Уже на протяжении нескольких лет в своей работе я использую метод проектов на уроках и во внеурочной деятельности. На уроке немецкого языка я стремлюсь привить своим ученикам вкус к овладению посильными приемами самостоятельной работы над языком, погрузить их в поисково-творческую работу, пробудить творческую фантазию, воспитать деятельные, критические и конструктивно мыслящие личности. Реализовать деятельный подход к обучению возможно наиболее эффективно при помощи новой открытой технологии “Научно-исследовательской и проектной деятельности ”.
Научно-исследовательская и проектная деятельность – это одна из видов педагогических технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые, рефлексивные, презентативные, исследовательские и поисковые методы.
Проектно-исследовательской деятельностью я занимаюсь с 2004 года и для себя сделала выводы, что метод проектов – это замечательное дидактическое средство для обучения проектированию – умение находить решения различных проблем, которые постоянно возникают в жизни человека, занимающего активную жизненную позицию. Он позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности – необходимые качества развитого интеллекта.
Что же такое метод проектов и чем отличается проект от исследования?
О методе проектов надо говорить как об учении через деятельность. Метод проектов может быть индивидуальным или групповым, но если это метод, то он предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов.
Групповая проектная работа дает очень важный воспитательный эффект. Имея в виду групповую работу детей над проектом, учитель не должен забывать о том, что только личная заинтересованность ученика в получении результата, положительная мотивация решения проблемы проекта могут поддерживать его самостоятельность и целеустремленность, упорность и настойчивость, помогать преодолевать возникающие трудности и проблемы по ходу дела.
В основе каждого учебного проекта лежит некая проблема, из которой вытекает и цель, и задача проектной деятельности учащихся. В ходе проектной деятельности, ученики стремятся самостоятельно или совместными усилиями решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей.
Вплотную проектно-исследовательской деятельностью с учащимися я занимаюсь во внеурочное время уже на протяжении нескольких лет и могу сделать выводы, что именно во внеурочное время можно научить ребят сотрудничеству взаимопониманию, привить своим ученикам самостоятельность и активность в изучении предмета, в приобретении новых знаний и овладении новыми навыками.
Проектная деятельность обучающихся — это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Хочу остановиться подробнее на конкретном примере: проект на немецком языке “Der Lorelei-Felsen”.
Учащиеся 8-го класса (Фото № 1) проявили большую заинтересованность:
– к мифам и легендам Германии;
– чрезвычайной насыщенностью окрестностей Рейна, богатым страноведческим материалом, позволяющим свободно, увлекательно и познавательно излагать его, активизируя при этом изученный лексико-грамматический материал, развивая речевую активность, совершенствуя навыки перевода.
– возможностью более глубокого изучения литературного наследия Германии
вследствие необыкновенно высокой популярности темы “Лорелеи” среди немецких поэтов, писателей, певцов и композиторов.
В результате перед ними встали вопросы, ответить на которые они могли бы только прибегнув к помощи книги. Ребята решили собрать всю информацию по данной теме и сделать, как компьютерную презентацию, так и макет скалы Лорелеи для использования его в дальнейшем в виде наглядного учебного пособия на уроке немецкого языка
Учащиеся 8-го класса осуществляли практико-ориентированный проект в рамках изучения немецкого языка, истории, ИЗО, технологии, информатики (Фото №2).
Вкратце о проекте:
Ребята составили свой план работы и поделили его на этапы:
1-й этап работы включал в себя постановку проблемы. Распределение обязанностей.
2-й этап включал в себя сбор информации на русском и немецком языке.
3-й этап – создание макета “Der Lorelei-Felsen”
4-й этап-создание компьютерной презентации.
5-й этап – школьная презентация проекта.
Тип проекта:
- По доминирующей в проекте деятельности: практико-ориентированный.
- По предметно-содержательной области: культурологический.
- По количеству участников проекта: групповой.
- По широте охвата содержания: межпредметный.
- По времени проведения: продолжительный.
Учебные предметы, в рамках которых выполнен учебный проект: немецкий язык, литература, страноведение, история, ИЗО, технология, информатика.
Распределение ролей в проектной группе.
Последействия: подведение итогов и использование продуктов проектной деятельности, как наглядного пособия на уроке немецкого языка.
В целом работа над проектом прошла успешно, ученики приняли в ней активное участие. Каждый был вовлечен в мыслительную деятельность по данной проблематике, приобрел новые знания в процессе самостоятельной работы. Работая над проектом ребята расширили словарь немецкого языка, освоили новую лексику. Научились оформлять мысли на немецком языке грамматически правильно. С удовольствием работали со страноведческой информацией, анализировали и обрабатывали собранный материал.
Цель, определенную перед началом работы, ребята достигли. Был создан макет “Der Lorelei-Felsen” (Фото №3), а также создана компьютерная презентация по этой теме. Задачи, поставленные перед ними, были выполнены. Помимо работы с конкретной темой по иностранному языку ребята реализовали свои творческие возможности и получили удовольствие от проделанной работы. Данная работа сплотила детей. Ребята научились распределять свое время. Дети получили много новых языковых, страноведческих и культуроведческих знаний. Работа по этой теме шла в течение одного года и завершилась выступлением уже в 9-м классе на окружном конкурсе проектно-исследовательских работ, где учащиеся презентовали свой проект на немецком языке, отвечали на вопросы жюри и заняли первое место в округе.
Теперь макет “Der Lorelei-Felsen” я использую на уроке немецкого языка по темам “Мифы и легенды Германии”, “Достопримечательности Рейна”, “Путешествие”, “Творчество Гейне”. Применение на уроке полученного продукта проектной деятельности в виде макета “Der Lorelei-Felsen” и компьютерной презентации, делает урок более интересным и наглядным. Учащиеся получают больший объем информации по данной теме, с интересом включаются в работу, при этом активизируют лексико-грамматический материал, развивают способности к осуществлению продуктивных речевых действий. У учащихся воспитывается позитивное, уважительное отношение к культуре страны изучаемого языка.
Итак, метод проектов в данном конкретном случае завершен. В наличии достигнутая цель, и конкретный практический результат, и конечный продукт – макет “Скалы Лорелеи”. Но так ли уж конечен созданный продукт? И кто сказал, что продукт проекта не может послужить толчком и стать основой для нового исследования.
Сделаем выводы. Метод проектов использовался в процессе изучения немецкого языка как способ достижения дидактической цели через самостоятельную проработку авторами конкретной учебной проблемы. Проектная работа обязательно должна завершиться конкретным практическим результатом, оформленным в конкретный "продукт". В нашем случае это был макет “Скалы Лорелеи”.
Чем же отличается проектная деятельность от исследовательской? И могут ли участники данного проекта продолжить исследовательскую работу по данной теме?
Надо вспомнить, что исследовательская деятельность обучающихся — деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования. При исследовании характер полученного знания может быть различным. Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде. Выдвижение гипотезы – необходимый атрибут любого исследования. Гипотеза– это научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений. Гипотеза возникает как возможный вариант моделирования событий, явлений и обстоятельств.
Одна из участниц нашего проекта “Der Lorelei-Felsen”, Самойлова Мария, ученица 10-го класса, выдвинула гипотезу (предположила), что Лорелея вовсе не конкретная историческая фигура, а собирательный образ, созданный изустным народным творчеством, при этом тему Лорелеи воспел не один Генрих Гейне, песню на слова которого поет по сегодняшний день вся Германия, но и другие немецкие поэты-романтики.
Мария решила провести исследование по данной теме и проследить динамику трансформирования образа Лорелеи.Тему своего исследования Мария назвала “Die Gestalt der Loreley im Schaffen deutscher Dichter und Schriftsteller ” “Образ Лорелеи в творчестве немецких поэтов и писателей” (Фото №4).
Цель: исследование образа Лорелеи в народном творчестве и авторских произведениях и динамика его преобразования.
Задачи исследования:
– собрать информацию по данной теме;
– изучить дополнительную литературу по теме;
– анализировать собранный материал;
– провести исследование образа Лорелеи в народном творчестве и творчестве немецких поэтов;
– проследить динамику преобразования образа Лорелеи.
Этапы исследования:
– проанализировать данный материал;
– провести исследование образа Лорелеи в народном творчестве и в творчестве немецких поэтов.
Объект исследования: образ Лорелеи.
Мария считала, что тема ее актуальна, так как образ Лорелеи востребован и в современном мире. Он привлекает силой любви, своей таинственностью, лиричностью. А трагичность образа Лорелеи лежит в основе замечательных литературных и музыкальных произведениях разных жанров. Исследовав творчество немецких поэтов и писателей, Мария сделала вывод, что народные сказания, эпос вызывали интерес у многих из них. К образу Лорелеи обращались и классики и современные поэты. Есть мнение, что образ Лорелеи и сюжет стихотворения Гейне заимствовал у Клеменса Брентано, который и является создателем первой версии образа Лорелеи. Но мировую известность принесло Лорелее все же стихотворение Генриха Гейне, написанное в 1824 году, положенное на музыку композитором Фридрихом Зильхердом и ставшее народной песней. Мария изучила образ Лорелеи в народном творчестве и в авторских произведениях немецких поэтов, проследила динамику его преобразования. В процессе работы с различными источниками информации, Мария овладела исследовательскими навыками, значительно увеличила личный словарный запас, получила новые страноведческие и культуроведческие знания.
Цель, поставленная в ходе исследования достигнута. В процессе работы над проектом Мария провела исследования образа Лорелеи в народном творчестве и в авторских произведениях немецких поэтов. Мария проследила динамику преобразования и традиционность образа Лорелеи, что позволило ей подтвердить ранее выдвинутую гипотезу.
Таким образом, практика применения вышеперечисленных методов обучения не предполагает их антагонизм или исключительность. Я убедилась в абсолютной естественности порождения одного метода другим, в их естественнонаучной диалектической причинно-следственной связи. Я искренне считаю, что преподаватель и руководитель проектов не должен ограничивать творчество детей какими-либо рамками или условностями. Любой свободный ход мысли обучаемого должен поощряться как желательный. Любой результат исследования, будь то подтверждение гипотезы или ее опровержение – есть реальное и весомое достижение. Также как и трудно переоценить то количество знаний, умений и навыков, которые приобретаются учащимися в ходе процесса самого исследования.