Цели:
- знакомство учащихся с термином “однородные члены предложения”;
- развитие речи и умения распознавать в предложении однородные члены;
- воспитание интереса к русскому языку.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Минутка чистописания.
– Внимательно посмотрите на данную запись:
– Правильно сформулировав и выполнив задание, вы определите тему минутки чистописания.
(К словам левого столбика надо подобрать синонимы, оканчивающиеся на букву Ч: доктор – врач, рев – плач, зов – клич, ураган – смерч. Во всех словах правого столбика имеется согласная Ч. Значит, сегодня на минутке чистописания мы будем писать букву Ч).
– Согласную Ч мы напишем с буквами, которые являются непроверяемыми безударными гласными в данных словах. Какие это буквы?
(Это буквы О и А. Буква О – непроверяемая безударная гласная в слове доктор. Буква А – непроверяемая безударная гласная в слове ураган).
– Какие еще орфограммы можете назвать в этих словах?
(Правописание парных согласных на конце слов рев и зов. Проверочные слова реветь, звать. Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих. В словах врач, плач, клич, смерч мягкий знак не пишется, так как это имена существительные мужского рода.)
– Какие цепочки из этих букв можно составить?
чао оач ачо чоа оча
3. Работа над темой урока.
На доске запись:
.Однородные члены предложения
– Прочитайте название темы, которую мы начинаем изучать.
– Чему вы должны научиться, что нового узнать?
(– узнать какие члены предложения называются
однородными,
– узнать с какой целью мы их употребляем в речи,
– научиться узнавать однородные члены в
предложениях).
– А еще мы познакомимся с новым словарным словом и продолжим работу над развитием речи.
4. Словарно-орфографическая работа.
– Для того, чтобы вы смогли назвать новое слово из словаря, вам нужно выполнить мое задание. Посмотрите на геометрические фигуры, изображенные на доске.
– Каждая фигура содержит определенную букву. Запомните фигуры и буквы в каждой из них.
– Теперь я буду показывать геометрические фигуры в другой последовательности и без букв, а вы должны вспомнить, какие буквы были изображены на каждой из них, и соединить их между собой.
– Какое слово у вас получилось?
(Получилось слово КОМБАЙН.)
– Что такое КОМБАЙН?
(Это хлебоуборочная машина.)
– Слово пришло к нам из английского языка. Слова комбинировать, комбинация, комбинезон происходят от латинского “комбинарэ”: “ком” – “вместе”, “бинарэ” – “соединять”. Их общая основа “комбин” в английском произношении звучит как КОМБАЙН. так англичане и назвали сложную сельскохозяйственную машину, соединяющую жнейку, соломовязку и молотилку.
5. Изучение нового материала.
– Составьте предложение с новым словарным словом.
(На полях работают комбайны.)
– Какие еще машины работают на полях?
(На полях работают тракторы.)
– Мы составили два предложения. А можно ли это же сказать одним предложением?
(На полях работают тракторы и комбайны.)
– Запишите его в тетрадь. Найдите грамматическую основу. Сколько подлежащих в данном предложении? На какие вопросы они отвечают? Сколько сказуемых? С каким словом связаны подлежащие? С какой целью употреблены сразу несколько подлежащих?
(Во избежание повторов.)
– Составьте предложение о том, какую работу выполняют тракторы в поле.
(Тракторы пашут, боронят и сеют.)
– Запишите его в тетрадь. Найдите грамматическую основу. Сколько подлежащих в данном предложении? На какие вопросы они отвечают? Сколько сказуемых? С каким словом связаны сказуемые?
– Составьте предложение о том, какую работу выполняют комбайны в поле.
(Комбайны жнут, молотят, веют.)
– Запишите его в тетрадь. Найдите грамматическую основу. Сколько подлежащих в данном предложении? На какие вопросы они отвечают? Сколько сказуемых? С каким словом связаны сказуемые?
– Внимательно посмотрите на предложения и скажите, какие члены предложения наз. однородными?
– Давайте проверим, правильно ли мы вывели правило? (Правило в учебнике – с.39).
6. Закрепление. (Упр. 84. Устно работаем над 1 и 2 предложениями).
– А третье предложение мы запишем с комментированием и проведем полный синтаксический анализ предложения.
– Что вы можете сказать об однородных членах?
7. Физкультминутка.
Покачайтесь,
Покружитесь,
Потянитесь,
Распрямитесь.
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите-ка вприсядку.
– К кому я обращалась? Какие действия я просила вас сделать? А как еще можно назвать эти слова?
Глубоко теперь вдохните,
Сядьте тихо, отдохните.
Все в порядок приведите
И писать, друзья, начните.
8. Закрепление изученного материала.
1) – Прочитайте предложения. Напишите их в порядке изучения правила об однородных членах предложения. Найдите и выделите все изученные орфограммы. (Работаем вместе.)
Стрижи на лету едят, пьют, спят.
Черника, брусника, клюква созревают осенью.
Из нефти люди производят бензин, керосин, резину.
2) Самостоятельная работа. (по уровням).
1-й уровень. В тексте найти предложения с однородными членами и подчеркнуть их.
Щегол.
Щегол – певчая птица. У нее яркое, праздничное оперение. Щегол вьет гнезда на
сливе, яблоне, клене, тополе. Он облицовывает свой дом мохом, пухом,
хвоинками. Птенцов кормит семенами и насекомыми. Щеглята вылетают из
гнезда, сбиваются в стайки и кочуют в окрестностях.
2-й уровень. Из текста выписать предложения с однородными членами и подчеркнуть их.
Щегол.
Щегол – певчая птица. У нее яркое, праздничное оперение. Щегол вьет гнезда на
сливе, яблоне, клене, тополе. Он облицовывает свой дом мохом, пухом,
хвоинками. Птенцов кормит семенами и насекомыми. Щеглята вылетают из
гнезда, сбиваются в стайки и кочуют в окрестностях.
3-й уровень. Прочитайте предложения. Напишите, ориентируясь на таблицу и учитывая смысловую связь между ними. Подчеркни однородные члены предложения.
У нее яркое, праздничное оперение.
Щегол – певчая птица.
Щегол вьет гнезда на сливе, яблоне, клене, тополе.
Щеглята вылетают из гнезда, сбиваются в стайки и кочуют в окрестностях.
Птенцов кормит семенами и насекомыми.
Он облицовывает свой дом мохом, пухом, хвоинками.
№
|
Однородные члены предложения. | ||
Подлежащие | Сказуемые | Второстепенные члены. | |
1 | – | – | – |
2 | – | – | 2 |
3 | – | – | 4 |
4 | – | – | 3 |
5 | – | – | 2 |
6 | – | 3 | – |
9. Проверка самостоятельной работы.
– Зачитайте предложения с однородными подлежащими. С однородными сказуемыми. С однородными определениями, дополнениями и обстоятельствами.
10. Итог урока.
– Давайте вернемся к задачам, которые мы ставили перед собой.
– Какие члены предложения называются однородными?
– Что еще узнали об однородных членах предложения?
– С какой целью мы их употребляем в речи?
– Обратите внимание, что не в каждом предложении между однородными членами
ставится запятая. На следующем уроке мы с вами об этом и поговорим.
11. Отметки за урок. Домашнее задание.
– Составить 4–5 предложений на тему “Осень” с однородными членами.