проведении открытых испытаний
всех обучаемых по одним и тем же критериям.
Принцип гласности требует также оглашения и
мотивации оценок. Оценка – это ориентир, по
которому обучаемые судят об эталонах требований
к ним, а также об объективности педагога.
Этапы проверки успеваемости
Первым звеном в системе проверки следует считать предварительное выявление уровня знаний обучаемых. Как правило, оно осуществляется в начале учебного года, чтобы определить знания учащихся важнейших (узловых) элементов курса предшествующего учебного года.
Вторым звеном проверки знаний является их
текущая проверка в процессе усвоения каждой
изучаемой темы. Главная функция текущей проверки
– обучающая. Методы и формы такой проверки могут
быть различными, они зависят от таких факторов,
как содержание учебного материала, его
сложность, возраст и уровень подготовки
обучаемых, уровень и цели обучения, конкретные
условия.
Третьим звеном проверки знаний, умений
является повторная проверка, которая, как и
текущая, должна быть тематической. Параллельно с
изучением нового материала учащиеся повторяют
изученный ранее. Повторная проверка
способствует упрочению знаний, но не дает
возможности характеризовать динамику учебной
работы, диагностировать уровень прочности
усвоения. Надлежащий эффект такая проверка дает
лишь при сочетании ее с другими видами и методами
диагностирования.
Четвертое звено в системе – периодическая
проверка знаний, умений обучаемых по целому
разделу или значительной теме курса. Цель такой
проверки – диагностирование качества усвоения
учащимися взаимосвязей между структурными
элементами учебного материала, изучавшимися в
разных частях курса. Главные функции
периодической проверки – систематизация и
обобщение.
Пятым звеном в организации проверки является
итоговая проверка и учет знаний, умений
обучаемых, приобретенных ими на всех этапах
дидактического процесса. Итоговый учет
успеваемости проводится в конце каждой четверти
и по завершении учебного года.
Тестирование как одна из форм контроля знаний
Тестирование является одной из наиболее технологичных форм проведения автоматизированного контроля с управляемыми параметрами качества. В этом смысле ни одна из известных форм контроля знаний учащихся с тестированием сравниться не может.(Слайд №3)
Тесты обученности все больше проникают в массовую практику. Ныне кратковременный опрос всех учащихся на каждом уроке с помощью тестов используют почти все педагоги. Преимущество такой проверки в том, что одновременно занят и продуктивно работает весь класс и за несколько минут можно получить срез обученности всех учащихся. Это вынуждает их готовиться к каждому уроку, работать систематически, чем и решается проблема эффективности и необходимой прочности знаний.
Виды педагогического тестирования знаний и умений учащихся: (слайд № 4)
– входное: при начале обучения;
– текущее: в течение периода обучения;
– рубежное: по окончании изучения раздела, темы;
– итоговое: по окончанию изучения дисциплины;
– отсроченное: спустя какое-то время после изучения темы (до 3 месяцев).
Таким образом, педагогическое тестирование занимает определенное самостоятельное место в общей системе качества образовательного процесса в школе. При его правильной организации и обучении преподавательского состава, педагогическое тестирование помогает учащемуся критически оценить свои успехи, позволяет получать информацию о том, как происходит овладение учащимися учебным материалом, какие элементы учебного процесса недостаточно эффективны, какие корректирующие мероприятия следует внести в содержание и форму познавательной деятельности школьников.
Организация рубежного контроля (слайд № 5)
I) Предварительная подготовка к тестированию
.Что включает в себя данная подготовка?
А) Просмотр всех тестов, которые есть в наличии
(печатные издания, компьютерные версии, особенно
версии с сайта Fipi);
Б) Сняла с интернета КИМы за 11-й класс с 2004 года.
II) Основная подготовка к рубежному тестированию: (слайд № 6)
1) Материалы Института качества (демо версии);
А) спецификация проверочной работы;
Б) план рубежного контроля;
В) образцы заданий.
(Подчеркнутые слова обозначают гиперссылки)
2) Организация дополнительных занятий для детей 9-ого класса во второй половине дня (слайд № 7);
3) Ознакомление детей со спецификацией проверочной работы, с планом и образцами заданий;
4) Просмотр наглядных материалов, которые будут
использоваться при написании работы:
А) Периодическая система Д.И.Менделеева (обратить
внимание детей на клеточки с элементами, где не
указывается число электронов в атомах);
Б) Таблица растворимости солей, кислот и
оснований в воде.
III) Работа над материалами тестирования (слайд № 8)
1) Краткий теоретический материал по одной теме. Например:
Тема: “Периодический закон и периодическая система Д.И.Менделеева”;
2) Совместная работа класса и учителя над тестом по теме: “Периодический закон”; (слайд № 9);
3) В домашнем задании дается:
А) Тест по данной теме с подробным объяснением
каждого задания, поэтому тест не должен состоять
из многочисленных заданий;
Б) Страницы учебника по теме (в данном случае из
учебника 8-ого класса.
4) На следующем занятии повторяется другая тема. (слайд № 10) Например:
Тема: “Химическая связь и строение вещества”:
А) Краткое изложение темы;
Б) Тесты для работы в классе;
В) Домашнее задание (но в тестах использовать
материал уже по двум повторенным темам).
IV) Итоги тестирования
(слайд № 11)Из 14-ти человек, писавших работу, получили следующие оценки:
“5” – 6 человек
“4” – 7 человек
“3” – 1 человек
Процент качества – 93%
(Другие ребята писали физику).
Экзамены по химии в 9-м классе мы сдаем в новой форме – в форме ГИА. Желаю Всем хороших результатов на экзамене!
Литература:
- Николаев Н.С. К.и.н., преподаватель кафедры ГД, доцент, ЯГИТИ
- Суровцева Р.П. “Тесты Химия 8-9 класс” Издательство ДРОФА
- http://www.rrc.ysu.ru/resource/network/doc34/6.2.14.htm