Цель урока: формировать умение у учащихся создавать текст – повествование на основе взаимосвязи его содержания, структуры и речевого оформления.
Задачи:
- формировать такие умения, как определять тему, основную мысль, подбирать заголовок к тексту, выделять части текста и озаглавливать их, составляя план;
- развивать письменную речь учащихся и орфографическую зоркость
- воспитывать такие качества как доброта, забота о близких, самопожертвование.
Белый гусь.
На лугу гуси щипали траву.
Вдруг из-за леса наползла туча. Она росла, поднималась серой тяжёлой стеной. Налетел вихрь. Упали крупные капли дождя. Посыпал град. Вода в реке шипела и пенилась. Гуси замерли в траве, тревожно перекликались. Но потом не выдержали и побежали к реке в кусты.
Только белый гусь сидел, высоко вытянув шею. Град бил его по голове. Гусь вздрагивал, но не трогался с места. Под его крыльями тихо копошилась дюжина гусят.
Внезапно туча промчалась. Луг снова зазеленел под лучами солнца. И только на его середине не таяла белая кочка. То был белый гусь. Он лежал на траве. Могучие крылья были широко раскинуты, шея вытянута. По клюву сбегала струйка крови. Все двенадцать “одуванчиков” высыпали наружу, целые и невредимые.
(По Е.Носову)
Ход урока
№ |
Этап урока |
Вопросы и задания учителя: |
Ответы учеников: |
1. | Орг. Момент Слайд №1 |
Сегодня мы будем писать обучающее
изложение, а о ком вы узнаете угадав загадки: (Детям даются различные загадки о гусе) – Прочитайте свои загадки: 1. В воде купался, 2. Щиплет за пятки – 3. Белый как снег, 4. Белы хоромы |
– Все загадки о гусе. |
2 | Речевая разминка: Слайд №2 |
– Пошипели как гуси, вытянув шею. – Прочитайте слова: Гусь, гусыня, гусятница, гуськом, гусеница, гусенок – какое слово лишнее и почему? |
-ш-ш-ш – Гусеница, другое значение слова, не является однокоренным. |
3 | Чистописание: Шш//ши ша Как с гуся в…да. Гусь свинье не т…варищ…* (*дополнительно для успевающих) Слайд №3 |
– Пишем число, классная работа, Образец чистописания на доске. Подумайте над пропуском букв. Когда люди высказывают такие фразеологизмы и пословицы? Проверка: – Какие буквы вставили? |
– Как с гуся вода. Гусь свинье не товарищ. Дети комментируют написание слов с доказательством. – Как с гуся вода – значит выйти сухим, незамеченным из какой-то ситуации, когда все сходит с рук. – Гусь свинье не товарищ – когда разные интересы и между ними не может быть ничего общего. Когда люди разные по духу. |
4 | Развитие речи | – У нас ребята приготовили несколько
сообщений Гусь – это… |
– родственная утке крупная дикая и
домашняя водоплавающая птица с длинной шеей.
Бывают белые и серые (показывает ученик слайды
фотографий) – Гусь – это такой человек, который что-то хитрит, ловчит, одним словом пройдоха. Про такого говорят Хорош гусь! |
5. | Сообщение темы и цели урока Слайд №4 |
– Предлагаю вам, познакомится с текстом
Е. Носова. Он написал рассказ об одной из этих
птиц. Наша задача проанализировать текст, Определить тему, основную мысль, подобрать заголовок, составить план, чтобы продолжить формирование умения писать изложения данного вида. |
Хорошо читающие дети выразительно воспроизводят текст, остальные следят за текстом. |
6 | Работа по теме Слайд №5,6 |
– Как вы думаете, какой это тип текста? – Вспомните, какой тип текста относится к повествованию. |
– Это текст повествовательный – в тексте-повествовании говорится о каких-то действиях, о последовательных событиях. Действия сменяют друг друга. К такому типу текста можно поставить вопросы: что происходит СНАЧАЛА? ПОТОМ? и В КОНЦЕ? |
– Попробуем вместе доказать, что это ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЙ ТЕКСТ | – В тексте говорится о гусях на лугу,
которых застала непогода, маленьких гусят спас
от града гусь жертвуя своей жизнью. – Чтобы представить этот текст нужно нарисовать несколько картин: как гуси щипали на лугу траву, как пошёл град, как погиб белый гусь. |
||
– Итак, в тексте говорится о событии,
эпизоды которого последовательно сменяют друг
друга. – О чем говорится в тексте? Определите его тему? – Какова главная мысль? |
– В тексте говорится о храбрости гуся,
который сумел спасти маленьких гусят. – Животные способны быть смелыми, любить и жертвовать собой ради жизни других. |
||
7 | Физминутка | Гимнастика для глаз | – Посмотрели в окно – на точку, считая до 10 (зеленый кружок приклеенный к стеклу) – моргаем глазами, считая до 10 – смотрим вдаль, считая до 10 – моргаем, 10 раз |
8 | Работа по теме: | – Сколько частей (абзацев) в этом тексте? | – Четыре абзаца, а частей: три. |
– Можно сказать, что в каждом абзаце высказывается новая мысль? | – Да – Нет (мнение детей расходится) |
||
Попробуем определить мысль каждого абзаца (определим микротемы) | – В первом и во втором абзаце говорится
о гусях на лугу. – В третьем абзаце говорится о том, как белый гусь спрятал под своими крыльями от града гусят. – В четвертом абзаце говорится о гибели гуся и спасении гусят. |
||
9 | Составление плана Слайд №7 |
– Предлагаю составить план нашего текста | (Дети набрасывают план к тексту, работая вариативно: кто-то в паре, кто-то самостоятельно) |
– Предлагаю план вынести на доску (дети озвучивают и лучшие предложения записываются) | План: 1. Гуси на лугу. |
||
– Почему автор разделил первую часть на два абзаца? | – Чтобы показать, как гуси щипали травку, когда погода была хорошей и когда погода испортилась. | ||
10 | Лексико-орфографическая подготовка Слайд №8,9 |
– Вставьте пропущенные буквы в тексте и объясните их написание (дается текст с пропуском букв или на интерактивной доске восстанавливается детьми) | – По цепочке дети быстро объясняют написание слов |
– Объясните значение слова дюжина (можно воспользоваться толковым словарем) | – Двенадцать штук. | ||
– Когда мы пишем изложения и сочинения мы стремимся не допускать повторов. Предлагаю подобрать слова синонимы к слову гусь. | – Гусь – белый гусь – спаситель дюжины гусят – храброе сердце – белая кочка | ||
– Подчеркните в тексте все глаголы и определите их время. | – Все глаголы в прошедшем времени | ||
– Мы наблюдаем единый временной план, поэтому при письме изложения будем использовать глаголы какого времени? | – Глаголы прошедшего времени. | ||
11. | Подготовка к пересказу Слайд №10 |
– Чтобы нам удобнее было пересказывать
текст и в дальнейшем его писать по плану
необходимо выбрать слова – помощники ОПОРНЫЕ
СЛОВА. Предлагаю вместе к каждой части плана выбрать опорные слова. |
1.Луг, щипали, наползла, капли, град,
замерли, перекликались. 2.Гусь, вздрагивал, копошились, дюжина, 3. ромчалась могучие крылья струйка крови невредимые |
– Попробуем пересказать по плану, используя опорные слова. | (Дети пересказывают, прослушиваются 2-3 ученика) | ||
12. | Физминутка | Подвижная | |
13 | Написание изложения | – Настроимся на красивое написание текста и без ошибок, сразу пишем в чистовик. | – (Хором) Тетрадь правильно кладу, |
14 | Оказание индивидуальной помощи | (По мере необходимости) | |
15 | Подведение итогов | – Предлагаю зачитать трем ученикам
свои изложения, а мы внимательно послушаем, чтобы
проанализировать. – Как вы считаете, кому удалось близко к тексту передать содержание рассказа? – Кому удалось последовательно построить предложения, избегая повторов слов? – Были ли у кого-то недочеты, какой совет вы бы хотели дать? |
(Дети комментируют письмо) |
16 | Рефлексия | – Что необходимо выполнить для того, чтобы успешно написать изложение? | – Определить тип текста, его тему и
главную мысль. Составить план, выделить опорные слова, подумать над синонимами во избежание повторов и провести орфографическую работу. |
– Чему вас научил рассказ Е.Носова? – Благодарю за урок. |
– Надо уметь быть смелым и любить все живое, быть добрым, заботливым и бесстрашным. |