Тема урока: "Однородные члены предложения". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели:

  • знакомство учащихся с термином “однородные члены предложения”;
  • развитие речи и умения распознавать в предложении однородные члены;
  • воспитание интереса к русскому языку.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Минутка чистописания.

– Внимательно посмотрите на данную запись:

– Правильно сформулировав и выполнив задание, вы определите тему минутки чистописания.

(К словам левого столбика надо подобрать синонимы, оканчивающиеся на букву Ч: доктор – врач, рев – плач, зов – клич, ураган – смерч. Во всех словах правого столбика имеется согласная Ч. Значит, сегодня на минутке чистописания мы будем писать букву Ч).

– Согласную Ч мы напишем с буквами, которые являются непроверяемыми безударными гласными в данных словах. Какие это буквы?

(Это буквы О и А. Буква О – непроверяемая безударная гласная в слове доктор. Буква А – непроверяемая безударная гласная в слове ураган).

– Какие еще орфограммы можете назвать в этих словах?

(Правописание парных согласных на конце слов рев и зов. Проверочные слова реветь, звать. Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих. В словах врач, плач, клич, смерч мягкий знак не пишется, так как это имена существительные мужского рода.)

– Какие цепочки из этих букв можно составить?

чао оач ачо чоа оча

3. Работа над темой урока.

На доске запись:

Однородные члены предложения.

– Прочитайте название темы, которую мы начинаем изучать.

– Чему вы должны научиться, что нового узнать?

(– узнать какие члены предложения называются однородными,
узнать с какой целью мы их употребляем в речи,
научиться узнавать однородные члены в предложениях).

– А еще мы познакомимся с новым словарным словом и продолжим работу над развитием речи.

4. Словарно-орфографическая работа.

– Для того, чтобы вы смогли назвать новое слово из словаря, вам нужно выполнить мое задание. Посмотрите на геометрические фигуры, изображенные на доске.

– Каждая фигура содержит определенную букву. Запомните фигуры и буквы в каждой из них.

– Теперь я буду показывать геометрические фигуры в другой последовательности и без букв, а вы должны вспомнить, какие буквы были изображены на каждой из них, и соединить их между собой.

– Какое слово у вас получилось?

(Получилось слово КОМБАЙН.)

– Что такое КОМБАЙН?

(Это хлебоуборочная машина.)

– Слово пришло к нам из английского языка. Слова комбинировать, комбинация, комбинезон происходят от латинского “комбинарэ”: “ком” – “вместе”, “бинарэ” – “соединять”. Их общая основа “комбин” в английском произношении звучит как КОМБАЙН. так англичане и назвали сложную сельскохозяйственную машину, соединяющую жнейку, соломовязку и молотилку.

5. Изучение нового материала.

– Составьте предложение с новым словарным словом.

(На полях работают комбайны.)

– Какие еще машины работают на полях?

(На полях работают тракторы.)

– Мы составили два предложения. А можно ли это же сказать одним предложением?

(На полях работают тракторы и комбайны.)

– Запишите его в тетрадь. Найдите грамматическую основу. Сколько подлежащих в данном предложении? На какие вопросы они отвечают? Сколько сказуемых? С каким словом связаны подлежащие? С какой целью употреблены сразу несколько подлежащих?

(Во избежание повторов.)

– Составьте предложение о том, какую работу выполняют тракторы в поле.

(Тракторы пашут, боронят и сеют.)

– Запишите его в тетрадь. Найдите грамматическую основу. Сколько подлежащих в данном предложении? На какие вопросы они отвечают? Сколько сказуемых? С каким словом связаны сказуемые?

– Составьте предложение о том, какую работу выполняют комбайны в поле.

(Комбайны жнут, молотят, веют.)

– Запишите его в тетрадь. Найдите грамматическую основу. Сколько подлежащих в данном предложении? На какие вопросы они отвечают? Сколько сказуемых? С каким словом связаны сказуемые?

– Внимательно посмотрите на предложения и скажите, какие члены предложения наз. однородными?

– Давайте проверим, правильно ли мы вывели правило? (Правило в учебнике – с.39).

6. Закрепление. (Упр. 84. Устно работаем над 1 и 2 предложениями).

– А третье предложение мы запишем с комментированием и проведем полный синтаксический анализ предложения.

– Что вы можете сказать об однородных членах?

7. Физкультминутка.

Покачайтесь,
Покружитесь,
Потянитесь,
Распрямитесь.
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите-ка вприсядку.

К кому я обращалась? Какие действия я просила вас сделать? А как еще можно назвать эти слова?

Глубоко теперь вдохните,
Сядьте тихо, отдохните.
Все в порядок приведите
И писать, друзья, начните.

8. Закрепление изученного материала.

1) – Прочитайте предложения. Напишите их в порядке изучения правила об однородных членах предложения. Найдите и выделите все изученные орфограммы. (Работаем вместе.)

Стрижи на лету едят, пьют, спят.
Черника, брусника, клюква созревают осенью.
Из нефти люди производят бензин, керосин, резину.

2) Самостоятельная работа. (по уровням).

1-й уровень. В тексте найти предложения с однородными членами и подчеркнуть их.

Щегол.

Щегол – певчая птица. У нее яркое, праздничное оперение. Щегол вьет гнезда на

сливе, яблоне, клене, тополе. Он облицовывает свой дом мохом, пухом,

хвоинками. Птенцов кормит семенами и насекомыми. Щеглята вылетают из

гнезда, сбиваются в стайки и кочуют в окрестностях.

2-й уровень. Из текста выписать предложения с однородными членами и подчеркнуть их.

Щегол.

Щегол – певчая птица. У нее яркое, праздничное оперение. Щегол вьет гнезда на

сливе, яблоне, клене, тополе. Он облицовывает свой дом мохом, пухом,

хвоинками. Птенцов кормит семенами и насекомыми. Щеглята вылетают из

гнезда, сбиваются в стайки и кочуют в окрестностях.

3-й уровень. Прочитайте предложения. Напишите, ориентируясь на таблицу и учитывая смысловую связь между ними. Подчеркни однородные члены предложения.

У нее яркое, праздничное оперение.
Щегол – певчая птица.
Щегол вьет гнезда на сливе, яблоне, клене, тополе.
Щеглята вылетают из гнезда, сбиваются в стайки и кочуют в окрестностях.
Птенцов кормит семенами и насекомыми.
Он облицовывает свой дом мохом, пухом, хвоинками.


Однородные члены предложения.
Подлежащие Сказуемые Второстепенные члены.
1
2 2
3 4
4 3
5 2
6 3

9. Проверка самостоятельной работы.

– Зачитайте предложения с однородными подлежащими. С однородными сказуемыми. С однородными определениями, дополнениями и обстоятельствами.

10. Итог урока.

– Давайте вернемся к задачам, которые мы ставили перед собой.
– Какие члены предложения называются однородными?
– Что еще узнали об однородных членах предложения?
– С какой целью мы их употребляем в речи?
– Обратите внимание, что не в каждом предложении между однородными членами ставится запятая. На следующем уроке мы с вами об этом и поговорим.

11. Отметки за урок. Домашнее задание.

– Составить 4–5 предложений на тему “Осень” с однородными членами.