Возникновение оперы

Разделы: Музыка, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (207 МБ)


Цель:

познакомить учеников:

- с жанром "опера",

- с первыми операми,

- с первыми оперными жанрами,

- с оперными формами.

Задачи:

Обучающая: познакомить с понятиями: опера, оперные формы: ария, речитатив-секко и речитатив-аккомпаньято, ансамбль.

Развивающая: развивать музыкальное мышление и способность слушать классическую музыку.

Воспитательная: прививать интерес к жанру оперы, побуждать слушать оперные произведения не только на уроке, но вне урока.

Форма урока: лекция.

Методы: наглядный, словесный, слушание музыки.

Оборудование: компьютер и проектор.

Учебно-методический комплекс: презентация.

Использованная литература.

  1. Осовицкая З.Е., Казаринова А.С. Музыкальная литература для ДМШ. Первый год обучения. М., Музыка, 2005.
  2. Шорникова Е. Музыкальная литература. Первый год обучения. Ростов-на-Дону, Феникс, 2005.
  3. Гивенталь И., Щукина Л., Музыкальная литература. Вып. 1. М., "Музыка" 1986.
  4. Островская Я., Фролова Л., Музыкальная литература в определениях и нотных примерах. Учебное пособие для ДМШ. Первый год обучения. С-Петербург, "Валерии СПД", 2003.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Опрос.
  3. Презентация.
  4. Домашнее задание.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Слайд № 1 Титульный лист

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ОПЕРЫ

Слайд № 2

Все вы, наверно, слышали о великом итальянском астрономе Галилео Галилее, который доказал вращение всех планет во вселенной. Но мало кто знает, что его отец, Винченцо Галилей, был очень известным композитором и музыкальным теоретиком. Он был членом Флорентийской камераты - содружества философов, поэтов, музыкантов и любителей музыки, возникшего во Флоренции в 1580 году и просуществовавшего более двадцати лет. "Камерата" в переводе с итальянского "компания".

Слайд № 3

На собраниях Флорентийской камераты устраивались и научные диспуты, и концерты новой музыки. Отдельные произведения участников камераты до сих пор пользуются любовью публики - например, ария Джулио Каччини "Аве Мария".

Музыкальный пример. Дж. Каччини "Аве Мария"

Слайд № 4

Участники "камераты" мечтали возродить древнегреческую трагедию, то есть объединить в одном представлении драму, музыку и танец.

Музыканты знали, что в греческой трагедии ритм мелодии полностью зависел от ритма стиха, а сама мелодия, выражавшая чувства героев, представляла нечто среднее между пением и обычной разговорной речью. Стараясь сочинить подобную музыку, участники "камераты" создали новый мелодический стиль - гомофонно-гармонический.

Слайд № 5

Он очень сильно отличался от широко распространённого тогда в Европе стиля хоровой полифонии. Новые мелодии пелись соло с инструментальным сопровождением.

Другими стали не только мелодии, но и весь спектакль. Таким образом, в результате поисков свежих выразительных средств драмы появился новый вид искусства - опера.

Слайд № 6

Опера - это музыкальный спектакль, в котором главным выразительным средством является пение.

Содержание оперного спектакля раскрывается при помощи музыки, сценического действия и декораций. Иногда в оперу вводятся танцы. А сопровождает оперу симфонический оркестр - активный участник музыкального представления.

Слайд № 7

Самая первая опера "Дафна", была написана в 1592 году композиторами Джулио Каччини и Якопо Пери на либретто поэта и драматурга Оттавио Ринуччини. Либретто - словесный текст оперы.

Слайд № 8

Первый публичный спектакль был дан во Флоренции в октябре 1600 года, на свадебных торжествах во дворце Медичи. Он назывался "Сказания в музыке" об Орфее и Эвридике.

Поэт и певец Орфей должен спасти Эвридику - свою возлюбленную - из подземного царства теней. Сила его музыки заставляет бога Плутона отпустить Эвридику при условии, что Орфей не будет смотреть на неё, пока не выведет на землю. Терзаемый сомнением Орфей, не веря духам ада, оборачивается, чтобы удостовериться, что Эвридика следует за ним, но она исчезает. Безмерное горе Орфея вызывает сострадание Аполлона, который возносит певца на небо, где Орфей вновь встречается со своей возлюбленной.

Муз. Пример. Я.Пери. Фрагмент оперы "Эвридика"

Слайд № 9

Текст принадлежал перу Оттавио Ринуччини, а музыку написал Якопо Пери - прекрасный органист и певец, исполнивший в спектакле главную роль. Их произведение не стало возрождением древнегреческой трагедии. Оно принесло нечто большее - родился новый жизнеспособный театральный жанр - "dramma per musica" - "драма на музыке" или "музыкальная драма", который стал исторически первым видом оперы.

Само название опера появилось в 1639 году. Слово "опера" в переводе с итальянского обозначает "труд", "сочинение", то есть труд такого-то композитора.

Слайд № 10

Вскоре после своего зарождения опера распространяется по всей Италии. В ней пробуют свои силы такие известные итальянские композиторы, как Дж. Каччини, Дж. Перголези, А. Скарлатти, К. Монтеверди и другие.

Слайд № 11

Уже в 1607 году в Мантуе появилась новая опера - "Орфей". Её автором был придворный музыкант герцога Гонзага - Клаудио Монтеверди. "Орфей" - это полное раскрытие возможностей жанра dramma per musica, выдвинутого Флорентийской камератой. Монтеверди почувствовал, что речитативы в музыке являются вспомогательными, что мелодия должна литься, захватывая и завораживая слушателя своей красотой, и он стал чередовать речитативы с распевными мелодиями, выражавшими переживания героя. Эти мелодии стали называться "ариями" (что по-итальянски означает дух, дыхание, т.к. для того чтобы произнести длинную фразу, надо набрать в легкие побольше дыхания). Оркестр стал у Монтеверди играть самостоятельную роль, исполняя вступление к опере и к различным действиям, создавая нужное настроение. Композитор применил одновременное пение нескольких голосов - хоры и ансамбли.

Муз. Пример. К. Монтеверди. Опера "Орфей". 5 акт. Дуэт Орфея и Аполлона.

Слайд № 12

В конце - XVII начале XVIII века складываются основные разновидности итальянской оперы - опера-сериа и опера-буффа.

Опера-сериа или большая серьёзная опера, появилась в начале XVIII века в творчестве композиторов Неаполя и завоевала все придворные сцены ведущих театров Европы.

Что характерно для этого типа спектаклей?

Опера-сериа писалась на возвышенные исторические или мифологические сюжеты. Её героями были Орфей и Эвридика, Самсон, Геракл, Александр Македонский и другие известные личности.

Слайд № 13

Музыкальные портреты действующих лиц, их разнообразные чувства воплотились в больших, развёрнутых ариях. Такая сложная виртуозная ария имела форму "да капо" (буквально "с головы", то есть с начала). Это значило, что ария написана в трёхчастной репризной форме АВА, причём 3-я часть полностью повторяла 1-ю.

Музыкальный пример. К. Глюк. Опера "Орфей и Эвридика". Ария Орфея.

Кроме арий для выражения чувств и эмоций героев в опере-сериа широко использовались разнообразные ансамбли - героические, лирические, скорбные.

Слайд 14.1

Что касается музыкального отображения различных сюжетных ситуаций, то для этих целей как нельзя лучше подошли речитативы - мелодии, представлявшие собой нечто среднее между пением и разговорной печью. Речитативы были двух видов: "секко" ("сухой") - под аккомпанемент одного клавесина и "аккомпаньято" ("аккомпанированный") - под аккомпанемент всего оркестра.

В речитатив-секко попадал весь информационный материал, который требовалось донести до слушателя. Если ария неизменно вызывала остановку действия, то сухой речитатив, напротив, его совершенно не задерживал, он быстро следовал за текстом. В мелодическом отношении он напоминал скорее разговорную речь, чем пение: исполнялся скороговоркой в очень свободной манере (с выделением отдельных слов, сменами темпа, выразительными паузами) - певец вел себя как драматический актер. Вот почему речитатив-секко не мог сопровождаться оркестром, Лишь отдельные аккорды клавесина помогали певцу держаться в тональности.

Музыкальный пример. Речитатив-секко из оперы В. Моцарта "Митридат - царь Понтийский".

Слайд № 14.2

Аккомпанированный речитатив отличался большей напевностью и подобно арии звучал в сопровождении оркестра. Он часто использовался как вступление к арии. Нередко в таком речитативе передавались сложные душевные состояния, борьба различных чувств.

Вокальные партии оперы-сериа были очень сложными, с множеством пассажей и украшений. Их исполняли певцы-виртуозы.

Музыкальный пример. Речитатив-аккомпаньято из оперы В. Моцарта "Митридат - царь Понтийский".

Композиторы четко определили и разграничили назначение основных оперных форм - арии и речитатива: ария концентрировалась на выражении какого-то определенного чувства, выражая отношение действующих лиц к происходящему, речитатив же развивал действие в диалоге или повествовании о каком-либо событии.

Слайд № 15

Приблизительно в то же самое время, то есть в 30-е годы XVIII века и тоже в Италии, зарождается комическая опера-буффа. По сравнению с оперой-сериа здесь всё наоборот: небольшие размеры (вместо грандиозного спектакля), несколько действующих лиц (вместо большого количества персонажей), комедийный, преимущественно бытовой сюжет (вместо вызвышенно-мифологического), быстрое, стремительное развитие действия с весёлыми шутками. Музыка, близкая народным мелодиям, чередуется с разговорными диалогами. Все эти качества позволили опере-буффа быстро и надолго завоевать популярность среди широкой публики.

Муз. Пример Дж. Перголези. Опера "Служанка-госпожа". Дуэт Уберто и Серпины.

Слайд № 16

Первую оперу-буффа "Служанка-госпожа" написал в 1733 году итальянский композитор Перголези.

Муз. Пример Дж. Перголези. Опера "Служанка-госпожа". Ария Уберто.

Слайд № 17

Вскоре опера перешагивает границы Италии и становится известной во всей Европе.

В каждой стране оперный жанр приобретает свои характерные черты.

Таков первый этап развития оперы в XVII веке. О её последующем пути - в другой раз.

Слайд № 18 Цитата Д. Кабалевского об опере.

Домашнее задание: Учебник Островской Я., Фроловой Л., Музыкальная литература в определениях и нотных примерах. стр. 159-162.