Урок психологии "Самопознание"

Разделы: Школьная психологическая служба


Цели:

  1. самопознание участников;
  2. формирование более адекватного представления о себе;
  3. отработка умения анализировать свои личностные особенности и особенности других.

Ход урока

Ведущий предлагает группе обсудить: какие качества личности являются важными в межличностных отношениях, какие личностные особенности мешают в общении друг с другом. Можно заранее приготовить список качеств, важных для общения и мешающих общению, на половинах листа ватмана, а затем дополнить его в процессе обсуждения.

Информирование

Эмпатия – умение видеть мир глазами других, понимать его также, как и они, воспринимать их поступки с их же позиций и в то же время способность сказать другим о своём понимании и дать возможность подтвердить или опровергнуть эти представления.

Доброжелательность – способность не только чувствовать, но и показывать людям своё доброжелательное отношение, уважение и симпатию, умение принимать их даже тогда, когда не одобряешь их поступки, готовность поддержать других.

Аутентичность – умение быть естественным в отношениях, не скрываться за масками или ролями, открытая демонстрация другим своего отношения к разным проблемам и людям, способность быть самим собой в контакте с окружающими.

Конкретность – отказ от общих рассуждений, многозначных и невнятных замечаний, умение говорить о своих конкретных переживаниях, мнениях, действиях, готовность отвечать однозначно на вопросы.

Инициативность – склонность к деятельной позиции в отношениях с людьми, к тому чтобы «идти вперёд», а не только реагировать на то, что делают другие, способность устанавливать контакты, не дожидаясь инициативы со стороны, готовность браться за какие-то дела в ситуации, требующей активного вмешательства, а не просто ждать, когда другие начнут что-то делать.

Непосредственность – умение говорить и действовать напрямую, без всяких «экивоков», чёткое представление об отношении других людей и честная демонстрация своего отношения к ним.

Открытость – готовность открыть свой внутренний мир другим, не эксгибиционизм, но твёрдая убеждённость в том, что открытость способствует установлению здоровых и прочных отношений с окружающими. Искренность, которая не равнозначна готовности обнародовать абсолютно все самые интимные секреты, поскольку сам человек, а не его тайны интересен людям, умение говорить о своих тайнах и чувствах.

Принятие чувств – отсутствие страха при непосредственном соприкосновении со своими чувствами или чувствами других людей, умение не только испытывать какие –то чувства в общении с людьми, но и показывать их, выражать готовность принимать эмоциональную экспрессию со стороны других, но при этом – отсутствие стремления навязывать окружающим свои чувства , чтобы они осознавали свою ответственность за них.

Конфронтация – умение с глазу на глаз общаться с другими людьми с полным осознанием своей ответственности и заинтересованности, в случае несходства мнений – готовность пойти на конфликт, но не с целью испугать или покарать другого, а с надеждой на установление подлинных и искренних отношений.

Самопознание – исследовательское отношение к собственной жизни и поведению, стремление воспользоваться для этого помощью со стороны окружающих, готовность принимать от них любую информацию о том, как они воспринимают тебя, но при этом – умение быть автором своей самооценки, отношение к конфронтации с другими людьми и новому опыту, как к ценному материалу, важному для более глубокого самопознания.

Затем предлагается на отдельных листочках вверху на девяти – десяти (по количеству участников) написать своё имя. Потом передать соседу справа. Все участники, получив листок соседа, делят чистую страницу пополам и надписывают с одной стороны «Достоинства», а с другой «Недостатки», а затем в течение 5-10 минут заполняют эти два списка. Основное правило: плюсы и минусы – достоинства и недостатки – должны быть уравновешены, то есть равное число пунктов в обеих графах (каждый человек не черен и не бел, а «в полосочку» как зебра). По желанию. Участники подписываются и по сигналу ведущего переворачивают страницу и передают листок дальше. Процедура продолжается, пока каждому участнику не вернётся его дневник. После этого ведущий предлагает каждому члену группы познакомиться с записями в течение 10-15 минут. После чего все могут задать друг другу вопросы по поводу написанного. Никакого дополнительного обсуждения ведущий не организует.

Информация для ведущего.

Эту процедуру можно заменить следующими:

  • «Упаковка чемодана». Один из участников выходит, а в это время все перечисляют его достоинства и недостатки, кто-то записывает это на листе, отдельно записываются все мнения, не получившие в группе поддержки, затем приглашают участника, вручают ему листок, дают возможность прочитать, после чего он задаёт группе вопросы.
  • «Кто автор». На карточках каждый участник описывает личные особенности одного из членов группы (по желанию), вверху указывает имя того, о ком пишет, внизу своё. Ведущий, собрав карточки, зачитывает их по одной. Сначала группа отгадывает, о ком это написано, а затем участник, личностные особенности которого были только что описаны, пытается отгадать, кто мог быть автором описания.

Задание на самопознание.

Назначение:

  • отработка аналитических умений;
  • осмысление различий между видением себя самим участникам и видением его другими.
  1. Внимательно прочитайте ваши достоинства и недостатки. Опишите в тетради свои чувства после прочитанного: что удивило, что порадовало , что оказалось неожиданным, чем были возмущены и т.д. Сравните полученный психологический портрет с автопортретом. Проанализируйте возникшие совпадения и различия.
  2. Составьте свою «Зебру», но не оценочную, как было на занятии, а целевую, то есть на одной половине листа напишите цель-проблему (избавиться…, уменьшить…, искоренить…,), на других цель-идеал (обрести…, увеличить…, развить…). Не забудьте главное правило: в обеих графах должно быть равное количество пунктов. Пронумеруйте цели в порядке значимости для вас.

Упражнение «Древо цели»  

Назначение: формирование умений самостоятельно ставить перед собой цели и определять пути их достижения.

Участникам предлагается обратиться к «целевой зебре» написать наиболее значимую цель-проблему. Затем задайтесь вопросом: «А что для этого необходимо?». Вспомните, проанализируйте моменты, когда этой проблемы перед вами не стояло, установите некоторые связи, зависимости. Например, см. схему.

И так далее.

Так можно проанализировать каждый пункт «Зебры».

В заключение процедуры напоминается. что в дальнейшем нужно будет работать над собой самостоятельно, и в этом им поможет «Древо целей». С чего же начать? Посмотрите на древо – увидите. С достижимого или хотя бы с того, что кажется достижимым. А затем, идя по цепочке, можно найти путь решения этой проблемы.

Упражнение «Назови сильные стороны»  

Назначение:

  • Формирование чувства внутренней устойчивости и доверия к самому себе
  • Развитие умений думать о себе в позитивном ключе.

Каждый член группы в течение 3-4 минут должен рассказать о своих сильных сторонах – о том, что он любит, ценит и принимает в себе, о том, что даёт ему чувство внутренней уверенности и доверия к себе в разных ситуациях. Не обязательно говорить только о положительных чертах характера, важно отметить то, что является или может стать точкой опоры в различные моменты жизни. Важно. Чтобы говорящий не брал в кавычки свои слова, не отказывался от них, не умалял своих достоинств, чтобы он говорил прямо, без обиняков, без всяких «ну» и «если» и т.п.

Информирование. 

Мы привыкли считать, что работа над собой и самосовершенствование предполагают только анализ ошибок и борьбу со всеми слабостями. Однако есть ещё одна не менее, если не более важная сторона работы над собой. Она заключается в обнаружении в себе не только противника и виновника ошибок, но и сподвижника, друга и помощника. У каждого из нас есть свои сильные стороны, но обнаружить их в себе порой оказывается очень нелегко. Некоторые люди даже полагают, что не обладают никакими качествами, которые могли бы послужить для них внутренней точкой опоры. Как это ни странно, большинство людей не умеют думать о себе в позитивном ключе. Хочу обратить внимание, что «сильные стороны» - это не то же самое, что положительные черты характера или достоинства.

Бывает и так, что какое – то качество или умение оказывается сильной стороной данной личности, но окружающие люди не одобряют его или оно не соответствует моральным нормам. Поэтому, если мы будем анализировать «сильные стороны» только как возможность для человека найти внутреннюю опору, очень важно принимать во внимание, для чего использует тот или иной человек свои сильные стороны. Проведя инвентаризацию своих «сильных сторон», можно подумать о том, как лучше воспользоваться ими для создания чего-то ценного по-настоящему. В своих поступках человек руководствуется системой индивидуальных ценностей, то есть тем, во что верит, что считает ценным и значимым. Для определения собственных сильных сторон, возможностей их конструктивного использования, для осознания своей системы ценностей большую помощь может оказать совместная работа с другими людьми, возможность поделиться с ними мыслями и чувствами.

Примечание для ведущего 

Это упражнение направлено не только на определение своих сильных сторон, но и на умение мыслить о себе в положительном ключе. Поэтому, выполняя его, необходимо избегать любых высказываний участников о своих недостатках, слабостях. Психолог и все должны внимательно следить за этим и пресекать каждую попытку самокритики и самоосуждения.