“Образовательный процесс в школе – это
кровеносная система,
а урок – это биение сердца”
Конаржевский В.С.
“ Урок – это клеточка педагогического
процесса.
В нём, как солнце в капле воды, отражаются все его
стороны.
Если не вся, то значительная часть педагогики
концентрируется в уроке.”
Скаткин М.Н.
Слайд № 1,2, Приложение 1. Образование во всем мире рассматривается в качестве базовой общекультурной ценности. Что следует понимать под образованием? Истинное современное образование основывается на развитии и самообразовании “Я” человека. Образование как единство обучения и воспитания призвано обеспечить построение учеником живого знания, знания личностно-значимого. Цель образования, структура, технологии зависят от главных особенностей начавшегося столетия.
Слайд 3 Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Этой задаче должно способствовать обновление содержания образования.
- Должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности.
- Ключевая роль в школе принадлежит учителю, необходимо разработать систему моральных и материальных стимулов для сохранения в школах лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации. Но что еще более важно – пополнение школ новым поколением учителей, причем вовсе не обязательно только с педагогическим образованием.
- Сам облик школ, как по форме, так и по содержанию, должен значительно измениться. Мы получим реальную отдачу, если учиться в школе будет и увлекательно, и интересно, если она станет центром не только обязательного образования, но и самоподготовки, занятий творчеством и спортом. Находиться в школе ребенку должно быть комфортно: и психологически, и физически.
- Сегодняшняя статистика здоровья школьников просто ужасающая. К каждому ученику должен быть применен индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения.
Педагогический коллектив, администрация нашей школы видит свою главную задачу в том, чтобы создать условия для развития каждого ребёнка как свободной, ответственной и творческой личности. Мы идём по пути гуманизации образования и воспитания, используем вариативные образовательные программы и учебники, осваиваем современные педагогические технологии, выстраиваем систему внеурочной работы по предметам.
У руля управления нашей школы были опытные, творческие руководители: директор – Калиникова Т.П. – 19 лет, заместители Костенко Л.И., Анистратенко Л.И. – 21 год, Саблина А. В. – 10 лет. В этом учебном году им на смену пришли Пстыгина Л.А. – директор, Марьянова И.Б.– заместитель. В школе 26 классов, 60 учителей: с высшей квалификационной категорией – 3, с первой – 36, со второй – 6. У нас творческий педагогический коллектив, одна из традиций которого – проведение внутришкольных круглых столов, семинаров, тренингов по проблемам содержания и технологий образования.
Педагогическая концепция нашей школы такова:
обеспечение овладения учащимися содержанием стандартов образования посредством современных педагогических технологий, сохранение здоровья учащихся, развитие индивидуальных способностей каждого ученика, создание условий для творческой деятельности учащихся в предпочитаемых ими областях знаний, развитие эстетической культуры, воспитание патриотизма и уважения к истории человечества. На протяжении нескольких лет педагогический коллектив работает над методической темой “Формирование творческого потенциала личности учащихся в условиях личностно-ориентированного подхода к обучению с использованием здоровьесберегающих технологий”.
Целью образовательного процесса школы является целостное развитие каждого ученика, становление широко образованной личности, высоконравственной, интеллектуально развитой, готовой к саморазвитию и адаптации в современном обществе.
Слайд №4 Основной формой обучения в школе является урок. Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения. Но какие бы не свершались реформы, урок остаётся вечным и главной формой обучения. На нём держалась традиционная и стоит современная школа. Какие бы новации не вводились, только на уроке встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними океан знаний и рифы противоречий.
Нас волнует, как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащегося знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое состояние?
Начальное и главное назначение урока – организовывать познавательный процесс ребенка, стимулировать его, направлять и развивать. Сейчас на уроке дети не задают вопросов, учат материал ради отметок или похвалы, значит, у них познавательный процесс приглушен, не востребован или направлен совсем на другой предмет познания. Если это так, то урок проходит впустую, воспитывает человека, не способного адекватно и творчески жить в этом мире. Почему детям стало неинтересно учиться? Как изменить это? Ориентация нашей школы на гуманизацию образования и разностороннее развитие личности предполагает необходимость гармонического сочетания учебной деятельности с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности.
Современный урок – эффективный урок, соответствующий нынешним требованиям подготовки конкурентоспособного выпускника. С проблемой его анализа и оценки знаний сталкивается каждый директор школы, каждый заместитель по учебно-воспитательной работе. У нас постоянно возникают вопросы: “Что влияет на современность урока? Мастерство педагога? Совокупность методов приемов? Наличие технических средств обучения? Вообще, каким он должен быть современный урок?” Эти проблемы можно перечислять до бесконечности. Но прежде чем анализировать, строить проекты и планы, говорить о том “как надо”, мы попытаемся сегодня ответить на вопросы: “Какой он, урок 21 века в действительности? Какой он нужен сегодняшним школьникам? Какие традиции его надо продолжать? В чем проявляется эффективность новаторства?
Мы стали задумываться: почему наши дети от класса к классу слабее учатся, менее ревностно относятся к занятиям, менее охотно бегут на уроки, на наши уроки? Может потому, что они превращаются в формальную организацию обучения. Сейчас труднее собирать детей в коллектив, объединять единым делом, единым суждением. Мы стремимся, чтобы урок стал нравственным. Урок не только просвещает своими качествами в истинных законах нравственности, но и, по выражению А.С. Макаренко, становится тренажерным залом для упражнения нравственности самого высокого уровня. Духовно-нравственная природа урока – это вера учителя и учеников друг в друга.
Жизнь не стоит на месте. Меняются цели и содержание образования, что способствует использованию новых приемов и методов обучения; появляются новые средства и технологии обучения – не может не меняться и урок. Урок должен быть современным, эффективным. Это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный урок, важный, существенный для настоящего времени.
А еще – действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам ребенка, его родителей, общества, государства. Современный урок должен быть связан не только с усвоением школьниками определенной суммы знаний, но и целостным развитием личности, ее познавательных и созидательных способностей.
Основой любого урока должны стать: глубокая теория, богатое содержание, сравнение, сопоставление фактов, явлений и понятий, поиск связей между пройденным и перспективным материалом, открытие новых и новых граней в уже известном, изученном. Традиционная тема может быть оригинально решена, методически блестяще выстроена на ярком, интересном содержании.
При планировании процесса обучения учителя нашей школы ориентируются на богатство и разнообразие видов деятельности, которые позволят сделать работу детей динамичной, насыщенной, менее утомительной.
Слайд 5 На уроке непременно должна работать формула 5 “у” – учёба + удивление+ удовольствие + увлечение = успех. Современные требования к уроку делятся на дидактические, психологические, гигиенические, требования к технике проведения.
Слайд №6 При подготовке и планировании урока наши педагоги осуществляют целый комплекс действий:
- Учитывают особенности класса: уровень успеваемости, отношение к предмету, темп работы, подготовленность учащихся, отношение к дисциплине, индивидуальные особенности.
- Учитывают свои особенности: настроение, тип нервной деятельности, коммуникативность, эмоциональность, профессиональную компетентность, уверенность в своих знаниях, умение импровизировать, умение организовать, умение выбрать методы, формы обучения, подобрать средства.
- Соблюдают правила, обеспечивающие успешное проведение урока:
- Выделить главную идею урока.
- Отобрать содержание урока, методы, способы изучения, закрепления материала.
- Четко и ясно ставить задачи перед учениками.
- Следить за откликом учеников на рассказ, задание, требование.
- Экономить время, поддерживать темп, посильный для большинства.
У каждого учителя свои методические подходы, методические приемы, которые позволяют ему успешно проводить уроки. Накопленный опыт нашей школы, задачи и поэтапная реализация программы развития позволили умело сочетать в образовательном процессе традиции и элементы новации. Обновлению подвергся прежде всего урок. Нам удалось трансформировать традиционный урок в урок нового поколения, соединив лучшее старое с инновациями. В основном учителя владеют методикой урока ХХI века и умеют проводить его с учётом всех требований.
Посещённые уроки позволяют констатировать следующее:
– улучшилось здоровьесберегающая
направленность уроков. Самое яркое её проявление
наблюдается у учителей начальной школы;
– предпочтение даётся демократическому стилю
управления;
– большинство посещённых уроков носят
развивающий характер;
– научили наши учителя детей ставить
коллективные и личностные цели урока,
предугадывать новые темы, активно участвовать в
рефлексии.
Оснащенность десяти кабинетов компьютером даёт возможность учителям сделать уроки современными. Содержательные собственные презентации делают учение с увлечением. Вырос профессионализм наших учителей в проведении уроков, в развитии мотивации учения, совершенствовании обучения.
Слайд №7–10 Существуют различные типы уроков, причем разные авторы по-разному их классифицируют. Я не буду подробно на этом останавливаться. По сути же все типы являются развернутыми этапами комбинированного урока. Ну и конечно, наряду с традиционными уроками существуют и нетрадиционные уроки. Глядя в программу нашего семинара, вы можете увидеть, что мы предлагаем вашему вниманию уроки разных типов.
Слайд №11 По словам Н.Е. Щурковой: “ Современный урок – дитя современной культуры. Это урок, порожденный стремлением гуманизировать действительность, признать человека как наивысшую ценность, предоставить человеку максимум свободы для индивидуального развития, утвердить в повседневной реальности ценности достойной жизни.
Слайд 12 Основные пути совершенствования урока в современной школе разнообразные.
- Усиление целенаправленной деятельности учителя и учащихся на уроке.
- Повышение познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся.
- Оптимизация учебно-воспитательного процесса – это целенаправленный выбор наилучшего оптимального варианта построения процесса обучения, сочетания различных методов, приемов, средств обучения, ведущих к достижению целей урока.
- Интенсификация учебно-воспитательного процесса на уроке.
- Осуществление межпредметных и внутрипредметных связей.
Одна из важных задач учителя – мобилизировать учащихся на выполнение поставленных задач, достижение целей непосредственно на уроке. Вместо домашних заданий применяются различные способы фронтальной ускоренной проверки – тестовые письменные работы, программирование, перфокарты и др.
Наиболее интересное направление связано с вопросами применения на уроке методов и приемов проблемного обучения и создания проблемных ситуаций.
Качество обучения на уроке во многом определяется умениями учащихся работать с источниками знаний, учебниками. Источник – тот родник, откуда черпаются силы, знания, идеи, выводы, принципы жизни и деятельности. Это связь прошлого, настоящего и будущего. Источник – место, откуда постоянно бьет живой ключ свежей воды, он всегда полноводен, неистощим и первороден. Источник знаний в процессе урока – это наравне с учебником, письменные, а также другие вещественные, новые, разные, устные тексты.
Обучение только по учебникам давит на человека своей жесткой конструкцией, заданностью , уже доказанностью. Сейчас учебники ветхие, морально устарели, не все необходимые есть в продаже, но есть аудиокниги, ТV, ПК, Интернет. Также предусматривается самостоятельная работа учащихся с учебной и научной литературой, словарями, справочниками и энциклопедиями, таблицами, диаграммами, графиками, картами.
Важно отобрать тот материал, который служит решению поставленных задач наиболее простым доступным способом.
Чем больше учебно-познавательных действий и операций выполнено учащимися за урок, тем выше интенсивность учебного труда. Степень интенсивности учебного труда зависит от производительности использования каждой минуты урока, мастерства учителя, подготовки учащихся, организованности классного коллектива, наличия необходимого оборудования и рационального его размещения, правильного чередования труда и отдыха
В условиях интенсификации обучения учащиеся осваивают знания в основном на уроках, и отпадает необходимость заучивания дома материала. Вместо заучивания учащиеся получают возможность лучше его осмыслить и закрепить, выполнить творческие задания, вызывающие у них интерес, чувство интеллектуального удовлетворения от удачно выполненной работы.
При переходе к новому материалу ставятся задачи и вопросы для воспроизведения и последующей коррекции, опорных для усвоения нового материала знаний и практических навыков и умений. Это возможно разрешить, используя межпредметные связи. Они осуществляются с целью обобщения и систематизации широкого круга знаний, способствуют усвоению нового по различным учебным дисциплинам. Сегодня это мы покажем на наших уроках.
Технология современного урока.
Выбор технологии обучения – это сложный процесс перехода к новому, преобразования.
Сколько учителей – столько и методов обучения. Сейчас перед нами, управленцами, резко встали вопросы о характере и качестве работы:
- почему возникла необходимость обновлять технологию урока, что побудило обратиться к новшествам?
- какие противоречия и недостатки в деятельности с детьми очевидны?
- каковы причины их проявления?
- что хотелось бы изменить?
- нельзя ли исправить положение и снять противоречия? Как?
Решая эти вопросы, мы рекомендуем учителям применять в своей работе элементы новаций. Через них учитель самореализуется, проявляет творчество. Технологий много. Условно их можно разделить на 4 группы:
- Технологии программно – целевого управления познавательным процессом – это преемники опытно-практического, объяснительно-иллюстрированного обучения. Суть их – более четкая дозировка учебного материала, пооперационно-пошаговое предъявление и усвоение, контроль и оценивание, дающие возможность сделать учебный материал понятным, доступным, открытым. К ним относятся модульное обучение, программирование, УДЕ – укрупнение дидактич. единиц, проблемно-развивающее обучение Занкова, информационные технологии на базе ЭВМ.
- Технологии психического воздействия на процесс познания . В основе этих технологий лежит идея программирования не учебной деятельности, а самого мышления, чувст. Эти технологии мало разработаны, влияют на психику ребенка, применяются редко, осторожно.
- Технологии воспитания в процессе жизни . К ним относится концентрированное обучение (погружение), источниковое, дистанционное, школа диалога культур, технология арт-педагогики, системы коллективных способов обучения. Предлагается замена предметно-классной урочной системы новой системой.
- Технологии свободного (естественного) воспитания . Это школа Толстого, семейная школа, гуманно-личностное обучение по Амонашвили
Более подробно об этом на сегодняшнем педсовете.
Каждая группа технологий обучения эффективна для очень конкретных условий, ситуаций, располагает богатыми методами, приемами и средствами обучения и вариантами их применения. Важно учитывать: инновационные технологии хороши тогда, когда они не отрицают, а развивают классику. Надо помнить: ни одна технология урока, даже самая успешная, не может считаться таковой, если она ухудшает детскую нравственность и физ. здоровье. Это должно быть непреложным законом отношения учителя к выбору технологии урока. Мои коллеги в сюжет каждого урока вводят динамические паузы с музыкальным сопровождением, “мозговую гимнастику”, гимнастику для глаз, эмоциональные разрядки.
Слайд 13 (видеофрагменты) Сейчас резко обнаружилась тенденция снижения интереса школьников к занятиям. На обострение проблемы массовая практика отреагировала новыми, нестандартными уроками с целью возбудить и удержать интерес учащихся к учебному труду.
Нестандартные уроки – одно из важных средств обучения, т. к. они формируют интерес к учению, снимают напряжение, помогают формировать навыки учебной деятельности, оказывают эмоциональное воздействие на учащихся, учат их самообучению, творчеству, оригинально мыслить и самовыражаться.
Слайд 14-18 Мы умело используем многообразные типы уроков на всех ступенях образования и на разных предметах. Это ярко демонстрируют материалы предметных МО, портфолио учителей, методическая копилка лучших открытых уроков мероприятий. А внедрение новых технологий в учебный процесс – компьютеризация школ, оснащение новой техникой – позволяет придумывать новые нестандартные уроки. Нестандартные уроки тяжело, долго готовятся, но лучше запоминаются, их особенно хорошо использовать на вводных и обобщающих уроках.
Слайд 19 “Эффективность современного урока – стимул к успеху учителя и ученика”
Слайд 20 “Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции”. В.А.Сухомлинский
Слайд 21-22 “Человека невозможно ничему обучить, можно только помочь, открыть это в себе самом”. (Галилео Галилей)
Наша школа учит учиться быть востребованным в этом высококонкурентном и высокотехнологичном мире; учит умению влиться в быстро развивающееся общество.
Слайд 23-24. Приложение 2
Слайд 25 Изменение представления учителя о современном уроке.
Ученик – это субъект учебной деятельности. Разнообразие источников знаний:
слово учителя; самостоятельное наблюдение; учебные пособия; игрушки; приборы и приспособления. Структура урока динамична, присутствуют целый набор разнообразных действий и операций, Объединенных в целесообразную деятельность
Учитель поддерживает инициативу ученика в нужном направлении и обеспечивает приоритет его деятельности по отношению к собственной. Вместо цели урока на передний план выходит цель индивидуальной или коллективной деятельности обучающихся. Критерии, по которым учитель оценивает ученика определены заранее и разделяются обучающимися.
Слайд 26 Я – сторонник управления качеством, основанного на вере в людей и их хорошие качества... Если руководитель не доверяет своим подчинённым и осуществляет строгий контроль и частые проверки, он не может быть хорошим руководителем. Его управление основано на убеждении, что люди порочны по своей природе, такая система попросту не способна функционировать. ( Исикава Каору)
От повседневного совершенствования урока, осуществляемого благодаря вдумчивому анализу руководителей, зависит культура всего педагогического процесса в школе.
(В.Сухомлинский)
Примитивизм руководства – это, прежде всего, результат того, что директор не знает, что делается на уроках, в каком направлений развивается творческое мастерство учителя. Да и есть ли оно вообще в школе, это мастерство. (В.Сухомлинский)
Слайд 27 Управление уроком
Слайд 28 Эффективность урока (слайд)
Слайд 29 – Какой урок можно считать эффективным?
Эффективность урока
Критерии
- Конкретность поставленной цели и задачи
- Создание ситуации успеха
- Обучение через открытие
- Демократичность и открытость
- Результативность
- Качество учебного материала
- Формирование ключевых компетенций
- Способность ученика проектировать свою деятельность
- Разнообразие методов, приёмов
- Наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения.
- Творчество
- Педагог управляет проблемно – поисковой, творческой или исследовательской деятельностью учащегося.
Слайд 30 Современный урок – современный учитель...Учитель – какой он?
Слайд 31-33 Синквейн (нашей школы)
В рамках предметных школьных м/о организован обмен опытом не только по преподаванию конкретных предметов, но и по овладению современными приемами психолого-педагогической поддержки учащихся. Проводим круглые столы, конференции под девизом: “Лучшее от каждого МО – всему коллективу”.
Стало традицией проводить методические дни открытых уроков.
Мы понимаем, что без современных образовательных технологий не выстроить личностно – ориентированный, здоровьесберегающий образовательный процесс, поэтому на заседаниях м/о педагоги применяют и демонстрируют элементы разных современных педагогических технологий. Об этом на педсовете коллеги поделятся опытом.
В своей работе мы стремимся организовать исследовательскую, творческую деятельность учеников, опираясь при этом на здоровьесберегающие технологии.
У нас накоплен хороший УМК по данной теме. Школа заняла 3-е место в городском смотре, о чём свидетельствует наша выставка.
Профессионализм педагогов, администрации школы получает свое подтверждение на международных, республиканских и городских научно-практических конференциях, семинарах (Демьянова О.Г. 1 место – городской конкурс педчтений “Права детей в современном государстве”); Швец Л.М. – участие в международной конференции при ПГУ по проблемам преподавания математики и информатики (г. Тирасполь), участие в международном Интернет фестивале творческих работ педагогов и учащихся (г. Москва, газета “Первое сентября”). Наши учителя участвовали в разработке сборников нормативно-программного сопровождения по учебным предметам: Швец Л.М. (информатика и ИКТ, методист-инструктор), Пантелеева Л.И. (молдавский язык).
Слайд 34 Опыт работы педагогов и руководителей школы получил распространение на страницах печатных изданий как республиканского, так и международного уровня. Учителя уже четвёртый год продолжают участвовать во Всероссийском фестивале педагогических идей “Открытый урок”, проводимый Издательским домом “Первое сентября” г. Москва. С каждым годом увеличивается число участников этого фестиваля от5 до 11;
Слайд 35-36
Урок XXI века должен быть эффективным, целостным, завершенным, доведенным до логического конца, продуманным и выстроенным до мелочей.
Открытый современный урок является проблемным, уроком взаимодействия, иллюстрацией системы работы научных позиций, технологических убеждений педагога. Очень важно, чтобы мы, заместители директоров видели в уроке учителя, сочетание его профессионального опыта, безграничного творчества, современного подхода к преподаванию. Мы, управленцы образовательного процесса в школе, постоянно занимаемся вопросами организации учебного процесса, качеством образования, эффективностью проводимых уроков. Успешному решению возникающих проблем способствует большая всесторонняя работа, направленная на достижение современного качества управления, на модернизацию образования. Администрация в инновационном поиске.
Урок – это показатель качества жизни людей, возможность прогнозировать будущее.
Всегда интересно и полезно посещать уроки, кто бы их ни давал – сильный или слабый педагог, консерватор или новатор, молодой или опытный. В каждом уроке можно найти и хорошее, и плохое, а главное, поучительное для себя. Каждый урок о чем-то предупреждает, что-то советует, наталкивает на какие-то мысли, что-то неожиданно открывает.
Слайд 37 Урок жив! У некоторых учителей он распускается прямо на глазах, как бутон розы, играет всеми цветами радуги, временами свертывается до неприметного серенького макового зернышка и становится видимым только посвященным в его природу. Как захватывающе интересно зрелище настоящего хорошего урока, удовольствие видеть и открывать которое не раз доставляли наши учителя. Невольно становишься защитником этого маленького чуда-урока, длящегося всего 45 минут. Он еще не исчерпал своих возможностей, и педагоги далеко не все их открыли для себя!
Слайд 38 Все дети могут успешно учиться, если школа УМЕЕТ учить.