Стратегическая задача модернизации российской образовательной системы – воспитание самостоятельных, инициативных и ответственных молодых людей, способных ориентироваться в меняющихся социально – экономических условиях, быстро и правильно находить своё место в обществе. ”[12, с. 315]. У детей XXI века мы обязаны воспитать привычку к переменам, научить их быстро реагировать на смену условий. Характерно, что тяга к новизне, по утверждению нейро – психологов, свойственна именно младшему школьнику. У детей этого возраста ведущим является правое полушарие, отвечающее за эмоциональное образное восприятие, мышление. “Человек правополушарного типа – исследователь”. Актуальность поднятой проблемы вызвана потребностью психологов, педагогов, родителей в совершенствовании методов психолого-педагогического воздействия на формирующуюся личность ребенка с целью развития интеллектуальных, коммуникативных и творческих способностей.
Игровая технология – самая актуальная для учителя начальной школы, так как в первых и вторых классах происходит плавный переход от игровой деятельности – к учебной. По мнению исследователей, при всей многофункциональности игрового танца, он пассивно используется в системе воспитания и образования. Значение танца не редко ограничивается видом искусства в формах художественной самодеятельности и профессионального театра, что отражает узкий подход к социальному феномену танца. В репертуарных сборниках детских танцев основное внимание уделяется описанию бальных и сценических танцев, их композиции, лексике, музыке и костюмам. За редким исключением психолого-педагогические приемы и способы, то есть, пути оптимальной целесообразности разучивания танцев с детьми остаются без объяснений. [14, с.14]
А.С. Фомин, автор оригинальной системно– классификационной теории танца, предлагает введение игрового танца в образовательный процесс начальной школы. Он утверждает, что систематическое введение в общеобразовательные знания танц – минуток делает их эмоционально насыщенными, способствует устранению гиподинамии и гипокинезии, положительно сказывается на улучшении интеллектуальной деятельности детей. Введение развивающих и тренирующих эмоциональных, физических нагрузок особенно значимо сейчас как для детей, так и для педагогов в связи с уменьшением объема двигательной активности и падением её качественных характеристик. Игровой танец, как чувственный язык тела, способствует развитию детского интеллекта (логического и эмоционального), социализации (доверительность, раскрепощенность, общительность, личностный рост). [10, с.67]
Образовательные результаты игрового танца в педагогическом процессе многогранны. Игровой танец адекватен природе дошкольного и младшего школьного возраста, для этого возраста игра и движение является важнейшими условиями жизнедеятельности и развития детей. Введение в образовательно-воспитательный процесс игрового танца способствует развитию активности личности младших школьников, эстетической развитости, проявлению художественно – творческих способностей.
Танец создает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно.
Игровой танец” – это танец в широком смысле понимания представляет собой вид творческой деятельности, предназначенный для игрового воздействия на самого исполнителя и зрелищного эффекта, достигаемого путем ритмической смены поз и па, имитации жестов, служащих образным языком, способным выражать эмоциональное состояние человека. Танец охватывает более широкую сферу социальной жизни, чем “эстетическое искусство”.[13,с.128]. Исследуя различные определения понятия “танец”, наиболее перспективная с точки зрения педагогических инноваций, представляется нам классификация танца А.С Фомина. Танец рассматривается им по системной классификации, как культура, в его широком многофункциональном разнообразии. А.С. Фомин предлагает структуру танца, в которой заложены основания для его дальнейшего развития с учетом специальных направлений: общеразвивающих, коррекционных, хореографических, спортивных и других. Чем отличается игровой танец от зрелищного? Игровой танец, по мнению А.С Фомина, относится к более широкой среде жизнедеятельности, чем хореографический. Если игровой танец охватывает сферу культуры, то зрелищный танец относится преимущественно к искусству. В отличие от зрелищного танца, где обычно доминирует жестко заданная форма, игровой танец доступен каждому человеку, так как предназначен для игрового воздействия на самого исполнителя. В первую очередь он выполняет функциональную роль с выходом в психофизическую и социальную организацию, коррекцию личности и для решения ряда личностных и социальных проблем человека.[14, c.55]
Игровой танец требует от педагога определенных средств и технологий, реализующих детскую инициативу, но в первую очередь, открытости и честности. Игровой танец позволяет педагогу в совместной деятельности с ребенком расширить предшествующий собственный опыт и применить к условиям настоящей действительности. Игровой танец в дошкольном и школьном детстве, как правило, исходит из особенностей развития детей и направлен на психофизическое формирование личности, знакомство с окружающим социо – культурным миром. В игровом танце, в отличие от театрального, хореографического танца, происходит замена жестких формальных знаний на формирующие знания и поддерживающие знания.
Игровой танец практически доступен каждому, в то время как исполнителям “эстетического” танца предъявляют особые требования, которым не все, желающие танцевать, могут соответствовать. По аналогии, как физическая культура и игровой танец, в целом направлены на физическое развитие и совершенствование природы человека, спорт и хореография – это их узкие области для достижения особой результативности.
Активность личности [от лат. activus — деятельный] — форма проявления активности, выражающаяся в волевых актах и личностном самоопределении и обусловленная представлением о себе самом как о "субъекте — причине" того, что происходит и должно происходить в окружающем мире.[2] В современной социальной психологии проблема личностной активности получила наиболее детальное освещение в рамках теории спонтанности. Под спонтанностью понимается адекватная реакция индивида на новую для него ситуацию и новая, креативная реакция на старую, привычную ситуацию. По сути дела, речь идет именно о способности индивида воспринимать себя как субъекта. Глубокие изменения, происходящие в психологическом облике младшего школьника, свидетельствуют о широких возможностях развития ребёнка на данном возрастном этапе. В течение этого периода на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребёнка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего собственный опыт действования в этом мире. [10]
Уроки игрового танца, предоставляют детям широкую свободу личностного выбора действий. Чтобы каждый ребенок имел возможность самореализации, необходима определенная организация занятий, в которых дети разного психофизического склада получают равные условия самовыражения.
Таким образом, игровой танец является средством обретения ребёнком собственной культуры и социального опыта им созданной в субъект – субъектной творческой деятельности с педагогом, следовательно, способствует активности личности младшего школьника.
Игровой танец близок к новаторским трактовкам образования (И.Я. Лернер, Г.П. Щедровицкий, М.П. Щетинин), т.к. включает само творчество личностно – созидательного развития. Для игрового танца характерна телесная импровизация. Учащиеся в этом процессе получают эмоциональное и психофизическое удовлетворение. В социальном плане важно включение в партнерские отношения со своими сверстниками. В педагогике игровой танец направлен на освоение социально – значимых норм поведения, принятых обществом. В современной практике школьного образования игровой танец вступает в противоречие с позициями учителей, жестко ориентированными на конкретное обучение. Пространство игрового танца требует отказа от традиционных технологий, обеспечивает реализацию детской инициативы.
Игровой танец по своей природе требует гибкого и пластичного общения учителя с детьми. Учитель должен поддерживать инициативу учащихся. Используя интуитивные побуждения детей, игровой танец обеспечивает развитие активности личности ребенка. [12, с. 34]
Литература:
- Бурцева, Г.А. Технология профессионального обучения педагога-хореографа в контексте инновационной деятельности / Г.В. Бурцева. – Барнаул: Изд-во АлтГАКИ, 2006. – 315с.
- Большая советская энциклопедия; 30т. – М., Просвещение, 1970 – 1978.
- Кукушин, В.С. Общие основы педагогики./В.С. Кукушкин. – М.: Просвещение, 1996. – 25 с
- Лисицкая, Т.С. Ритм + пластика/ Т.С. Лисицкая. – М., 2006. – 85с.
- Немецкий, Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания./ Б.М.Немецкий. – М.: Искусство, 1987. – 43с.
- Полонский В.М. Научно– педагогическая информация/ В.М Полонский. – М.: Новая Школа, 1995. – 55с.
- Подласый, И.П. Педагогика: уч. для пед. ВУЗов/И.П. Подласый. – М.: Просвещение, 1996. – 432 с.
- Пидкосистый, В.А. Педагогика, Учебное пособие для студентов пед. Вузов и пед. Колледжей/ В.А. Пидкосистый. – М.:Педагогическое общество “Россия”, 2005. – 608 с.
- Резникова, З.П. Встаньте, дети, встаньте в круг: Сб. танцев для детей/ З.П. Резникова. – М.: Искусство, 1976.– 112с.
- Сластенин, В.А. Педагогика/ В.А. Сластенин. – М.: Школа – Пресс, 2000. – 67 с.
- Соколовский Ю.В Основы педагогики бальной хореографии: Учебное пособие /Ю.В. Соколовский. – М., 1976. – 157с.
- Тхосов, А.Ш. Телесность человека в контексте культурно – исторического подхода/ А.Ш. Тхосов // Психология. – 2002. №4. – с.34 – 41.
- Танцы для детей/ Сост. Л.Н Алексеева. – М., 2000. – 128 с.
- Фомин, А.С. Танец в системе образования и воспитания/А.С. Фомин. – Новосибирск, 2005. – 238 с.