Цель:
1. повышать эффективность образовательного процесса через формирование позитивного отношения к образованию, взаимообогащение форм организации учебной деятельности;совершенствовать систему интегрированного преподавания осуществляя совместный поиск непрерывной комплексной реабилитации обучающихся с нарушенным слухом;
2. целенаправленно и систематически соблюдать единый слухоречевой режим, способствовать достижению эмоционально – психологического единства педагогов и учащихся создавать условия для повышения мотивации к речевому общению, способствуя оптимальной реализации принципа коммуникации, формированию коммуникативно – речевой компетенции учащихся со слуховой депривацией;
3. определять оптимальные пути развития устной и письменной речи, овладевать дифференцированными методами, приемами и средствами развития языковых закономерностей, практических речевых навыков, речевого мышления;
4.расширять формы и методы информационной работы по профессиональной ориентации, определять индивидуальные маршруты развития компенсаторных механизмов личности.
Оборудование:
- Стенды:
- Выставки:
- Презентация “Мир профессий”
- “Куда пойти учиться”;
- “Я и моя будущая профессия”
- “Мир увлечений”;
- “Личные достижения учащихся”;
- “Результативность педагогического труда”.
Подготовительная работа:
- Анкетирование семей, имеющих детей – инвалидов.
- Подготовка рекомендаций “Выбор будущей профессии”.
- Разучивание песни “Прекрасное далёко”.
- Изготовление сувениров.
Литература:
- Солодовникова А.Н. “Актуальные вопросы коррекционно – развивающего обучения детей с нарушением слуха”, Новокузнецк, 2002г.
- Славгородская М.В. “Профессиональное самоопределение слабослышащих школьников”, Новокузнецк, 2006г.
- Шамраева Н.Э., Макеева О.М. “Актуальные вопросы коррекционно – развивающего обучения и воспитания детей с нарушением слуха”, Искитим, 2007г.
- Полежаева О.В. “Мотивация учения”, Новокузнецк, 2007г.
- Евсеенко Л.П. “Коррекционно – развивающая направленность обучения и воспитания детей с нарушением слуха”, Искитим, 2008г.
- Пискун О.Ю. “Школа – интернат как часть социокультурной системы, формирующей комплексную компетентность детей со слуховой депривацией”, Новосибирск, 2008г.
- Зыков С.А. “Обучение глухих детей языку по принципу формирования речевого общения”, Москва, 1961г.
- Зыков С.А. “Методика обучения глухих детей языку”, Москва, 1977г.
- Коровкин К.Г. “Усвоение основных грамматических понятий учащимися старших классов школы слабослышащих”, Москва, 1982г.
- Быкова Л.М. “Методика обучения русскому языку в школе для глухих детей”, Москва, 1991г.
- Гольдберг А.М. “Особенности самостоятельной письменной речи глухих школьников”, Москва, 1996г.
План урока:
- Организационный момент.
- Психологический настрой на деятельность учащихся.
- Фонетическая зарядка.
- Словарный диктант.
- Работа с толковым словарем.
- Письменная работа по карточкам.
- Игра “Волшебный мешочек”.
- Письменная работа. Составление предложений из данных слов.
- Работа с компьютером. Выполнение теста “Найди и исправь ошибку”.
- Физминутка по тренажеру В.Ф. Базарного.
- Выразительное чтение стихотворения С. Маршака “Слава труду”.
- Проведение диалога.
- Работа с текстом “Рабочий человек”.
- Выступление представителя училища № 41.
- Вручение рекомендаций “Выбор будущей профессии”.
- Песня “Прекрасное далеко”.
- Вручение сувениров гостям.
Установка на решение проблемы.
Ход урока
- Организационный момент.
- Психологический настрой на деятельность учащихся.
Учитель – словесник
- Сядьте удобно
(с) - Вы слышите хорошо?
- Да
- Я слышу хорошо
(с) - Спросите меня, что будем делать на уроке?
- Марина Анатольевна, скажите, пожалуйста, что будем
делать на уроке?
Мы ставим перед вами проблему:
- Вы должны внимательно слушать;
- Говорить правильно и выразительно;
- Писать чисто, красиво и грамотно;
- Будем работать устно и письменно;
- Наши слова, предложения, текст будет связан с темой
“Профессии”
- Фонетическая зарядка.
- Письменная работа. Словарный диктант.
- Работа с толковым словарем. Чтение словарной статьи.
- Письменная работа. Работа по карточкам.
- Игра “Волшебный мешочек”
- Письменная работа.
Цель: соблюдение единого слухового режима, формирование навыков самоконтроля за сформированными произносительными навыками.
Учитель – индивидуальных занятий
(с) - Будем говорить хорошо, слитно, с ударением.
сл/зр. - Что будем делать?
- Будем говорить (хорошо, слитно, с ударением)
фесс професс
про профессия
строитель, сварщик, автослесарь
рабочая профессия
Какая главная профессия в городе Прокопьевске?
У всякого своё … уменье.
- Назовите пословицу о труде.
- Как мы говорили?
- Мы говорили (громко, правильно, слитно, хорошо).
Цель: развитие слухо-зрительного внимания, активизация словаря по теме: “Профессии, коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Учитель – словесник
а) - Будем писать диктант.
- Слушайте, смотрите внимательно.
- Будем писать чисто, красиво, аккуратно.
Токарь, сварщик, сапожник, парикмахер, слесарь, повар, швея
b) Проверка выполненной работы:
- Будем проверять (чтение слов учащимися);
- У кого есть ошибки;
- У меня одна ошибка;
- У меня две ошибки;
- У меня нет ошибки;
- Я написал (верно, правильно, без ошибок)
Цель: формирование самостоятельности самообразования, активизация познавательной деятельности, повышение уровня общего и речевого развития.
Учитель – словесник
сл/зр. Мы написали слова, которые обозначают профессии.
- А что такое “профессии”?
- У Люды было задание: “Найти в словаре значение слова “профессии”
- Прочитай, Люда. Говори хорошо, громко.
- Профессии – род занятий, вид трудовой деятельности человека.
Учитель – индивидуальных занятий
- А как сказать по – другому?
- Профессия – работа, труд, дело, занятие (хоровое проговаривание).
Цель: выработка грамматических навыков, осмысленный выбор словоформ, овладение языковыми закономерностями, накопление речевых средств, использование справочных таблиц речевых образцов.
Учитель – словесник
- Будем работать по карточкам;
- Прочитайте задание;
- Дописать окончания, определить тип связи;
- Вам понятно? Выполняйте.
- Будьте внимательны. Пишите аккуратно.
- Назовите словосочетания по типу связи ( согласование, управление)
Примерный вариант индивидуальной карточки.
Дописать окончания, определить тип связи.
Шить на машинк …, сапожн … кремом, у модн … парикмахера, приготовить лапш …, ремонт машин …, на токарн … станке.
Цель: активизация умственной деятельности, формирование логического мышления, самоконтроля, коррекция интеллектуального и сенсорного развития.
Учитель – индивидуальных занятий
(с) - Будем играть;
- Игра называется “Волшебный мешочек”.
- Правила игры: на ощупь назвать предмет
- Сказать: “Для какой профессии он нужен?”
Презентация сенсорного материала “Волшебный мешочек”, - ручка, таблетки, тёрка, расчёска, отвертка, гайка с болтом.
Примерные варианты ответов.
Тёрка – Тёркой пользуется повар.
Расчёска – Парикмахеру не обойтись без расчёски.
Отвёртка – Отвёртку применяет автослесарь.
Ручка – Ручка нужна учителю.
Таблетки – Врач выписывает больному таблетки.
Гайка с болтом – Токарь закручивает гайку с болтом.
Оценка качества оформления произносительной стороны речи, уровня самореализации каждого ученика.
(использование справочных таблиц)
Выполнение задания: “Составить предложения из данных слов”
Цель: правильное образование форм слов, входящих в предложение; закрепление основных норм построения предложений; овладение грамматическими операциями и действиями; развитие речевого мышления.
Учитель – словесник
(с) - Будем составлять предложения из данных слов.
- Посмотрите, внимательно. (работа с первым предложением)
- Кто знает? Кто хочет выполнить задание.
- Иди к доске, …
Примерные предложения.
- Профессия, большое, в, сварщика, имеет, социальное, обществе, значение.
- В, швеи, наше, профессия, очень, время, востребована.
- Водитель, который, пассажиров, человек, или, перевозит, грузы.
- Проверьте себя (правильный ответ на таблицах на доске)
Оценка качества выполнения письменной работы. Взаимооценка.
(использование справочных таблиц)
- Работа с компьютером. Выполнение теста.
Цель: внедрение современных информационных технологий, активизация наблюдательности и внимания, формирование интереса к родному языку.
Учитель – словесник
- Будем выполнять тест;
- Посмотрите внимательно;
- Найдите предложение, где есть ошибка.
- Исправь ошибку, прочитай предложение.
Слайд №1
- Повар готовит разные вкусные блюда.
- Сапожник дают старой обуви вторая жизнь.
- Хороший парикмахер всегда дарит людям красоту.
Слайд №2
- От качества работы сантехник – зависит уют и комфорт жильцы в дом.
- Токарь обрабатывает детали из металла и пластмассы.
- Кондитер выпекает и украшает торты.
Использование речевого материала разговорно – обиходного характера.
(использование справочных таблиц)
- Физминутка для глаз по тренажеру В.Ф. Базарнова
- Выразительное чтение стихотворения
- Конструирование и ведение диалога по заданной коммуникативной ситуации.
- Работа с текстом “Рабочий человек”.
- Итог урока
- Вручение сувениров
Музыкальное сопровождение.
Цель: повышение физической и умственной работоспособности, снятие зрительной напряженности.
Самуила Маршака “Слава труду”.
Цель: усиление экспрессивности и выразительности устной речи, восприятие речи разных аудиторов, достижение эмоционально – психологического единства педагогов и учащихся.
Учитель – индивидуальных занятий
Выбор профессии – выбор любимого дела, с которым предстоит жить.
Учитель – словесник
Друзья, рабочий – это тот,
Кто все на свете знает,
Кто движет мир своим трудом,
Кто свет давать умеет,
Кто нас зимою греет,
Кто кормит нас и поит нас,
Дает нам разъезжать …
Вот почему рабочий класс
Должны мы уважать.
Цель: совершенствование навыков общения на слухо – зрительной основе восприятия и продуцирования речи, использование выразительных средств устной речи (интонации, пауз, логического ударения).
Учитель – индивидуальных занятий
-Будем говорить о ваших увлечениях, интересах, о будущей профессии.
- Говорите правильно, выразительно.
а) Примерный диалог.
- Как ты учишься?
- Я учусь нормально.
- А как твои успехи в учебе?
- У меня “пятерки” по истории, биологии.
- Какое твое любимое занятие?
- Физика.
- Мне нравится искусство “оригами”
- А кем ты хочешь быть?
- Мне интересно работать в слесарной мастерской.
- А тебе?
- Я люблю печь торты.
Оценка качества сформированности произносительных навыков, основных достоинств участников диалога.
(использование вспомогательных таблиц)
б) Выполнение поручения.
- Оля, спроси у Максима, какое у
него любимое занятие?
- Максим, какое твое любимое занятие?
в) Монолог “Моё любимое занятие”
Цель: формирование умения излагать свои мысли в нескольких предложениях, развитие самостоятельного, логически стройного мышления, точной и выразительной связной речи.
- Будем слушать рассказ;
- Слушайте внимательно.
- Максим, говори слитно, с ударением.
Примерный монолог
Я люблю спорт. Спорт – это здоровье. Мой любимый вид спорта – футбол. У нас дружная команда. Наша команда побеждала на городских и областных соревнованиях.
- Как говорил Максим?
- Максим говорил хорошо, но тихо.
Цель: стимулировать развитие учебно – познавательного интереса, зрительного внимания, мыслительной деятельности, инициативы; соблюдать языковые нормы и правила правописания; формировать связную письменную речь, используя методику дополнения и припоминания.
Учитель – словесник
- Будем работать с текстом.
- Будем выполнять задание.
Текст “Рабочий человек”.
Вставить в текст пропущенные слова.
На … много разных профессий. Пекарь … булки, хлеб – кормит людей. Портные шьют … и красивую … . почтальоны приносят …, газеты, …, письма от родных. Дом построили рабочие - … . автобус и … тоже собрали рабочие. И ракету, и самолет собрали … . Рабочие … для всех людей. Рабочий человек - … человек на нашей Земле.
(выпекать, удобная, Земля, люди, строитель, рабочий, главный, трамвай, трудиться)
Анализ выполненной письменной работы. Использование фраз организационного разговорно – обиходного характера.
(использование справочных таблиц)
См. приложение 1.
См. приложение 2.
См. приложение 3.