Цели:
- Закрепление умения осознанно находить, проверять и писать слова с безударными гласными.
- Формирование интереса к русскому языку, обогащение активного словарного запаса.
- Воспитание уважительного отношения к родной земле, гордости.
Оборудование:
- учебники, тетради;
- карточки с четверостишием М.П. Чехова у каждого ученика;
- тексты послания, звёздочки.
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствуем учеников, гостей.
2. Сообщение темы.
- Сегодня на уроке мы продолжим работу над правописанием безударных гласных в словах, но сначала запишем дату.
3. Чистописание.
- Написание какой буквы мы сегодня повторим на чистописании?
- Какие звуки обозначает на письме буква «з»?
- Дайте характеристику звуку [з]? [з‘]? (Дети характеризуют звуки и приводят примеры слов, где они слышатся.)
- Записываем первую строку.
- Во второй строке написаны слоги, где есть буква «з». Прочитайте их.
- В каких слогах слышим звук [з]? [з‘]?
- Какой слог лишний и почему? (Дети высказывают свои предположения.)
- Записываем вторую строчку.
- Прочитайте слова в третьей строке: узор, берёза, земля.
- Обозначим ударение. (Выходят ученики по цепочке.)
- Какие лексические значения слова «земля» вы знаете? (Дети дают свои ответы , после чего обращаемся к словарю Ожегова для уточнения.)
- Как называется слово, у которого несколько лексических значений?
- Если использовать слово «земля» как название нашей планеты, то как записать правильно? (Дети рассказывают о правописании имён собственных.)
- Запишите третью строку.
В это время звучит необычная музыка, появляется летающая тарелка и человечек.
4. Работа по теме урока.
- Вы кто?
- Я – Сниф.
- Откуда вы?
- Я – житель Сириуса. Это самая яркая звезда на вашем ночном небе. У меня для вас есть послание.
- Но чтобы его прочесть надо исправить все ошибки. Как проверить безударный гласный в слове?
(Дети на карточках исправляют ошибки. Потом сверяют с экраном, где появляется правильный вариант. Ученики объясняют написание.)
Текст послания: Люди !Берегите сваи лиса и паля, реки и маря ! Сохраните красоту Зимли!!
- Ребята, ваша планета такая красивая! Когда я летел, то видел огромную каменную глыбу над поверхностью. Что это было?
- Гора.
- Это надо записать!
- Кто поможет Снифу? (Выходит ученик и записывает на доске с объяснением: горы-гора.)
- И в самом деле, нет на Земле ничего более впечатляющего, чем грандиозные вершины, увенчанные ледяными коронами, уходящими в заоблачные выси. Самая высокая гора на нашей планете – Эверест. Её высота 8848 метров. (Показываем изображение горы.)
- Ещё я видел много воды между землями, а вода в них солёная и пить её нельзя. Это что?
- Моря.
- Ага! Это тоже стоит записать?
- Поможем гостю. (Следующий ученик записывает и объясняет: море-моря.)
- Самое маленькое море – Аральское. (Показываем море.)
- На берегу моря я видел разные жилища людей с красивыми крышами и высокими трубами. Как они называются?
- Дома.
- Очень интересно. Запишите, а то я могу забыть...
- Кто теперь поможет? (Ещё один ребёнок объясняет у доски: дом-дома.)
- У каждого дома растёт что-то необычайно красивое! Я вам покажу. (Сниф показывает цветы.) Что это?
- Цветы.
- Как красиво!
(Ученик у доски записывает с объяснением: цвет-цветы.)
- Над какими красивыми местами вы пролетали. Ребята, составим предложения с этими словами, чтобы передать красоту нашей земли. Но сначала надо повторить, что такое предложение?
(Работаем с предложениями устно. Затем записываем самое красивое на доске и выделяем грамматическую основу.)
- Не только мы и Сниф восхищаемся красотой своих мест, но и поэты. Я предлагаю вам поработать с четверостишием М.П. Чехова. (Оно напечатано у каждого ученика на карточках.)
- Прежде, чем начнём, повторим правило о безударных гласных.
- Теперь я читаю орфоэпически, а вы должны вставить нужные буквы:
Как я люблю св..и берёзы,
Св..и л..са, св..и луга,
И ночи летние, и грозы,
И зиму с стужей, и сн..га!
- Поменяйтесь карточками и проверьте работу своего соседа по парте.
(В это время на экране появляется текст, в который по мере объяснения учениками правописания безударных гласных, вставляются нужные буквы.)
- Ребята, о каком времени года говорится в последней строчке? (О зиме.)
- Предлагаю теперь прочесть, как описывает зиму Иван Никитин. Для этого откроем учебники на стр. 113 , упр. 197.
Весело сияет
Месяц над селом;
Белый снег сверкает
Синим огоньком.
- Прочитали текст. Есть ли незнакомые или непонятные слова?
- Найдите слова, написание которых надо проверить или запомнить.
- Почему в русском языке существуют такие слова? (Потому, что не совпадает произношение и написание.)
- Ещё раз проговорим, как будем проверять безударный гласный в слове? (Также повторяем правописание парных согласных на конце солова, правописание предлогов.)
- Заучиваем текст.
- Ещё раз внимательно читаем орфографически, проговаривая знаки препинания.
- Закрываем книгу и пишем.
(Затем каждый проверяет себя по учебнику.)
- Ребята, какое сейчас время года? (Зима.)
- Я предлагаю немного отдохнуть и сделать зимнюю зарядку и тебя, Сниф, приглашаю:
А сегодня у зимы – новоселье.
Мы с тобой приглашены на веселье.
Дом построен из сугроба,
А какой вышины?
Вот такой вышины,
Вот такой ширины.
Погляди-ка, потолки ледяные
Высоки-превысоки, кружевные!
Мы по лестнице шагаем.
Выше ноги, топ-топ.
Двери комнат отворяем,
Справа – хлоп, слева – хлоп.
- Здравствуй, зима!
Ты хозяйке поклонись-ка:
- Здравствуй, Зима!
- Молодцы.
- Наша земля прекрасна в любое время года. И не только поэты воспевают эту красоту. Я хочу показать вам и нашему гостю несколько картин великих художников таких, как: Питер Брейгель-младший, И. Левитан, которые писали зиму. (В это время на экране появляются картины великих художников.)
- А в какие игры мы можем играть зимой? (Дети называют зимние забавы.)
- Умницы! Теперь откроем учебник на стр. 110, упр. 192.
(Далее работаем с деформированным текстом. Сначала читаем, определяем, сколько предложений, расставляем знаки препинания и простым карандашом выделяем начало каждого предложения.)
- В упражнении есть слова с пропущенными буквами? Какое правило нам поможет заполнить эти пропуски? (Правописание безударных гласных.)
- Повторим его ещё раз. Вставим пропущенные буквы. Кто хотел бы объяснить?
- Какие ещё орфограммы мы встретили?
- Прежде, чем мы начнём писать предложения, скажите: являются ли они текстом? Думаю, Снифу интересно знать, что такое текст.
(Дети доказывают, что это текст.)
- Согласна с вами! Запишем этот текст в тетради.
5. Подведение итога и домашнее задание.
(У Снифа срабатывают его космические часы, которые оповещают об окончании визита.)
- Мне пора возвращаться! Жаль... Я много узнал о вашей планете, увидел её красоту, понял, что вы очень любите землю, на которой родились, ведь она – золотая!!!
- Что ты хочешь этим сказать?
- Не могу точно объяснить....
- Ребята, о чем говорит Сниф? (Дети объясняют значение фразеологизма.)
- Конечно же! И я так думаю! Вы очень любите свою землю! В подарок каждому из вас я оставлю небольшую звёздочку. Пожалуйста, напишите на ней дома о красоте своей Земли.
- Спасибо за подарки, Сниф! Мы обязательно напишем и отправим тебе и твоим друзьям наши письма с космической почтой.
- Подведем итог: в каком деле мы сегодня преуспели на уроке?
- Повторим ещё раз это правило.
- Можно я? Чтобы проверить безударный гласный... (Дальше хором заканчивают дети и по цепочке каждый приводит свой пример.)
(Сниф прощается и улетает.)
- Вы сегодня все молодцы! Но особо хотелось бы отметить ...