Тип урока: изучение нового материала.
Цели:
- Формировать у учащихся умения работать самостоятельно с информационными источниками, наблюдать за проведением опытов и выполнять самостоятельно опыты по инструкции, умения анализировать проделанную работу и делать выводы.
- Развивать у детей информационные компетентности, исследовательские навыки.
- Воспитывать у школьников культуру общения при работе в группах.
Оборудование: мультимедиа-проектор, детские «копилки», учебник “ Окружающий мир” 4 класс, часть 2,3,4. Автор А. А.Вахрушев; заготовка «Дневник исследователя» (1 шт. на парту), презентация учителя «Свойства воды и их использование в жизни человеком», CD «Большая энциклопедия К&M – 2003», авторские видеоролики опытов, информационные источники о воде ( схемы, текст об Архимеде)
ХОД УРОКА
Этапы урока |
Деятельность учеников и учителя |
Комментарии |
||||||
I. Стадия
вызова. Организационный момент |
Слайд 2 – Здравствуйте,
ребята. Я очень рада видеть вас на уроке.
Проверьте, все ли у вас готово на партах к уроку?
|
Урок сопровождается презентацией учителя (так же имеется вариант использования материалов урока на интерактивной доске Smart Board) | ||||||
I. (2) Актуализация знаний | – Работать будем в парах. Давайте
вспомним правила работы в парах. (Приложение
1) Слайд 3 ПРАВИЛА РАБОТЫ В ПАРЕ 1. Говори вполголоса. – Сегодня на уроке я вам предлагаю побывать в
роли исследователей, помогать вам будут
информационные источники и «копилка», которую вы
собрали. Расскажите, какие материалы содержатся
в вашей копилке? (Картинки, текстовые
материалы, энциклопедический словарь,
электронные энциклопедии) Слайд 4 – А какой объект станет предметом нашего исследования, узнаете, расшифровав ребус:
Слайд 5 (1 страница дневника наблюдений) – Ребята, давайте поделимся своими знаниями со всеми. Что вы уже знаете о воде? Запишите в колонку «Знаем»
(Предполагаемые ответы: вода может быть в трёх состояниях: газообразном, жидком и твердом; не имеет, цвета, запаха и вкуса и т.д.) – Где эти свойства применяют люди? Выполните
тестовое задание. Проблемный вопрос: Где и как свойства воды помогают человеку? |
За две недели до урока учащимся было
дано задание собрать «копилку» материалов по
теме: «Использование воды в жизни человека» Работа по сбору копилок в классе ведется в системе: – сбор «копилки»; – систематизация собранных материалов; – составление картотеки собранных материалов На интерактивной доске ребятам сначала предлагается сложить рассыпавшуюся картинку ребуса, а затем его разгадать) |
||||||
II. Стадия осмысления
Изучение новой темы и совместное открытие знаний |
– Итак, мы начинаем работать на
поставленные вопросы к теме. – Сегодня на уроке мы узнаем ещё о некоторых свойствах воды, и как человек научился их использовать. Результаты мы будем заносить в схему «Фишбоун» – В верхнем треугольнике запишите проблемный вопрос Я вам предлагаю просмотреть видеофрагменты с опытами и ответить на вопросы диктора. Слайд 6 Опыт №1 – выталкивающая сила (видеоролик) – Как вы думаете, сколько воды вылилось из
стакана? (Масса равная массе груза на резинке) Слайд 7 Опыт №2 – закон сообщающихся сосудов (видеоролик) Слайд 8 Опыт №3 – вода-растворитель демонстрация учителем Слайд 9 Опыт №4 – загадка (видеоролик) Слайд 10 Опыт №5 – вода несжимаема – предлагается провести самостоятельно 1) Возьмите шприц. – Что произошло? Слайд 11 – Посмотрите на схему. Какой вывод можно сделать после заполнения её?
Вывод: Человек использует свойства воды постоянно в повседневной жизни |
Схема «Фишбоун» заполняется по мере
детских наблюдений Во время исследования ребята работают с электронными носителями: CD «Большая энциклопедия К&M – 2003» По окончании каждого опыта диктор в видеоролике задает вопрос: Почему так произошло? Если ребята самостоятельно не могут ответить на него, им предлагается найти ответ в информационных источниках |
||||||
III. Стадия рефлексии | – Дневники заполнили. Как вы считаете,
ответили ли мы на поставленный вопрос вначале
урока? (Проверка заполнения таблицы)
Слайд 12 – Мы с вами рассмотрели применение свойств воды в жизни человека. А знаете ли вы, что:
Тревожные факты В настоящее время человечество использует 3,8
тыс. км3 воды ежегодно, причём максимально
увеличить потребление пресной воды человечество
может только до 12 тыс. км3. Потребление пресной
воды растёт ежегодно и достаточно быстрыми
темпами. Уже при нынешних темпах потребления
воды, её может хватить только на ближайшие 25-30
лет. Вывод: Воду нужно беречь! – Об этом мы с вами поговорим на следующем
уроке. Слайд 13 Инструкция составления синквейна (Приложение 4)
|
|||||||
XI. Домашнее задание | Слайд 14 Подготовить рассказ на тему применение свойств воды в жизни человека. (Учебник стр. 82-86) Слайд 15 – Спасибо за урок. |