Тип урока: обобщающе-повторительный, интегрированный с историей урок.
Оборудование: маршрутный лист (МЛ) в трех вариантах (варианты различаются только устным счетом – при вычислении получаются разные даты) (Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3); на доске – таблица (МЛ4); техническое оснащение урока – компьютер, проектор для демонстрации презентации, экран. Компьютерная презентация в Microsoft PowerPoint. В маршрутных листах указаны баллы, которые можно получить за решение заданий. При выставлении баллов учащийся учитывает правильность своего решения, скорость решения (самопроверка и взаимопроверка с помощью презентации). В строке «Дополнительные баллы» выставляются баллы за ответы на дополнительные вопросы, за помощь учителю в организации проверки других учащихся.
ХОД УРОКА
I. Организация начала урока
– Здравствуйте! Проверьте, пожалуйста, наличие раздаточного материала у вас на парте (маршрутный лист), а также свою готовность к уроку.
II. Сообщение темы , цели и задач урока
– Сегодня урок связан с историей нашей Родины. Каким образом – вы узнаете в течение урока. А тема урока: «Действия с натуральными числами».
Какие цели поставим на сегодняшний урок? (Обсудите с соседом, какие понятия необходимо повторить, чтобы плодотворно работать на уроке)
– повторить все действия с числами;
– сложение (компоненты и свойства);
– вычитание (компоненты и свойства);
– умножение (компоненты и свойства);
– деление (компоненты и свойства);
– степень числа (компоненты и свойства);
– способы упрощения выражений;
– распределительное свойство;
– вынесение общего множителя за скобки;
– применение свойств умножения;
– решение уравнений;
– использование способов упрощения выражений и
свойств действий с числами.
Какие свойства чаще всего используются при упрощении выражений:
– распределительное свойство умножения
(вынесение общего множителя за скобки);
– сочетательные свойства умножения и сложения;
– свойства вычитания числа из суммы и суммы из
числа.
I вариант – сформулируйте распределительное
свойство умножения и правило вычитания суммы и
числа;
II вариант – вынесение общего множителя за скобки
и правило вычитания числа из суммы (проговор).
III. Актуализация знаний учащихся. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности на основном этапе урока
– Начнем с устного счета. Выполните действия по вариантам и запишите получившиеся числа на первой странице маршрутного листа в соответствии с вашим вариантом. МЛ2
I вариант |
II вариант |
III вариант |
1. 3 · 237 – 236 · 3 = 2. 18 · 2 – 3 · 12 = 3. 82 – 43 = 4. 62 : 22 = 5. 103 – 999 = 6. 3 · 2000 – 1997 · 3 = 7. 300 : 75 = 8. 111 = |
1. 4 · 12–16 · 3 = 2. 174 · 5 – 173 · 5 = 3. 53 – 124 = 4. 102 : 50 = 5. 32 – 23 = 6. 3 · 1000 – 997 · 3 = 7. 500 : 125 = 8. 110 = |
1. 2 · 394–393 · 2 = 2. 21 · 2 – 7 · 6 = 3. 92 – 34 = 4. 102 : 52 = 5. 33 – 26 = 6. 3 · 3000 – 2997 · 3 = 7. 600 : 150 = 8. 21 = |
СЛАЙД 2
– Получили 3 даты. Кто знает, что
объединяет эти даты?
– Битва за Москву. СЛАЙД 3
– Сегодня мы вспомним героический подвиг
советских людей. 22 июня 1941 фашистская Германия
под руководством Гитлера вероломно напала на
Советский Союз.
– Обратим внимание на первую дату 30.09.1941.Что
она означает?
– Наступление немцев на Москву СЛАЙД 4
– Немецкое командование рассчитывало на
непродолжительную войну. В первую очередь
планировался захват Москвы. Но сопротивление
советских войск помешало его выполнению. В
частности, битва за Смоленск задержала
наступление на 2 месяца. Битвы за Ленинград и за
Киев также оттянули часть сил немецкой армии,
предназначенных для наступления на Москву.
Таким образом, наступление на Москву началось
только 30 сентября. Целью являлся захват Москвы до
наступления холодов. Для этого был разработан
специальный план. Как он назывался, вы узнаете,
решив уравнения в п.3 маршрутного листа
(устно): МЛ3
3. | Решите уравнения: (Ф) 65 : х =
5; (У) а + 49 = 101; (Т)
b – 27 = 27;
|
СЛАЙД 5
План «Тайфун» состоял в следующем: «Город
должен быть окружен так, чтобы ни один русский
солдат, ни один его житель – будь то мужчина,
женщина или ребенок – не мог его покинуть, чтобы
Москва и ее окрестности были затоплены водой.
Там, где сегодня стоит Москва, должно возникнуть
огромное море, которое навсегда скроет от
цивилизованного мира столицу русского народа…»
– Какие цифры отсутствуют в ответах?
– 0 и 7
– Как связаны эти цифры с событиями, о которых мы
говорим?
– 70 лет Битве под Москвой
IV. Основной этап работы
– Оборона Москвы началась 30 сентября 1941
года. Немцы бросили все силы на захват нашей
столицы. Но советские войска стояли насмерть.
СЛАЙД 6
Выполнив следующие задания МЛ4, вы
узнаете соотношение сил немецкой армии и
советских войск. Решите три любых задания
(правильно оцените свои силы). ПРОВЕРКА НА
МАГНИТНОЙ ДОСКЕ (таблица, которую заполняют
учащиеся по мере решения заданий).
Найдите значение выражения:
1. 102х = _______________________________________;
а) если х = 140: _________________________________;
б) если х = 76: _________________________________;
2. 80 · у · 125 = _________________________________;
а) если у = 180: _________________________________;
б) если у = 125: _________________________________;
3. 15k – 6k + k = ________________________________;
а) если k = 170: _________________________________;
б) если k = 99: _________________________________;
4. 4х + 12у + 6х + у = ____________________________;
если х = 100, у = 30: ___________________________;
5. 12a + b – 6a + 6b = ___________________________;
если х = 100, у = 11: ____________________________.
Соотношение сил | ||
Немецкая армия | Советские войска | |
войска | 1а). 180000 | 1б). 125000 |
орудия | 2а). 14000 | 2б). 7600 |
танки | 3а). 1700 | 3б). 990 |
самолеты | 4. 1390 | 5. 677 |
– Какой вывод можно сделать, глядя на эту
таблицу?
– Силы были неравны. Силы противника
превосходили силы наших войск.
– На сколько больше танков было у немецких войск?
(710)
– На сколько меньше было самолетов у нашей армии?
(713).
– Но Москву защищали не только бойцы Красной армии. СЛАЙД 7 Москвичи – в основном это были дети и старики – сооружали баррикады, устанавливали противотанковые ежи, проволочные заграждения. Решите любое из предложенных уравнений.
1. 43х – 249 = 181;
Ответ: 11 км баррикад
2. (у + 808) : 16 = 52;
Ответ: 24 тыс. противотанковых ежей
3. 3735 : х – 34 = 49;
Ответ: 45 км проволочных ограждений.
– Москвичи, как могли, отстаивали свой город.
Каждую ночь фашисты совершали авианалет на
город. СЛАЙД 8 Но небо стойко охраняли
советские летчики. У немецких летчиков был
приказ: не приближаться в воздухе к советским
самолетам ближе, чем на 100 м. Как вы думаете
почему?
– Из-за таранов
За годы войны было совершено более 600 таранов.
Больше половины из них были совершены в 1941 – 1942
гг. Одним из первых, совершившим таран, в том
числе, ночной, был советский летчик, именем
которого названа улица в Москве.
Вы узнаете его имя, выполнив следующее задания,
используя свойства действий. МЛ6
Вычислите удобным способом:
(А) 125 ·14 · 8 = ________________________________;
(И) 4 · 49 · 250 = _______________________________;
(Л) 20 · 91 · 250 = ______________________________;
(Н) 1975 + 549 + 1025 + 1451 + 600 =_______________;
(Т) 18959 – (4600 + 5959) = ______________________;
(Х) (1111 + 430) – 911 = _________________________;
СЛАЙД 9
Т | А | Л | А | Л | И | Х | И | Н |
8400 | 14000 | 91000 | 14000 | 91000 | 49000 | 630 | 49000 | 5600 |
СЛАЙД 10 Виктор Талалихин погиб в неравном
бою 27 октября 1941 г. А 28 октября 1941 года ему
присвоено звание Героя Советского Союза.
Немцы не ожидали такого отпора. Операция
«Тайфун» была провалена. СЛАЙД 11
7 ноября 1941 на Красной площади состоялся
традиционный парад советских войск. Прямо с
Красной площади бойцы уходили на фронт.
Но враг наступал. Вокруг Москвы шли ожесточенные
бои. СЛАЙД12 Советские солдаты стояли
насмерть. И об одном из подвигов вы узнаете,
выполнив следующее задание. МЛ7
Продолжите ряд чисел:
1. 1; 3; 5; _____; 9; …
2. 1; 7; 14; _____; 56; …
3. 1; 4; 9; _____; 25;…
4. 1; 2; 4; 7; _____; 16; …
5. 1; 3; 6; 8; 16; ____; 36; …
6. 1; 5; 20; 16; ____; 8; …
СЛАЙД 13
Заполните пропуски в тексте, используя МЛ7.
СЛАЙД 14
28
бойцов из дивизии Ивана
Панфилова
16
11 1941 года
в 7
км от г. Волоколамска у железнодорожного
разъезда Дубосеково
в 4
– часовом бою
подбили 18
танков противника, не пропустив
врага!
«Велика Россия, а отступать некуда: позади
Москва!», – эти слова, облетевшие весь фронт,
произнес политрук Василий Клочков,
возглавлявший бойцов-панфиловцев. В честь их
подвига был установлен памятник у
железнодорожного разъезда Дубосеково. СЛАЙД 15
Им всем присвоено звание Героя Советского
Союза. Кроме этого, их подвиг был увековечен в
песне. Кто знает в какой?
– Гимн Москвы.
«Мы запомним суровую осень,
Скрежет танков и отблеск штыков,
И в сердцах будут жить двадцать восемь
Самых храбрых твоих сынов!»
– Теперь вернемся ко второй дате 05.12.1941.
СЛАЙД 16
– Советские войска перешли в контрнаступление и
начался второй этап обороны Москвы –
наступательный. Это была первая крупная победа
советских войск, и миф о непобедимости немецкой
армии был разрушен. И продолжался этот этап до
20.04.1942 г СЛАЙД 17 (третья дата).
20.04.1942 года ознаменовалось разгромом
немецко-фашистских войск под Москвой. Так
закончилась оборона Москвы. Но до Победы было еще
почти 4 года.
Узнать, сколько дней продолжалась оборона
Москвы, вам поможет Волшебный квадрат. СЛАЙД 18
– Выберете четыре любых числа, при условии, что
они не должны располагаться в одной строке и в
одном столбце (числа должны быть разных цветов и
не в одной строке, и сложите их.)
60 | 70 | 33 | 117 |
30 | 40 | 3 | 87 |
45 | 55 | 18 | 102 |
28 | 38 | 1 | 85 |
203 дня длилась оборона Москвы. В этой гигантской битве с обеих сторон участвовало более 7000000 человек.
V. Подведение итогов урока
СЛАЙД 19
– Когда началась оборона Москвы?
– Как назывался план захвата Москвы?
– Когда произошел переломный этап в ходе обороны
Москвы?
– Как звали Героя Советского Союза, первым
совершившим ночной таран?
– Как москвичи помогали оборонять свой город?
– Сколько дней длилась оборона Москвы?
– Когда закончилась оборона Москвы?
СЛАЙД 20
– Какие свойства действий с числами помогли
вам на уроке?
– Подсчитайте количество баллов, которые вы
заработали на уроке и выставите оценку.
– Спасибо за урок! До свидания!
Литература: «К 60-летию Великой Победы», методическое пособие по проведению урока. МИОО, 2004.