Цели: учить детей наблюдать за словами, одинаковыми по звучанию и написанию, но разными по значению; познакомить с термином «омонимы»; наблюдать за использованием слов-омонимов; развивать наблюдательность, мышление, память, речь.
Ход урока
1. Организационный момент
Мы за парты тихо сели.
Друг на друга посмотрели.
Пожелали все хорошего настроения.
2. Чистописание
– Посмотрите на слова, записанные на верхней строчке:
Комок домой колобок молоток
– Прочитайте слова и скажите, какие сочетания встречаются в этих словах? Сегодня мы будем отрабатывать правописание «оло» и «омо». Обратите внимание на соединение букв.
3. Словарная работа.
На доске записаны слова.
– Прочитайте слова, поделите их на слоги и от каждого слова возьмите только первый слог. У вас должно получиться новое слово, которое мы запишем с комментированием.
– Сокол, робот, каша – сорока;
– король, сани – коса;
– столы, лимон, царица – столица;
– картон, тина, народ – картина.
Составление слов и запись в тетрадь.
– Какие слова мы записали?
– Все ли слова являются словарными?
4. Введение в тему урока.
1) – Коса не является словарным словом. Почему?
(Можно проверить – косы. Орфограмма « Безударная гласная в корне слова».)
2) Чтение стихотворения:
В море суши полоса
Называется коса.
А у девушки коса
Цвета спелого овса.
На траве лежит роса,
Косит травушку коса.
У меня один вопрос:
Сколько есть на свете кос.
3) Объясните лексическое значение слова – коса.
По мере объяснения на доске появляются картинки: девичья коса, инструмент. Под каждой картинкой записано слово– коса.
Сравните написание слов? (Слова пишутся одинаково, но обозначают разные предметы)
– Как называются эти слова? Давайте прочитаем в учебнике.
4) Работа по учебнику.
Давайте прочитаем, как называются такие слова, которые пишутся одинаково, но имеют разное лексическое значение.
5. Первичное закрепление изученного
Послушайте стихотворение:
Под кустом ореха норка.
Проживает в норке норка.
– Какое слово омоним встретилось в стихотворении.
Показ картинок: животного и жилища.
Составьте предложение со словом норка, чтобы было понятно, о какой норке идёт речь.
Аналогично проводится работа со словом лисичка.
Запись составленных предложений с проговариванием. Обращаем внимание на правила написания безударных гласных, написанию предлогов со словами.
Подчеркните слова-омонимы.
6. Физкультминутка «Как живёшь?»
7. Закрепление изученного на уроке
1) На доске записаны слова:
Замок – замок
Стрелки – стрелки
Кружки – кружки
Мы с вами будем волшебниками. Давайте изменим слова, чтобы они обозначали разные предметы.
– Кто догадался, как это можно сделать.
Учащиеся ставят ударение в словах и объясняют их значение. Составляем предложение с этими словами.
2) Гимнастика для пальчиков «Замок»
На двери висит замок.
Кто открыть бы его смог?
Повертели, покрутили,
Постучали и замочек наш открыли!
3) Работа по учебнику.
Прочитайте первую пару предложений. Что надо сделать, чтобы стал понятен смысл слов – омонимов? (Поставить ударение)
– Спишите по 1 предложению: 1 ряд -1-е предложение; 2 ряд -2-е предложение;
3 раз – 3-е предложение.
4) Работа в группах.
На карточках записаны предложения.
У Маши длинная коса. Коси, коса, пока роса! Вдали был виден красивый замок. Мы не смогли открыть замок. На грядке рос зелёный лук. Мы с ребятами пошли на луг.
Найдите в каждой строчке слова – омонимы. В пустых строчках укажите их
сходство и различие.
После работы в группах, ученики дают свои ответы.
На доске появляется таблица:
У Маши длинная коса. Коси, коса, пока роса! Пишутся и звучат одинаково Вдали был виден красивый замок. Мы не смогли открыть замок. Пишутся одинаково, но звучат по-разному На грядке рос зелёный лук. Мы с ребятами пошли на луг. Пишутся по– разному, звучат одинаково.
6. Домашнее задание.
7. Подведение итога урока, выставление оценок.
Какие слова называются омонимами?
Работа по таблице.