Дорогое имечко

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • развивать уважение к своей личности, семье, роду, а также к личности каждого человека;
  • рассмотреть имя как важный фактор, влияющий на формирование характера человека и его судьбу;
  • обозначить одно из основополагающих правил этикета, позволяющее вежливо и психологически грамотно обращаться к человеку;
  • познакомить с историей появления имени;
  • развивать память, внимание, логику, речь;
  • учить самостоятельно готовить материал, используя дополнительную литературу;
  • развивать творческие способности учащихся.

Оборудование: плакат «Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке». Дейл Карнеги, ромашка, станция букв, книжки-малышки, карточки с заданием, портреты А.С.Пушкина, Ю.А.Гагарина, Е.Н. Батенчука.

1. Организационный момент

2. Ход мероприятия

– Что такое культура человека?
«Понятие культуры очень широко – от умывания лица до последних высот человеческой мысли». С этим мнением одного из великих людей прошлого трудно не согласиться. Культура человека похожа на здание, которое каждый сам строит всю жизнь. Семья закладывает фундамент, а затем вы, становясь все взрослее и взрослее, самостоятельно продолжаете строительство. Это непростое и ответственное занятие. Попробуйте, например, неправильно приготовить раствор или недостаточно плотно уложить кирпичи – любая мелочь может разрушить созданное вами. Поэтому постарайтесь быть внимательными к кажущимся мелочам.
Я предлагаю вам сейчас посмотреть две небольшие сценки, сюжеты для которых взяты из жизни нашей школы (может вы узнаете себя), и определить, в чем ошибались их герои, что показалось им ненужной мелочью, а на самом деле испортило все впечатление о них.

Сцена 1

(Учитель идет по коридору. Ученик пробегает мимо).
Ученик: А в каком кабинете у нас математика?
Учитель: Научись сначала правильно обращаться к учителю!

Сцена 2

Ученик: Эй, ты! Дай списать!
(Ученица, не отвечая, проходит мимо, даже не взглянув на него).

– Итак, в чем, на ваш взгляд, ошибки героев? Как бы вы поступили на их месте?
– Все это верно, но все же есть еще один важный аспект – имя человека. Ведь никто из героев не называет друг друга по имени!
– Тема нашего классного часа: «Дорогое имечко», и говорить мы будем о происхождении и значении имен, а так же об их влиянии на человека.
Есть целая наука, изучающая имена – ономастика. Одно из направлений этой науки изучает взаимосвязь имени человека с его характером. Вы сами, наверное, давно обратили внимание на то, что одни имена звучат мягко, ласково, а другие, наоборот, твердо, холодно. Значит, уж одним только своим звучанием имена способны вызвать у окружающих различные чувства – от нежности до неприятия. Ученые утверждают, что имя влияет на характер его обладателя

Стихи

1. Как славно девочек зовут!
Вот Шейла – шелковый лоскут,
И Сильвия – листва лесная,
И Стелла – звездочка ночная,
И Флора – щедрая весна,
И Лола – плавная волна,
И Линда-Белл – звонок у двери:
«Дин-Дон» – «Кто там?...»
И просто Мери.

2. Как славно мальчиков зовут!
Вот Барри – пушечный салют,
И Патрик – парус средь простора,
И Роберт – ровный стук мотора,
Том – стук копыт из далека,
И Питер – пенье пастушка,
И Чарли – чистый речки звон
По камушкам…
И просто – Джон.

– Всем известно, что человеку нельзя прожить без имени. Но как назвать новорожденного? Раньше этот вопрос решал священник. У него был календарь с именами святых. И ребенку давалось имя того святого, которое значилось в календаре в день его рождения. Поэтому раньше было много Иванов. Так как это имя в календаре встречается 170 раз. Но проходило время. И было разрешено изобретать свои имена. И появились имена – названия растений: Груша, Роза, Лилия…. Имена географические: Лена, Арарат…. Технические названия: Дизель, Турбина… и др. Иногда человека называли по какому-нибудь признаку: Рябой, Белый, Буян, Молчун, но потом стали называть прозвищем. Очень обидно, когда прозвище дают по физическому недостатку: «Хромой», «Слепой». Понравилось ли вам если вас называли прозвищем?
– Как произошли имена, мы сегодня с вами узнаем, совершив путешествие от одной станции к другой.

1 Станция

– Я попрошу выйти ко мне детей, чьи имена начинаются на букву: И.

Задание: на лепестках ромашки записаны скороговорки. Каждый из вас выберет свой лепесток и прочитает скороговорку.

1. Стеша спешила, рубашку сшила,
Да поспешила – рукав не пришила.

2. Маша с Сашей шли за Глашей.

3. У Ивашки – рубашки, у рубашки – кармашки.

4. Играл Егорка с Игорьком – скатился с горки кувырком.

5. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

6. Гриша грыз – коржик, орешки грыз – Жоржик, а Гарик – сухарик

(Пока дети готовятся, ученик читает стихотворение.)

«Перемена! Перемена!» –
Заливается звонок.
Первым Вова непременно
Вылетает за порог,
Вылетает за порог –
Семерых сбивает с ног
Неужели этот Вова,
Продремавший весь урок?
Неужели этот Вова
Пять минут назад ни слова
У доски сказать не мог?
Если он, то несомненно,
С ним бо-о-льшая перемена.
Не угонишься за Вовой!
Он гляди какой бедовый!
Он за пять минут успел
Переделать кучу дел:
Он поставил три подножки
(Ваське, Кольке и Сережке),
Прокатился кувырком,
На перила сел верхом,
Лихо шлепнулся с перил,
Подзатыльник получил,
Сходу дал кому-то сдачи,
Попросил списать задачи,
Словом, сделал все, что мог!
Ну а тут – опять звонок…
Вова в класс плетется снова
Бедный! Нет лица на нем!
– Ничего, – вздыхает Вова,
На уроке отдохнем!

– А есть ли у нас такой Вова? Или похожие на него?

2 Станция

Выходят дети, чьи имена начинаются на букву: В, Д.

Задание: Назовите имена, которыми могут назвать и мальчика и девочку.

Пока ребята готовятся, мы послушаем тех, кто знает, а что обозначают ваши имена (книжки-малышки с именами).

Выступают участники 2 станции.

а) Александр – греческое; мужественный, защитник, Александра – помощь, защита.
б) Валентина, Валентин – латинское; сильный, здоровый.
в) Евгений, Евгения – греческое; благородность.
г) Олесь, Олеся – украинское, греческое; защитник.
д) Ян, Яна – славяно-греческое; бог даровал.
е) Валерий, Валерия – латинское; быть сильным, здоровым
ж) Виктор – победитель, Виктория – победа
з) Серафим, Серафима – древне – еврейское; пламенная
и) Юлий, Юлия – греческое; волнистая, пушистая.
к) Ярослав, Ярослава – старо-славянское; мудрая.

3 Станция

– На уроках русского языка мы учили правила про имена. Вспомним.

Таня, Ваня, Петя, Галя, Лена,
Нина, Мила, Валя, Коля, Ира,
Алексей, Сергей, Андрей,
Никогда не забывайте –
Имя буквой выделяйте.

– Выйдите ребята чьи имена начинаются на букву: А.

Задание: Найти в тексте ошибки и исправить.

От осени к зиме

Канец ноибря – самое грусное время. В ненасную пагоду харашо седеть дома. Но вот за сияло яркое сонце. Пришол зимний ден с марозом. Вася и катя спустилис полеснице к лисному озеру. Озеро пакрылось прекрастным лдом.

Частушки

1. Здравствуйте, товарищи.
Как вы поживаете?
Пропоем мы вам частушки
Вы не заскучаете.

2. Катя спутала немножко:
Стала куклу одевать
В рукава продела ножки –
Ручки некуда девать.

3. Говорил друзьям Сережа:
– Смел я, ловок и силен!
Вдруг навстречу вышел ежик,
И смельчак полез на клен!

4. Станет Коля одеваться,
Ждать его терпенья нет!
Мы успеем нагуляться,
Ну, а Коля не одет!

5. Вот рассеянная Клава
Башмаки не разберет:
Это левый или правый,
Может быть наоборот?

6. Вова вертится в столовой
Пробивается вперед.
Пожалейте Вову, дети
Дайте Вове бутерброд.

7. Маша ростом небольшая
С виду неказистая.
Зато глазки озорные,
Кудри золотистые.

8. По поселку я шла
И Алешу видела
Под кустом сидел и плакал,
Курица обидела.

9. Мы вам пели и плясали
И старались от души
Хороши наши частушки?
Мы и сами хороши.

(Проверка текста участников 3 станции).

4. Станция. Ребята с именами на букву: М.

Задание: Коллективная игра «Бюро находок».Буквы решили немного пошалить и разбежались по листку. А раньше это были имена детей. Нужно вернуть все на свои места.

И. Р, К, О, А, Д, У, Т, Я, В, Н, Ш, С, Н, Е.

(Ира, Рая, Костя, Дуня, Витя, Яна, Шура, Дина, Таня, Яша, Соня, Рита…).

– Скажите, кого называют тезками? (Людей, которые носят одинаковые имена).

Стихотворение Александрова «Восемь Тань».

В нашем классе восемь Тань –
Это прямо наказанье!
Ведь у нас, куда ни глянь –
Всюду Таня, Таня, Таня!
Если скажут: «Таня, встань!»
Встанут сразу восемь Тань.
А ведь можно очень просто
Разобраться…

– Как можно различить девочек? (По фамилии)
– А в нашем классе есть тезки?
– Каждый человек при рождении получает не только имя, но и фамилию, которая передается по линии отца. Но долгое время фамилии были привилегией людей с высоким положением. Князья получали фамилии по названию мест, где одерживали победу: Александр Невский, Дмитрий Донской… Однако одинаковые фамилии бывают не только у родственников. Как мы называем таких людей? (Однофамильцами).

– Всем вам знакомо стихотворение С. Михалкова «Дядя Степа».

– Кто помнит фамилию дяди Степы?

В доме восемь дробь один
У заставы Ильича
Жил высокий гражданин
По прозванью «Каланча»
По фамилии Степанов
И по имени Степан…

– Чем же интересна фамилия дяди Степы? (Она повторяет имя и поэтому ее легко запомнить). Фамилии образовались от имен: Петя – Петров, Иван – Иванов и т. д., или от названия ремесла: кузнец – Кузнецов, сапожник – Сапожников и др. Значит не только имена, но и фамилии имеют определенный смысл.

5. Станция. Дети с именами на буквы: Ю, Р.

Задание: Нужно вместо пустых клеточек вставить женское имя, чтобы образовалось новое слово.

В…(Анна), пол…(Яна), кор…(Зина), под…(Лиза), чер…(Ника), ма…(Лина), г…(Роза), еже…(Вика).

– Имя влияет на характер человека, на его формирование. Каждое имя содержит набор звуков, которые являются раздражителями для нашего мозга. Имена звучат по разному: есть твердые: Игорь, Дмитрий, Жанна, Дина. У детей с таким именем, под действием звукового раздражителя формируется характер настойчивый, упрямый. Они очень самостоятельны и решительны. Есть имена, звучащие мягко, мелодично: Светлана, Ирина, Михаил, Алексей, у таких детей характер заведомо будет покладистый, спокойный. Например, Александры в большинстве случаев весельчаки и имеют склонность быть заводилами в компании. Надежды – осторожные, верные подруги.
– Отчества тоже очень важны, они вносят в характер человека качества, присущие его отцу. На Руси отчество разрешалось людям, заслужившим особое доверие царя.
– Интересно также, что каждому имени соответствует свой цвет! Например, красный цвет – это символ силы, активности, любви и гнева. Ему соответствуют имена Борис, Юрий, Зоя и др. Желтый – цвет мечты, радости и ревности.(Дима, Вера, Денис, Петр…). Зеленый – цвет упорства, здоровья и силы ума. (Катя, Виталий, Женя…).
– У каждого народа были свои имена. Многие из существующих сейчас пришли к нам из других языков.

Выступление ребят. Книжки-малышки с именами

Валерий, Максим, Валя – латинское. Антон, Юля – римское. Катя, Денис, Лариса, Александр, Женя, Настя, Олеся, Дима – греческое. Игорь – древне-русское. Руслан – татарское. Надя – старо-славянское. Маша – еврейское.
Марина – греческое; морская. Елена – греческое; светоносная. Владимир – славянское; владеющий миром. Вячеслав – древне – русское; славный. Эдуард – немецкое; защищающий собственность. Авдий – еврейское; слуга Бога.

Имя самое важное для человека. Множество усилий прилагают люди, чтобы увековечить, сделать известными свои имена.

Краткий рассказ о Ю. А. Гагарине, А. С. Пушкине, Е.Н. Батенчуке.

Евгений Никанорович Батенчук – Батя – построил первую в мире электростанцию на вечной мерзлоте на реке Вилюй в Якутии.
– Народная мудрость гласит, что не имя красит человека, а человек имя. Поступками, поведением и отношением к людям человек создает мнение о себе, а значит и о своем имени.
– А теперь предлагаю вам исправить текст инсценировки, не
забывая, о чем мы говорили и о том, что есть еще «волшебные слова» – «пожалуйста», «извините», «будьте добры» и др.

Сцена 1.                               Сцена 2.

– Обращайтесь к человеку по имени (а к взрослому по имени, отчеству), этим вы высказываете уважение к нему и его семье, побуждаете собеседника ответить вам тем же.
– Не скупитесь на слова, если они принесут кому – то радость, и помните, что «Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке».

Итог

– Что узнали нового?
– Что взяли для себя?
– Кому скажем спасибо за урок?

Литература: «Уроки истории» Е.В.Саплина, А.И.Саплин, научно –практический журнал «Завуч начальной школы», журналы «Начальная школа».