Цели:
- Познакомить обучающихся с детскими журналами.
- Способствовать формированию осознанного чтения целыми словами.
- Развивать творческие способности детей.
Ход урока
– Для детей в нашей стране печатается много журналов. Сегодня на уроке мы познакомимся с детскими журналами и попытаемся составить свой детский журнал.
– Как вы понимаете слово ЖУРНАЛ?
– Давайте прочитаем в словаре Сергея Ивановича Ожегова значение этого слова.
Журнал – это периодическое издание в виде книжки, содержащее статьи и художественные произведения разных авторов.
– Слово журнал пришло к нам из французского языка, в переводе означает дневник, газета.
– Как вы понимаете периодическое издание?
(Периодическое издание – это значит, что журналы выходят периодически, например, 1 раз в неделю, 1 раз в месяц, 1 раз в квартал (квартал – это 3 месяца)).
– Первый детский журнал вышел во Франции, около 340 лет назад, в России –
около 240.
– Какие журналы вам приходилось держать в руках?
– Чем они вам нравятся?
– Какие разделы вы особенно любите читать?
– Сегодня для вас приготовлена выставка детских журналов. Сейчас я проведу
экскурсию по выставке.
Экскурсия:
– Уважаемые друзья, у вас есть замечательная возможность побывать в гостях у журнала. Например, всем известен журнал «Мурзилка».
– Знаете ли вы, что этому журналу около 80-ти лет. Его хозяином является жёлтое, пушистое существо, в красном берете. Своё имя Мурзилка получил благодаря озорнику и проказнику маленькому лесному человечку, существовавшему в популярных книгах для детей конца 19 века. В Мурзилке печатаются детские сказки, повести, рассказы, стихи. В журнале имеются постоянные рубрики, которые наполнены интересным материалом.
– Мы отправляемся в гости к «Весёлым картинкам». Это детский юмористический журнал. Его хозяинами являются Карандаш и Самоделкин. В нём вы найдёте сказки, забавные приключения, загадки, игры.
– Журнал «Колобок» – это звуковой журнал, в каждом номере можно было найти две пластинки, именно это отличало его от других журналов. Его герой Колобок, весёлый персонаж из русской сказки, который рассказывает детям разные истории.
– Если вы захотите, то на перемене можете познакомиться ещё и с такими журналами: «Почитайка», «Трамвай», «Весёлые уроки» …
– Вы поняли, что каждый журнал имеет своё лицо, свои рубрики, своего хозяина. В «Мурзилке» – это Мурзилка; в «Весёлых картинках» это Карандаш и Самоделкин; в «Колобке» это Колобок; в «Трамвае» это трамвай. И когда мы будем создавать журнал, должны дать своему журналу название.
– Может быть, у вас есть предложения.
(Предложения детей).
(Если кто-то предложит хорошее, интересное название, то сказать: «Следующий
номер будет назван именно так»).
– Наш журнал мы назовём ЛИТЕРАТУРИЯ. Литературия, как вы её себе представляете?
(Это маленькая девочка с маленьким блокнотиком в руках и с заложенным в него пером. Она всегда готова записать интересные истории).
Творческая работа:
– Итак, дома вы готовили уже материал для страниц нашего журнала и сейчас мы посмотрим защиту ваших творческих работ.
Итак, первая страница «Поэтическая». … предлагает вашему вниманию стихотворение собственного сочинения (можно про журнал) – читают 2, 3 ученика.
– Если вам понравилось стихотворение, давайте похлопаем в ладоши!
– А следующая страница нашего журнала «Поиграйка»
Ученик: Герои сказок разбежались, ваша задача их соединить и вспомнить о каких сказках идёт речь.
– Итак, эта игра будет одной из рубрик нашего журнала.
– Следующая страница «В гостях у сказки». … предлагает вам непростую сказку, а сказку наоборот. В ней положительные герои становятся отрицательными, а отрицательные – положительными.
Сказка «Колобок»
Выгнали дед с бабкой Колобка из дома. Покатился он несчастный по дорожке. Навстречу ему заяц. Испугался заяц и говорит:
– «Не ешь меня, чудище лесное». А Колобок к и отвечает: «Да, дела мне нету до тебя, и покатился дальше.
А тут ему навстречу лиса. Увидела странное существо, да так испугалась, что убежала и никто её в этом лесу больше не видел. И прошёл слух по лесу, что бродит по тропинкам злой и страшный Колобок.
– Посмотрите, у нас получилась совершенно новая сказка. Так можно перестроить любое произведение. Можете попробовать сами.
– Страница «Литературная мастерская» расскажет и покажет, как самим приготовить книжку-малышку.
Ученик: Я расскажу, как можно самостоятельно оформить книжку. Сначала нужно написать небольшое произведение: сказку, рассказ, определить, сколько страниц вам понадобится. Обязательно оставить место для иллюстрации. Сложить, отметив страницы, прошить или скрепить скрепками. (Ученик показывает книжку-малышку, изготовленную своими руками).
– Каждый может оформить свою маленькую библиотеку. Переходим на страницу под названием «Почемучка». Эта небольшая литературная викторина, каждый вопрос который начинается с вопроса ПОЧЕМУ?
– Проведёт эту викторину с вами …
1) Почему Карлсон живёт на крыше? (Потому что у него есть пропеллер, который позволяет ему подняться на крышу).
2) Почему все боялись Тараканище? (Потому что у него были длинные усы, он ими шевелил).
3) Почему старуха осталась у разбитого корыта? (Была очень жадной, корыстной).
4) Почему Лебедь, Рак и Щука не могли сдвинуть воз с места? (Потому что не было согласия).
5) Почему?
– Викторины помогла нам вспомнить изученные произведения. Следующая страница будет посвящена детским писателям. И сегодня мы узнаем немного о Данииле Хармсе. Его произведения мы будем изучать на следующих уроках.
– Он являлся автором произведений, опубликованных в детских журналах «Чиж» и «Ёж», которые читали ваши прабабушки и прадедушки.
– У нас с вами получился замечательный журнал «Литературия». И вы можете дома сами заняться его выпуском. Это очень увлекательное занятие и для тех, кто читает.
– Я помещаю наш журнал на выставку, и вы можете прочитать и наш журнал вместе с теми, которые мы сегодня представляли.
Рефлексия
– Понравилось ли вам создавать журнал?
– Хотите ли вы продолжить эту работу?
– У нас будет возможность создать свой классный детский журнал, где мы будем
размещать наши творческие работы.