Технология индивидуализации обучения. Метод проектов

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Технология индивидуализации обучения. Метод проектов.

В процессе “обучения — учения” происходит постоянное взаимодействие личностей учителя и учеников. Учение, имеющее ярко выраженную личностную окраску, каждым из учащихся осуществляется, естественно, по-разному. Нельзя отрицать и личностное восприятие (или не восприятие) учителя учеником и наоборот, что также, несомненно, оказывает влияние на прогресс в учении. Передавая учебную информацию, учитель вносит в содержание предмета и свою эмоциональную и ценностную окраску. Независимо от желания учителя в процессе передачи знаний участвуют и его убеждения, приоритеты, мотивации, жизненные концепции. Учитель предстает всезнающим оракулом, излагающим истины, а вот процесс познания и открытия этих истин часто остается за рамками учения. Вот тут-то и возникает проблема необходимости развития творческого мышления учащихся и как обязательное условие реализации этого на практике — устранение доминирующей роли педагога в процессе присвоения знаний и опыта. Введение в педагогические технологии элементов исследовательской деятельности учащихся позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько помочь школьнику учиться, направлять его познавательную деятельность.

Одним из наиболее распространенных видов исследовательского труда школьников в процессе учения сегодня является метод проектов. Проект - это буквально “брошенный вперед”, то есть прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности. Современный проект учащегося — это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств. Метод проектов— педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых (порой и путем самообразования). Исследовательский проект может быть по содержанию монопредметным (выполняется на материале конкретного предмета), межпредметным (интегрируется смежная тематика нескольких предметов, например, история, литература), надпредметным (например, “Дом, в котором я хочу жить” и т.д.). Проект может быть итоговым, когда по результатам его выполнения оценивается освоение учащимися определенного учебного материала, и текущим, когда на самообразование и проектную деятельность выносится из учебного курса лишь часть содержания обучения.

Самый сложный момент при введении в учебный процесс исследовательских проектов — организация этой деятельности, а особенно — подготовительный этап. Учителю при планировании на учебный год предстоит выделить ведущую тему (раздел) или несколько тем (разделов), которые будут “вынесены на проектирование”. Далее нужно сформулировать как индивидуальных, так и групповых тем на класс, работа по которым потребует присвоения учащимися необходимых по программе знаний и формирования необходимого опыта. Учащийся должен иметь возможность выбрать тему проекта, организационную форму его выполнения (индивидуальная и групповая), степень сложности проектировочной деятельности. Давая учащимся возможность самим выбирать тему проекта (пусть даже не совсем, на наш взгляд, удачную) и вид деятельности (индивидуально или в группе), мы сразу ставим их в сложное положение. В отличие от сказочного героя, перед ними нет заветного камня, на котором написано, что будет, если пойдешь прямо, направо или налево. Остается лишь самому думать, какой результат предпочтительнее, а выбирая ту или иную тематику (уровень сложности и т.п.) проекта, самостоятельно предвидеть, что будет потом. Четкость организации проектирования определяется четкостью и конкретностью постановки цели, выделением планируемых результатов.

В ходе проектирования самое сложное для учителя — это роль независимого консультанта. Трудно удержаться от подсказок, особенно если видишь, что учащиеся “идут не туда”. Но важно в ходе консультаций только отвечать на возникающие у школьников вопросы. У учащихся при выполнении проекта возникают свои специфические сложности, но они носят объективный характер, а их преодоление и является одной из ведущих педагогических целей метода проектов. В основе проектирования лежит присвоение новой информации, но процесс этот осуществляется в сфере неопределенности, и его нужно организовывать, моделировать, так что учащимся трудно:

  • намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи;
  • искать пути их решения, выбирая оптимальный при наличии альтернативы;
  • осуществлять и аргументировать выбор;
  • предусмотреть последствия выбора;
  • действовать самостоятельно (без подсказки);
  • сравнивать полученное с требуемым;
  • корректировать деятельность с учетом промежуточных результатов;
  • объективно оценивать процесс (саму деятельность) и результат проектирования.

 Метод проектов позволяет формировать некоторые личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально. В первую очередь это относится к групповым проектам, когда “работает” небольшой коллектив и в процессе его совместной деятельности появляется совместный продукт. К таким качествам в первую очередь относится умение работать в коллективе, брать ответственность за выбор, решение, разделять ответственность, анализировать результаты деятельности. И еще очень важная способность ощущать себя членом команды — подчинять свой темперамент, характер, время интересам общего дела.

Меняется и роль учащихся в учении: они выступают активными участниками процесса. Деятельность в рабочих группах помогает им научиться работать в “команде”. При этом неизбежно происходит формирование такого конструктивного критического мышления, которому трудно научить при обычной “урочной” форме обучения. У учащихся вырабатывается свой собственный аналитический взгляд на информацию, и уже не действует заданная сверху оценочная схема: “Это — верно, а это — неверно”. Школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели, им никто не говорит, как и что необходимо делать. Самое интересное, что даже неудачно выполненный проект также имеет большое положительное педагогическое значение. Понимание ошибок создает мотивацию к повторной деятельности, формирует личный интерес к новому знанию, так как именно неудачно подобранная информация создала ситуацию “неуспеха”. При выполнении проекта школьники попадают в среду неопределенности, но именно это и активизирует их познавательную деятельность.

На последних этапах проектирования и учащийся, и педагог анализируют и оценивают результаты деятельности, которые часто отождествляются лишь с выполненным проектом. На самом деле при использовании “метода проектов”, существуют по крайней мере два результата. Первый (скрытый) — это педагогический эффект от включения школьников в “добывание знаний” и их логическое применение: формирование личностных качеств, мотивация, рефлексия и самооценка, умение делать выбор и осмыслять как последствия данного выбора, так и результаты собственной деятельности. Именно эта результативная составляющая часто остается вне сферы внимания учителя, и к оценке предъявляется лишь сам проект. Если же он к тому же красочно оформлен или сопровождается макетом, видеороликом, то о личностном факторе на защите и вовсе не вспоминают. Вторая составляющая оценки результата — это та видимая часть “айсберга”, которая и является выполненным проектом. Причем оценивается не объем освоенной информации (что изучено), а ее применение в деятельности (как применено) для достижения поставленной цели. Невозможно говорить об абсолютно верном измерении качества и процесса проектирования, ибо оценка предполагает измерение результата и сравнение его с эталоном, но именно эталона у нас и не существует.

Вполне понятно, что обычная пятибалльная шкала оценки при этом не подходит. Иногда отдельно оцениваются полученный результат, защита проекта и его оформление. Три эксперта (учащийся или “команда”, педагог, одноклассники) выставляют три оценки, а результатом является среднеарифметическая величина. Даже коллективные проекты на защите могут быть оценены индивидуально.

Тема: Проект «Кот на стенке» 

Работу выполнила: ученица 4 класса Иванова Ангелина

Руководитель проекта: учитель начальных классов Никитина Нина Александровна

Защита проекта [Презентация] [Слайд 1]

Добрый день! Меня зовут Ангелина Иванова. Я учусь в 4 классе. Мой проект называется «Кот на стенке».

Участники проекта [Слайд 2]

  1. Я живу в большой и дружной семье. Это моя мама. Её зовут Нина Петровна. Она работает в школе.
  2. Это мой брат Сергей. Сейчас он в армии. Он охраняет мир и покой нашей страны.
  3. Это мои сёстры: Татьяна и Диана, которых в начальных классах тоже учила руководитель моего проекта Нина Александровна Никитина.
  4. А это Я! А со мною мои любимые коты Красавчик и Крысолов.

Актуальность темы [Слайд 3]

А это мой папа. Его зовут Николай Егорович. Основная его профессия – строитель.

Однажды я случайно услышала, как папа разговаривал сам собой.

- Столько в доме девочек и не могут сделать какой-нибудь уголочек. Даже расчёску некуда положить!

Когда на уроках технологии мы начали знакомиться вышивальными швами, я решила сшить кота с кармашками для разных мелочей, чтобы в них разместились папины очки, ключи, ножницы и даже, как он сам сказал, расчёска! При этом я решила, что это будет самым классным котом на свете для всей семьи.

Цели проекта [Слайд 4]

  1. Научиться шить вышивальными швами.
  2. Познакомиться с некоторыми породами кошек.

Необходимый материал и оборудование:

  • Любая плотная ткань: для туловища и головы потемнее, для лапок, хвоста и карманов посветлее.
  • Нитки-мулине для ресниц и усиков.
  • Ножницы, швейная игла.

Ожидаемый результат [Слайд 5]

  1. Спроектировать и изготовить кота с кармашками для разных мелочей, чтобы в них разместились папины ключи, очки, ножницы и другие предметы.
  2. Создать тепло и уют в доме.
  3. Готовое изделие подарить своим родным.

Запуск проекта [Слайд 6]

Обсуждение возможных вариантов изделия.

Дома исследовать пожелания близких в оформлении изделия.

Правила безопасной работы:

  1. Не отвлекаться во время работы.
  2. Соблюдать порядок на рабочем месте.
  3. Окончив работу, не оставлять иглу и ножницы на парте.

Этапы работы над проектом [Слайд 7]

  1. Домашние и дикие кошки (сбор и обработка информаций о кошке)
  2. Подготовка материалов для изготовления изделия, определение размеров.
  3. Изготовление изделия.
  4. Отчет о работе над проектом (Презентация)

Кошкина родословная [Слайд 8]

Для этого я стала собирать информацию о кошках.

Кошка – высокоразвитое животное. Она отличается наблюдательностью, прекрасной памятью.
Откуда родом домашняя кошка? Где её корни? Ученые не могут окончательно ответить на эти вопросы. Большинство из них считает, что первая домашняя кошка ведёт своё начало от дикой нубийской, или ливийской кошки.

В середине 19 века естествоиспытатель из Франкфурта Эдуард Рюппель обнаружил её на западном берегу Нила и сделал её научное описание. Оказалось, что дикая нубийская кошка строением скелета и формой черепа похожа на домашнюю кошку.

Познакомилась дикими кошками.

Давайте посмотрим фильм о них. [Слайд 9] [Приложение 1]

А в дальнейшем путём селекции и множественных скрещиваний, по желанию человека, появились самые разные породы домашних кошек. [Слайды 10-15]

У лукоморья дуб зелёный,
Златая цепь на дубе том:
И днём, и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом.
Пойдёт направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит … .
(А. С. Пушкин) [Слайд 16]

Во многих сказках и мультфильмах главным героем является кошка [Слайд 17]

Кроссворд [Слайд 18]

  1. Кличка кота из произведения Э. Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот.»
  2. Лиса Алиса и кот...
  3. Какой по счёту была кошка в сказке «Репка»?
  4. Котёнок по имени...
  5. Кличка кота, который любил говорить «Ребята, давайте жить дружно».

Есть о кошках самые разные загадки. [Слайд 19]

  1. Сидят на макушке чуткие ушки.
  2. Узенькие щёлки смотрят, глядят
    Мышку увидеть хотят.
  3. Мягкие подушечки острые царапки
    Ходят тихо – тихо что же это ...
  4. Длинные, чуткие волоски
    В разные стороны торчат.

Мы всей семьёй ездили в город Казань. В цирке я своими глазами увидела знаменитого дрессировщика кошек Юрия Куклачёва. [Слайд 20]

На изготовление кота ушёл целый месяц. Кота я сшила из плотной ткани. Туловище и голову я сшила из темной ткани, а лапки и хвост из ткани посветлее.

Я научилась хорошо шить петельным и стебельчатым швами. [Слайд 21]

Как красиво получилось! [Слайд 22]

Посмотрите на этого симпатичного кота. Как вы думаете, где в нашем доме можно найти ему место? (Показывает кота, сделанного своими руками). Я назвала его Вьюшкой.

Есть много известных Кошек
(Не говоря о котах!),
Прославленных в разное время
И в самых разных местах.
И вот наша Вьюшка отважно
Вступает в их избранный круг -
Простая рыжая кошка,
Почти без всяких заслуг...

Славными именами
Украшен кошачий род!
...Кот, Который Наплакал...
...Кот Ученый... Чеширский Кот...
...Кошка из Кошкина дома...
(Как забыть о ее судьбе!)
...Первая Кошка (Которая
Бродила Сама по Себе)...

В Древнем Египте Кошки
Числились даже в богах;
Есть ли на свете невежда,
Не знакомый с Котом в Сапогах?..
...И к этим-то славным Кошкам
(И знаменитым Котам)
Присоединяется Вьюшка,
Которая Спит НЕ ТАМ.

А спать он будет в прихожей. Он не только украсит стену, но и поможет сосредоточить в одном месте необходимые предметы, которые всегда должны быть под рукой и всегда радовать папу. [Слайд 23]

Вывод

Чтобы дом был уютным и красивым, не обязательно покупать дорогие вещи. Создать тепло и уют в доме можно с помощью изделий, выполненных своими руками. [Слайд 24]

2011 год – год кота. Я поздравляю вас с годом кота и спою вам песню «Черный кот».

[Приложение 2, приложение 3]

Спасибо за внимание!