Урок русского языка по теме "Распознавание однокоренных слов". 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 2


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (493 кБ)


Цель: распознавание однокоренных слов.

Основные задачи:

  • закреплять знания детей о признаках однокоренных слов;
  • совершенствовать умение  планировать этапы работы по выделению групп однокоренных слов ;
  • развивать умение преобразовывать информацию из схем;
  • формировать умения самоконтроля и самооценки;
  • развивать умение наблюдать над лексическим значением слова, ставить смысловые вопросы к словам, составлять из слов предложения по заданной схеме, графически показывать основу предложения;
  • прививать интерес к русскому языку, через систему заданий.

Оборудование:

  • ноутбук
  • мультимедийный проектор
  • комплекты  для работы в парах и группах.

ХОД УРОКА

Этап урока

Выполняемое задание

Комментарий

1. Мобилизирующий этап. Минутка чистописания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Актуализация знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Формулирование темы и цели урока

 

 

 

 

 

 

4. Физиинутка

5. Упражнения в распознавании однокоренных слов.

 

 

 

 

 

 

6. Физ. Минутка

 

 

 

 

7. Упражнения в распознавании однокоренных слов.

 

 

 

 

8. Итог урока

1. Организационный момент

2. Фронтальная работа

– Ребята, с каким настроением вы приступаете к уроку?
– Чтобы улучшить настроение,  наш добрый знакомый Афанасий предлагает приоткрыть  «Маленькую дверь в большой мир», вспомнить наших добрых знакомых .
– Где мы уже с этими героями встречались?

– Давайте попробуем вспомнить авторов этих произведений?

 

 

«Книжная полка»

– О чём же нас просит Афанасий?
– Действительно, после прочтения книги нужно аккуратно расставить на полку, для удобства по алфавиту?

– Над какими умениями работали?


– Прежде, чем записать, какое правило русского языка нужно вспомнить?

Проверка и самооценка.

Минутка чистописания

– Сегодня мы будем писать букву, которая находится  в имени одного из героев и обозначает  всегда мягкий  глухой  непарный согласный звук.

Орфографическая минутка, знакомство с новым словарным словом
Магический квадрат. Работа в парах и группах. (Приложение 1)
– Найдите слова из словаря. Выделите цветом.

      л             б             е            р             ё      
p и м о з
я и м д а
б о п о  
и н а р н

– Проверьте задание в группах.

      л             б             е            р             ё      
p и м о з
я и м д а
б о п о  
и н а р н

– Какое новое слово нашли? Почему его нужно запомнить?

Запишите слова,  руководствуясь схемой.

– Какие правила прежде нужно вспомнить?

Б…
Р…
Л…
П…

– Что разного и общего в этой группе слов?

 

– Какое задание предлагает выполнить Афанасий?

Б.рёзовый
Р.биновый
Л.монный
П.мидорный

– Почему пропущены буквы?
– С помощью какой части слова образованы новые слова?

– Уже прозвучало слово «томатный», почему?
К истокам слова: (из этимологического словаря) Овощ был завезён из Америки (из Мексики)  в Европу, испанцы назвали его  – tomate. У первых, привезённых в Европу плодов томатов были мелкие, жёлтые, сияющие как солнце плоды, поэтому итальянцы их назвали «Помидоро» – золотое яблоко.
– Запись слов «томат – томатный»

– Посмотрите, ребята, синьор Помидор не доволен!
Как вы думаете почему? Можно ли эту группу слов назвать однокоренными?

– Чему будем учиться?

Учебник стр. 77, правило, д.з. упр. 122

 

«Попрыгать, поиграть…»

Работа в группах:

  • Составление алгоритма
    1. Прочитай…
    2. Вдумайся …
    3. Докажи…
    4. Запиши
    5. Выдели…
  • Работа в группах по определению однокоренных слов. Подчеркни лишнее.

Соль, солонка, солнце, соленья. Крыло, закрылки, крылышко. Грозовая, гроздь, гроздочка. Стучать, постучит, туча, застучали.

  • Запись групп слов в тетрадь

Похлопаем – потопаем:
Трава – травинка
Горький – горе
Поле – полевой
Храбрец – смельчак
Дело – делить
Левый – лев
Вода – наводние
Храбрый – мужественный
Место – местный

1. Составление предложения из лишних слов  по схеме: Что? Что сделала? Какая? Что?
Запись предложения: Солнце закрыла грозовая туча.

– Покажите графически грамматическую основу.

2. Составление слова «Помоги слову»:

Корень мой находится в «цене»,
В «осмотре» ты найди приставку мне,
Суффикс мой в «тетрадке» вы встречали,
Вся же в дневнике я и в журнале. (Оценка)

– Что учились делать?
– Понравился ли вам урок?
– Кого хотели бы поблагодарить?
– Кто из детей работал активнее всех?

Проверка готовности к уроку.

 

 


В разделе «Сказочные человечки»

Туве Янссон
Алан Милн
Алексей Толстой
Джанни Родари
Астрид Линдгрен

Самостоятельное формулирование задания учениками

Работа в парах.


– Учились работать в парах, договариваться, вспомнили алфавит.

Имена, фамилии, клички, города,
Все с заглавной буквы пишутся всегда.

Чч  Чч Чч  Ча  Чу Ча
Чиполлино
Чебурашка
Чуковский

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОМИДОР

 

Вспомнить правило записи слов.

 

 

Слова с безударной гласной, названия растений и их плодов, все отвечают на вопрос (что?) и обозначают предметы.

Образовать однокоренные слова-признаки.

 

 

Обратить внимание, что корень пишется одинаково в однокоренных словах.
Синоним – ТОМАТ

 

 

 

 

Самостоятельное формулирование задания учениками

Распознавать однокоренные слова.

 

 

 

Каждая группа получает  карточки с группами слов.