Новые стандарты. Что нового? (Интегрированный урок ИЗО и технологии во 2-м классе)

Разделы: Технология, Начальная школа, МХК и ИЗО


Помните расхожее выражение: «Всё новое – это хорошо забытое старое»? Попытайтесь метафоризировать его, создать ассоциативный образ. Мне, например, представляется юное создание, с интересом разбирающее запылившийся бабушкин сундук. Креативная модница непременно обнаружит в ворохе забытого, пропахшего нафталином ненужного старья пару-тройку интересных, актуальных вещиц. И абсолютно свежие идеи, будто вдруг проснувшиеся бабочки, спорхнут с этих давно ушедших в прошлое нарядов для того, чтобы поселиться в творческой юной головке и дать импульс новому течению в моде или довершить последний штрих в современном образе, или заставить поразмыслить о днях минувших, живо и не на словах ощутить, почувствовать связь времён.

Но совершенно другие и отнюдь не умилительные образы возникают, когда понимаешь, что в нынешних реалиях иногда новое – это не хорошо забытое, а хорошо отвергнутое старое. Вот почему новый ФГОС у многих преподавателей вызывает страх и трепет. У каждого – свои недоумения, противоречия, сомнения. Есть они и у нас.

Ах, как хотелось бы на одном дыхании ничтоже сумняшеся отрапортовать: «Мы по ветру держим нос, мы внедряем ФГОС»! Да только не получается, если честно. Ставка слишком велика. Нет, не наша, учительская, а та, что в целом. Вот смотришь на малыша-первоклассника и думаешь: «Человек. Человек, то есть чело, обращённое к вечности». А если это чело обратится совсем не туда? Чем опасно обогащённое новейшими технологиями, укомплектованное знаниями по новому образцу, уверенное в себе чело идущего в мир подмены? Вместо родителей – инвесторы (толковые или не очень). Вместо друзей и любимых – партнёры, постоянные или временные. Вместо счастья – успешность. Вместо родного языка – исключительно коммуникативные навыки.

Родной язык, русская речь, великое русское слово… Волей-неволей начинаешь вспоминать классиков. И сразу хочется повторять неоцененное когда-то, заданное в рамках школьной программы для заучивания и казавшееся нудным, далёким, несовременным, в общем, тем самым хорошо забытым старым: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома?» (И.С.Тургенев)

Хочется аплодировать писателю стоя, без смущения, без задней мысли и со слезами на глазах. Заметьте, насколько умерен бессмертный классик: язык – не панацея от всех общественно-государственных проблем, личностных бед и болезней, но поддержка и опора. Дерзну добавить от себя: родной язык – последний бастион русской культуры, сакральный щит и меч даже для тех, кто об этом не подозревает.

Какое отношение всё вышесказанное имеет к урокам ИЗО и технологии в начальной школе и при чём тут ФГОС?

На наших уроках рождаются художественные образы. Актуализация и развитие всех творческих способностей младших школьников невозможна без участия живого, яркого, поэтического слова с раскрытием его эмоционально-образной, номинативной и когнитивной сущности. Через художественную метафору – к метафоре словесной и наоборот, обретение глубинного смысла слова с привлечением этимологии для того, чтобы образ проступил наиболее отчётливо и зримо, только твой, личный, не похожий на другие. Он может стать частью целого, влиться, как ручеёк, в большую реку, в общий замысел коллективной композиции, но всё равно он будет уникален и неповторим. Так, открывая детям удивительный мир слова в поэтических метафорах, сравнениях, стихах и сказках, в том числе сочинённых учителем, пробуждая интерес к происхождению и значению привычных, забытых или новых слов и терминов, мы реализуем задачи экспериментальной площадки «Лингвистический компонент и его роль в формировании ключевых компетентностей школьников» на уроках искусства и технологии, цель которых, как известно всем, формирование культуры творческой личности.

Но сам ФГОС (точнее, трактовка его некоторыми руководителями) вроде бы призывает к тому же. Но что в этом нового? Разве только призрак грядущей тотальной компьютеризации,грозящий разрушить хрупкий мир детских впечатлений и ассоциаций, перекрыть свойственный любому ребёнку поток собственной фантазии и воображения, предоставив взамен гладкие, ладные, безошибочные, но совершенно обезличенные и потому мёртвые образы компьютерной графики «Перволого». И недавно рождённые, но уже набившие оскомину многочисленные УУД (которые, по определению, взаимосвязаны друг с другом, но почему-то должны упоминаться по отдельности!), кочующие из одного конспекта в другой у наших многострадальных коллег, желающих с наименьшими потерями пройти очередную аттестацию. Интересно, к каким УУД можно отнести восторженный взор ребёнка, вместе с учителем впервые наблюдающего удивительную красоту контражурного освещения? Мощную радость первооткрывателя, проникнувшего в суть художественной метафоры? Поэтическое озарение и трепет творца, перед которым только что сложились в стройную композицию все необходимые элементы?

В искусстве есть законы, но нет стандартов. В изобразительной деятельности есть правила, но нет шаблонов. У слова есть значение и смысл, но в уме и душе каждого человека оно деликатно оставляет место для индивидуального творческого восприятия.

Представляя вниманию читателей конспект интегрированного урока ИЗО и технологии для второго класса, мы хотим поделиться опытом создания словесных и художественных образов в творческой деятельности детей. Конкретная художественно-практическая задача урока – создание коллективной композиции «Зимний вечер в деревне» на основе индивидуально выполненных элементов, объединённых общим замыслом, согласно поэтапному плану.

Данный урок включён в блок тем, посвящённых знакомству с жанровым разнообразием пейзажа. Цель тематического блока – приобщение к природе как к неиссякаемому источнику красоты, вдохновения и поэзии. Волшебная сила искусства и фантазии позволяет мгновенно и беспрепятственно перенестись на заснеженные просторы, где в гармонии с природой пребывает воспетая художниками и поэтами несуетная красота русской деревни, с её снежными шапками на крышах домов, нетронутыми сугробами, с цепочками кошачьих и собачьих следов вдоль протоптанных узких тропинок, с белыми сказочными деревьями и валенками на заборах…

Проникнуться этой неброской, но необыкновенно поэтичной красотой в процессе урока поможет компьютерная презентация (применение ИКТ в нашем случае – не самоцель, а вспомогательный элемент), не несущая особой информационной нагрузки, но необходимая для создания эмоционально-эстетической атмосферы погружения в тему урока (вместо презентации можно использовать и экспозицию картин, рисунков или художественных фотографий, выполненных учителем и детьми).

В ход урок вводятся также элементы театрализации: ученики представляют образы городского жителя, русского барина и метафорический образ вечера.

Обязательная в процессе урока динамическая пауза-физкультминутка (придуманная учителем ИЗО Огарёвой Е. В.), проводится и для того, чтобы элементы двигательной активности помогли учащимся активизировать полученные ранее художественно-практические навыки, и чтобы настроиться на дальнейшую творческую деятельность.

Драматургия и поэзия для данного урока создана учителем Огарёвой Е. В.

Конспект интегрированного урока ИЗО и технологии во 2-м классе

Тема: «Зимний вечер в деревне»

Цель: художественно-эстетическое развитие личности ребёнка посредством приобщения к красоте русской зимы, выраженной в произведениях искусства, собственном отношении и индивидуально-коллективной творческой деятельности.

Задачи:

  • воспитывать эмоционально-эстетическое отношение к красоте природы родного края, способствовать метафоризации мышления посредством создания словесных поэтических и художественных образов – основы креативности и оригинальности детского художественного творчества;
  • развивать способность каждого ребёнка быть полноценным членом творческого коллектива, поэтапно решающего общую художественную задачу, учиться воплощать собственный индивидуальный замысел, ориентируясь на общий результат;
  • обучать навыкам работы с материалами, применяемыми в изобразительном искусстве и технологии, умению комбинировать различные технические приёмы для создания коллективной композиции.

Оборудование, материалы к уроку:

  • бумага А1 (лист ватмана) с заранее подготовленным группой учащихся фоном (вечернее небо и снежное поле) для коллективной композиции,
  • бумага для акварели небольших форматов (для домов) у каждого учащегося,
  • неплотная белая бумага (для деревьев) у каждого учащегося,
  • гуашь (3 основных цвета, чёрная, белая) у каждого или по одному комплекту на двоих,
  • кисти, палитра, ножницы, клей ПВА,
  • мультимедийное оборудование,
  • компьютерная презентация «Зимний вечер в деревне».

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

На партах – необходимые материалы для работы. Для создания атмосферы погружения в тему не говорится никаких вступительных слов. Тема урока – тайна, в которую посвящены (и то лишь отчасти) дети, выполнявшие подготовительную работу – фон композиции. Под звуки тихой мелодии (композитор по выбору учителя, не обязательно Чайковский или Вивальди) учащиеся рассаживаются по своим местам. Фронтальную позицию у доски занимают дети, исполняющие стихи.

Ученик 1 – «современный городской житель» в шерстяной шапке, варежках и намотанном шарфе.
Ученик 2 – «русский барин» в длинной меховой шубе и меховой шапке, напоминает образ Ф. Шаляпина в известном изображении Кустодиева. «Вечер» – в соответствующем костюме: синий балахон, расшитый звездами.

На доске – заранее подготовленная группой учеников работа формата А1, представляющая собой покрытое снегом поле под вечерним небом. Учителя располагаются по одному: около доски и около экрана, на который выводится компьютерная презентация«Зимний вечер в деревне» (Приложение 1, слайд 1, фото 1).

2. Погружение в тему урока на эмоционально-эстетическом уровне. Актуализация способностей восприятия, представления, образного мышления

Ученик 1.

Декабрь. На дворе зима, Приложение 1, слайд 2 фото 1
Но в городе грустны дома,
А люди кашляют, чихают… Приложение 1, слайд 2, фото 2
Тоскует снег, и быстро тает,
И видит свой волшебный сон: Приложение 1, слайд 2, фото 3
Как будто лёг в деревне он,
Пушистый, мягкий, словно кот,
И вьюга белая метёт…

Маленькая пауза: дети должны увидеть и рассмотреть кота. Если не видят, можно тихонько акцентировать их внимание.

Ученик 2.

Вот кабы был я русский барин, Приложение 1, слайд 3, фото 1
А не обычный ученик,
То я б от городских испарин
В деревню укатил бы в миг!
И там бы вечером, за чаем, Приложение 1, слайд 3, фото 2
Забыв компьютер и кино,
При том минуты не скучая,
Глядел бы в синее окно.
Туда, где в высоте безбрежной
Сияют звёзды и луна,
И где накрывшись шапкой снежной, Приложение 1, слайд 3, фото 3
Стоят уютные дома.
И светят в сумерках окошки, Приложение 1, слайд 3, фото 4
Как праздничные огоньки,
В снегу протоптаны дорожки,
И мчатся сани вдоль реки…

3. Планирование художественной деятельности: обсуждение замысла, способов и средств выполнения, предполагаемого результата

Приложение 1, слайд 3, фото 5

Учитель ИЗО. Вы, наверное, уже догадались, что сегодня волшебная сила искусства перенесёт нас из города в настоящую зимнюю русскую деревню. Посмотрите на это красивое снежное поле, которое подготовили для нас (имена детей). Вскоре на нём появится деревня, созданная вами. А что такое деревня, что это слово означает?

Дети. Деревня – это деревянные постройки, дома, поселение людей, построенное из дерева.

Учитель технологии. А что ещё есть в деревне, что её украшает и чего нам так не хватает в больших городах?

Дети. Деревья и кусты!

Учителя. Молодцы! Теперь мы все точно знаем, из чего будет состоять наша композиция. Остаётся только решить, какими материалами и как мы будем работать. Деревня у нас большая, одни дома и деревья ближе, другие – дальше, какие-то – совсем далеко. Каждый из вас сможет создать свой деревенский домик и своё деревце. Но будут ли они одинакового размера?

Дети. Нет! Те, что дальше, будут меньше, а те, что ближе – больше.

Учитель технологии. Теперь посмотрите, какие материалы у вас на партах. Гуашью на хорошей плотной бумаге можно написать деревенский домик. А из обычной белой бумаги вырезать красивые заснеженные кусты и деревья. Когда домики будут готовы, вырежете их ножницами, и разместите их вместе с деревьями на нашем снежном поле. Вот и получится деревня.

Учитель ИЗО. Обратите внимание: у нас не так много красок, всего пять цветов. И время, которое мы хотим изобразить, вечернее, необычное. Спросим у вечера, какие у него живописные секреты, может, он нам подскажет кое-что важное для нашей работы?

(Появляется ученик, представляющий образ Вечера).

Как цвета меняет вечер?
Я сейчас тебе отвечу.
Ночь-сестра мне так велела:
Постепенно чтоб темнело.
Снег и небо всё синей,
А дома–то всё темней.
Ведь на этом тёмном фоне
Я луну зажгу в ладони.
Ведь на этом тёмном цвете
Фонари так ярко светят!

4. Художественная разминка (физминутка)

Учитель ИЗО. А сейчас самое время провести нашу особую художественную разминку, чтобы вспомнить, как и для чего художник смешивает разные цвета.

Учащиеся встают около своих мест и выполняют простые упражнения, которые показывают им учителя. Слова разминки и её художественно-практический смысл детям знакомы из предыдущих уроков.

Чтоб получилась красота,
Художник, смешивай цвета,
Возьми палитру и твори!
У нас цветов важнейших три.

Мы давно знакомы с ними:
Это красный, жёлтый, синий!
Друг с другом их соединяй,
Всё многоцветье получай.

Смешаем мы жёлтый и красный –
Оранжевый выйдет прекрасный!
Смешаем мы жёлтый и синий –
Получим зелёный красивый!

Нам нужен сегодня коричневый цвет,
Но краски в наборах коричневой нет.
Мы красный с зелёным мешаем,
Коричневый цвет получаем!

Будем красками писать,
Из бумаги вырезать,
Чтобы зимнюю деревню
На уроке нам создать!

5. Индивидуальная творческая деятельность учащихся

Учитель ИЗО. Итак, мы приступаем к изображению домов. Крыши у них покрыты снегом, цвет стен вечером кажется совсем тёмным, зато окошки светятся жёлтым, оранжевым и даже зелёным светом! Художественная разминка помогла нам вспомнить, как составить сложные цвета.

Учитель технологии.Кроме домов, нам необходимо создать деревья и кусты. А зимой они тоже покрыты снегом. Какую бумагу удобнее для этого использовать? (Белую бумагу для рисования).

Учитель технологии. Давайте возьмём различные небольшие части листа и сложим их пополам. А зачем лучше брать различные части листа?

Дети. Чтобы деревья и кусты имели различную высоту.

Учитель технологии. Положите лист сгибом влево. Возьмите простой карандаш и нарисуйте одну сторону кроны и ствола будущего дерева или куста, отступив немного от верхнего и нижнего краёв. Теперь возьмите ножницы и аккуратно вырежьте деревья по нарисованному вами контуру. Как легче выполнить работу?

Дети. Сначала вырезать по основному контуру, а потом прорезать мелкие детали.

6. Объединение элементов, выполненных учащимися, в коллективную композицию.

Учитель технологии. Мы выполнили все элементы для создания зимней деревни. Остаётся объединить их в общую композицию. Какие дома и деревья приклеиваем вначале, у линии горизонта?

Дети. Самые маленькие.

Учитель ИЗО. Так мы получили дальний план. На среднем плане – дома и деревья среднего размера, а внизу – самые большие, это ближний план. Вот и вся наша деревня выросла на снежном поле.

7. Обсуждение работы, обмен впечатлениями и мнениями о том, что получилось.

Учителя: Что вы можете сказать о ней? Что было для вас в этой работе самым трудным, самым лёгким, самым интересным? Что больше всего понравилось?

Литература: Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: «Просвещение», 2011.