Пояснительная записка
1. Категории учащихся.
Данный курс предназначен для учащихся 9 классов, интересующихся геометрией. Курс рассчитан на 17 часов и позволяет учащимся ответить на вопрос “Могу ли я и хочу ли углублено изучать математику?”. Данный курс освещает намеченные, но не проработанные в общем курсе школьной геометрии вопросы.
Курс предполагает развитие математического мышления у учащихся через решение разнообразных задач, трудность которых заключается в нестандартном подходе. Это позволит формировать умения и навыки по решению задач на комбинацию нескольких геометрических фигур.
Такие навыки необходимы для успешного изучения курса стереометрии в 10–11кл; для подготовки к ЕГЭ и поступлению в ВУЗ.
Усвоение предметного содержания курса и сам процесс изучения его становятся средствами, которые обеспечивают переход от обучения к самообразованию.
2. Цели курса.
А) Расширить возможности учащихся к адаптации в
современном мире.
Б) Формировать у учащихся понимания роли
математических знаний как инструмента,
позволяющего выбрать лучший вариант действий из
многих возможных.
В) Развивать интерес учащихся к изучению
геометрии.
Г) Углубить и расширить базовые знания учащихся
по геометрии.
3. Задачи курса.
А) Расширить научный кругозор учащихся.
Б) Обучить учащихся решению учебных и жизненных
проблем, способам анализа информации.
В) Развивать логическое и творческое мышление
учащихся.
Г) Развивать у учащихся навыки организации
умственного труда и самообразования.
Д) Увеличить объём знаний по геометрии.
4. Формы и методы преподавания.
Основной формой обучения в рамках данного курса является поисково-исследовательская деятельность. При проведении занятий могут применяться традиционные формы организации учебной деятельности, такие как лекция и семинар. На первом месте такие организационные формы как выступление с докладом, дискуссия, различные формы индивидуальной и групповой деятельности учащихся.
5. Организация и проведение аттестации учащихся.
Чтобы проследить динамику усвоения учащимися материала необходимо иметь объективную информацию об уровне знаний и умений.
Однако особенность материала, составляющего данный курс, такова, что проведение аудиторных письменных работ не целесообразно.
Вместо самостоятельных работ учащимся предлагаются индивидуальные домашние задания, доклады в дополнение к лекционному выступлению учителя, домашние контрольные работы.
Также будет осуществляться текущий контроль (беседы с учащимися по изученным темам, активность и качество работы ученика на занятиях).
6. Предпологаемые результаты изучения курса.
В ходе изучения данного курса школьники получают:
А) Навыки решения задач повышенной сложности.
Б) Навыки самообразования.
В) Умение анализировать и выбирать оптимальный
метод решения.
7. Структура программы.
Курсу отводится 1 час в неделю в течение 0,5 года,
всего 17 часов.
Программа курса имеет блочную структуру.
Название изучаемой темы |
Количество часов |
1. Замечательные точки и линии в треугольниках. | 2 |
2. Прямоугольный треугольник. | 1 |
3. Площадь треугольника. | 2 |
4. Подобие треугольников. | 2 |
5. Метрические соотношения в треугольнике и круге. | 1 |
6. Окружность. Свойство хорд, секущих и касательных. | 2 |
7. Четырёхугольники. Теорема Птолемея. | 2 |
8. Задачи на построение треугольников, четырёхугольников. | 3 |
9. Урок-зачёт по решению планиметрических задач. | 2 |
Всего: | 17 |
Основное содержание курса.
Блок 1. Замечательные точки и линии в треугольниках.
Вопросы к уроку:
- Свойства медианы, биссектрисы, высоты в треугольнике.
- Формулы, связывающие длину медианы, биссектрисы со сторонами треугольника.
- Радиус вписанной и описанной окружности.
Индивидуальное задание:
Доказать справедливость формулы: 1/ha+1/hb+1/hc=1/r,
где r – радиус круга, вписанного в данный
треугольник, а ha, hb, hc – его высоты.
Групповые задания:
- Если две биссектрисы углов треугольника равны, то треугольник равнобедренный.
- Доказать, что во всяком треугольнике биссектриса лежит между медианой и высотой, проведенными из той же вершины.
Блок 2. Прямоугольный треугольник.
Сообщения учащихся:
- Признаки равенства прямоугольных треугольников.
- Признаки подобия прямоугольных треугольников.
- Расположение центров вписанной и описанной окружности в прямоугольном треугольнике.
- Свойство медианы, проведённой к гипотенузе.
Групповые задания:
- В прямоугольном треугольнике точка касания вписанной окружности делит гипотенузу на отрезки 5см и12см. Найти катеты треугольника.
- В прямоугольный треугольник с катетами a и b вписан квадрат, имеющий с треугольником общий прямой угол. Найдите периметр квадрата.
Блок 3. Площадь треугольника.
Вопросы к уроку:
- Основные формулы площади треугольника.
- Формула Герона.
- Формулы площади треугольника через радиус вписанной и описанной окружности.
Сообщения учащихся:
- Понятие о равновеликих фигурах (треугольниках).
- Расположение центра вписанной и описанной окружностей в различных треугольниках (остроугольном, тупоугольном, прямоугольном, равностороннем, произвольном).
Групповые задания:
- Доказать, что для всякой точки внутри треугольника справедливо равенство где h-расстояние этой точки до соответствующей стороны.
- В треугольнике ABC медиана AM перпендикулярна медиане BN. Найти площадь треугольника ABC, если AM=m, BN=n.
Блок 4. Подобие треугольников.
Сообщения учащихся:
- Признаки подобия треугольников.
- Подобие фигур произвольной формы.
Индивидуальное задание:
В треугольнике ABC проведены высоты AD и BE. Доказать, что треугольник ABC подобен треугольнику DEC.
Групповые задания:
- Три окружности касаются попарно внешним образом. Две окружности имеют радиусы, равные 3, а одна 1. Найти площадь треугольника ABC, если A,B,C – точки касания.
- Боковая высота равнобедренного треугольника делит его площадь в отношении 1 к
- Определить меньшую из площадей, если основание треугольника 48.
Блок 5. Метрические соотношения в треугольнике и круге.
Сообщения учащихся: Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике.
Индивидуальное задание: Две окружности радиусов R и r касаются внешним образом в точке K, а их общая внешняя касательная касается окружностей в точках A и B. Определить стороны треугольника ABK.
Блок 6. Окружность. Свойства хорд, секущих и касательных.
Сообщения учащихся:
1. Углы, измеряемые с помощью дуг окружности:
а) вписанный угол;
б) углы с вершинами внутри круга;
в) углы с вершинами вне круга;
г) угол, образованный касательной и хордой.
2. Свойство секущей и касательной.
3. Свойство пересекающихся хорд.
Блок 7. Четырёхугольники. Теорема Птолемея.
Сообщения учащихся:
- Основные сведения о четырёхугольниках. Выпуклые и невыпуклые четырёхугольники.
- Вписанные и описанные четырёхугольники.
Вопросы к уроку:
- Формулы площади четырёхугольника.
- Теорема Птолемея.
Индивидуальное задание:
На гипотенузе прямоугольного треугольника с катетами 3см и 4см построен квадрат, причём центр квадрата и вершина прямого угла лежат по разные стороны от гипотенузы. Найдите расстояние от центра квадрата до вершины прямого угла.
Блок 8. Задачи на построение треугольников и четырехугольников.
Индивидуальное задание:
Вписать в данную окружность трапецию по её высоте и боковой стороне.
Групповые задания:
- Построить треугольник по двум сторонам и биссектрисе угла, заключённого между ними.
- Построить треугольник по высоте и двум медианам, проведенным из других вершин.
Блок 9. Урок-зачёт по решению планиметрических задач.
Оценка:
Вариант 1<3> – 7 баллов.
<4> – 8–10 баллов.
<5> – 11–13 баллов.
1. Около окружности с диаметром 15дм описана равнобедренная трапеция с боковой стороной 17дм. Найти основания трапеции. (3 балла)
Ответ: 9дм, 25дм.
2. В равнобедренном треугольнике с боковой стороной 4см, проведена медиана боковой стороны. Найти основание треугольника, если длина медианы равна 3см. (4 балла)
Ответ:
3. Из точки А, не лежащей на окружности, проведены к ней касательная и секущая. Расстояние от точки А до точки касания равно 16см, а расстояние от точки А до одной из точек пересечения секущей с окружностью равно 32см. Найти радиус окружности, если секущая удалена от её центра на 5см. (5 баллов)
Ответ: 13см.
4. Площадь прямоугольника , а величина одного из углов образованного диагоналями равна . Найти стороны прямоугольника. (4 балла)
Ответ: и .
5. Две окружности касаются внешним образом, их радиусы относятся как 3:1, а длина их общей внешней касательной равна . Определить периметр фигуры, образованной внешними касательными и внешними частями окружностей. (7 баллов)
Ответ: .
Вариант 21. Дана точка Р, удалённая на 7см от центра окружности с радиусом 11см. Через эту точку проведена хорда длиной 18см. Каковы длины отрезков, на которые делится хорда точкой Р? (3 балла)
Ответ: 12см и 6см.
2. Прямые, содержащие боковые стороны равнобочной трапеции пересекаются под прямым углом. Найти длины всех сторон трапеции, если её площадь равна , а длина высоты равна 2см. (4 балла)
Ответ: 4; 8; ;.
3. Точка на гипотенузе, равноудалённая от обоих катетов делит гипотенузу на отрезки длиной 30см и 40см. Найти катеты треугольника. (5 баллов)
Ответ: 42см и 56см.
4. В равнобедренном треугольнике основание и боковая сторона равны соответственно 5см и 20см. Найти биссектрису угла при основании треугольника. (4 балла)
Ответ: 6см.
5. Внутри прямого угла дана точка М, расстояния которой от стороны угла равны 4см и 8см. Прямая, проходящая через точку М отсекает от прямого угла треугольник с площадью . Найти катеты треугольника. (7 баллов)
Ответ: 20 и 10 или 5 и 40.
Вариант 31. Хорда окружности равна 10см. Через один конец хорды проведена касательная к окружности, а через другой – секущая, параллельная касательной. Определить радиус окружности, если внутренний отрезок секущей равен 12см. (4 балла)
Ответ: 6,25см.
2. Площадь равнобочной трапеции, описанной около круга равна S. Определить радиус этого круга, если угол при основании трапеции равен . (4 балла)
Ответ: .
3. Найти радиус окружности, описанной около прямоугольного треугольника, если радиус окружности, вписанной в этот треугольник, равен 3см, а меньший катет 10см. (5 баллов)
Ответ: .
4. Найти площадь равнобедренного треугольника с углом , если радиус вписанного угла равен см. (4 балла)
Ответ: .
5. Основания трапеции 4см, 16см. Найти радиусы окружностей, вписанной в трапецию и описанной около неё, если известно, что эти окружности существуют. (7 баллов)
Ответ: 4 и .
Вариант 41. В окружности, вписанной в равнобедренный треугольник с основанием 12см. и высотой 8см., проведена касательная, параллельная основанию. Найти длину отрезка этой касательной, заключённой между сторонами треугольника. (4 балла)
Ответ: 3см.
2. Из одной точки проведены к окружности две касательные. Длина каждой касательной 12см., а расстояние между точками касания 14,4см. Определить радиус окружности. (4 балла)
Ответ: 9см.
3. Один из углов трапеции равен , а прямые, содержащие боковые стороны трапеции, пересекаются под прямым углом. Найти длину меньшей боковой стороны трапеции, если ее средняя линия равна 10см., а одно из оснований – 8см. (3 балла)
Ответ: 3см.
4. Площадь равнобочной трапеции, описанной около круга равна S. Определить боковую сторону трапеции, если угол при основании равен . (5 баллов)
Ответ:
5. Около круга радиуса 3см. описан равнобедренный треугольник с острым углом . Определить стороны треугольника. (7 баллов)
Ответ: ; .
Вариант 51. В треугольнике основание равно 12см., один из углов при основании равен , сторона, лежащая против этого угла равна 28см. Определить третью сторону. (4 балла)
Ответ: 20см.
2. Один из катетов прямоугольного треугольника равен 15см. а радиус окружности, вписанной в этот треугольник, равен 3см. Найти площадь этого треугольника. (4 балла)
Ответ: .
3. Основания трапеции равны a и b. Углы при большем основании равны и . Найти площадь трапеции. (3 балла)
Ответ: .
4. Стороны треугольника равны 13см, 14см и 15см. Найти отношение площадей описанного и вписанного в этот треугольник кругов. (5 баллов)
Ответ: .
5. Из одной точки окружности проведены две хорды длиной 10см. и 12см. Найти радиус окружности, если расстояние от середины меньшей хорды до большей хорды равно 4см. (7 баллов)
Ответ: 6,25.
Вариант 61. Вычислить площадь трапеции, параллельные стороны которой содержат 16см. и 44см. а непараллельные 17см. и 25см. (3 балла)
Ответ: .
2. Стороны треугольника пропорциональны числам 3, 4 и 5. Найти отношение площадей вписанного и описанного кругов. (4 балла)
Ответ: .
3. Найти биссектрисы острых углов прямоугольного треугольника с катетами 24см. и 18см. (4 балла)
Ответ: и см.
4. В окружности с центром в точке O проведена хорда AB, пересекающая диаметр в точке M и составляющая с диаметром угол, равный . Найти OM если АМ=10см., ВМ=4см. (5 баллов)
Ответ: 6см.
5. Перпендикуляр, проведённый из вершины параллелограмма к его диагонали, делит эту диагональ на отрезки длинной 6см. и 15см. Разность длин сторон параллелограмма равна 7см. Найти длины сторон параллелограмма и его диагональ. (7 баллов)
Ответ: 10см.; 17см.; 21см. и см.
Литература
Санина Е.И. Обобщающее повторение
геометрии. Тула, 2000.