Предложный падеж существительных 1-го склонения. 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели:

  1. Познакомить учащихся с предложным падежом имен существительных первого склонения, учить правильно определять падеж, задавать вопросы, видеть предлоги, и верно писать окончания, используя при этом существительные этого же склонения с ударными окончаниями. Закреплять умение находить однородные члены предложения, выделять их на письме, повторить разбор по частям речи и грамматический разбор, однокоренные слова, учить видеть орфограммы корня.
  2. Развивать навыки грамотного и красивого письма, развивать речь детей, обогатит их словарь.
  3. Воспитывать любовь к русскому языку, к природе, бережное отношение к родному слову, аккуратность, чувство товарищества.

Оборудование:
а) для учителя: 3 гномика, буквы "Пп", 4–5 карточек, опоры по таблице "Падежи имен существительных", слова "земля, планета, тайга, тундра", тесты.
б) для учащихся: карточки – опоры, предметные картинки, сигнальные карточки "Е","И".

Ход урока

I. Организация внимания учащихся.

II. Актуализация ранее изученного.

1. Сообщение темы и целей урока.

а) Вступительное слово учителя.

– Сегодня на уроке мы продолжим изучение темы "Имя существительное". На предыдущих уроках у нас было знакомство с падежами. На этом уроке мы продолжим их изучать и познакомимся с предложным падежом.

– А почему этот падеж предложный? Мы с вами узнаем, на какие вопросы, какие окончания и какие предлоги у существительных первого склонения в предложном падеже. Вспомним, какие знаки препинания ставятся в предложении с однородными членами, а также составим и запишем лучшее предложение по картине. На уроке будут даны разные задания на внимание, поэтому будьте внимательны с первой минуты урока до последней.

б) Запись в тетрадях.

– Откройте тетради, запишите число, классная работа, название темы урока

в) 1. Минутка чистописания.

– С какой буквы начинается слово "предложение"?
– На минутке чистописания мы будем писать букву "П".
– Что мы можем о ней сказать?
п/о – это буква согласная, обозначает два звука [п], [п′], оба эти звука глухие, имеют пару по звонкости [б], [б′].
– Из каких элементов состоит строчная буква "н"? заглавная "П"?
п/о – п – наклонная прямая, прямая с закруглением вверху и внизу.
П – 3 наклонные прямые с закруглениями внизу.
– На следующей строчке напишем соединения и слияния с буквой "П".
(На доске: Пп, пл, по, пр, пе, уп, сп, пш.)

2. Словарная работа.

– Гномик нам принес задание, а ваша задача точно и правильно его выполнить. Я читаю загадки, а вы пишете отгадки.

1. Растут на грядке
Зеленые ветки.
А на них
Красные детки.
(Помидоры.)

2. Он и летом, и зимой
Между небом и землей.
Хоть всю жизнь к нему иди –
Он все будет впереди.
(Горизонт.)

3. Вместе с тучей золотистой
Просыпается горнист.
Голосисто – голосисто
Заливается горнист:
"На лугу трава не смята!
Солнце смотрится в реку!
На зарядку-ка, ребята!
На заряд-ку-ка-ре-ку!"
(Петух.)

4. Лето целое старалась –
Одевалась, одевалась...
А как осень подошла,
Нам одежки отдала.
Сотню одежонок
Сложим мы в бочонок.
(Капуста.)

5. В поле выросла она
Колосом своим горда.
Может колосом гордиться
Лишь хорошая... (пшеница).

(На доске закрыты слова: помидор, горизонт, петух, капуста, пшеница.)

– Первый учащийся выйдет к доске и вставит пропущенные буквы. Найди слово, разбор которого соответствует схеме ∩□ (капуста). Докажи.
– А остальные поменяйтесь тетрадями и проверьте, как написали эти слова ваши соседи по парте. Оцените друг друга.
– Кто нашел ошибку?
– Проверим, как выполнили задание у доски.
– А теперь, ребята отыщите лишнее слово, подчеркните его, и скажите, почему оно "лишнее"?
п/о – в нем нет буквы "п" – горизонт.

3. Работа у доски (двое учащихся), работа по карточкам на местах (4 учащихся).

а) У доски:

–Укажи склонение имени существительного: без кисти – 3, по капле -1, с неба – 2, о речке – 1, после дождя – 2.
– Укажи падежи имен существительных, вставь и выдели окончания: на крыше избушки, по дорожке к роще, от деревни к речке.

б) На местах – по карточкам.

4. Работа по картине. (на доске 2 картины – ранняя осень, поздняя осень).

– Ребята, посмотрите на первую картину. Какая осень изображена на ней? По каким признакам вы определили, что здесь "ранняя" осень? А как еще называется эта пора осени? Составьте предложения о золотой осени.
– Посмотрите на вторую картину. Какую осень здесь изобразил художник? Как вы догадались, что это поздняя осень? А теперь составьте про позднюю осень предложения?
– Я тоже составила предложение по этой картине о поздней осени. Прочитайте его.
(На доске Мокрыми грус_ными стали д_рев_я в л_су.)
– Но это предложение зашифровано. Надо вставить пропущенные буквы и пропущенные знаки препинания.
– Каким членом предложения являются однородные члены?
– Разобрать это предложение по членам предложения и по частям речи (1 учащийся).
– Укажите падежи имен существительных.

Проверка, работающих у доски.

III. Изучение нового материала.

1. Объяснение нового материала.

– Ребята, мы с вами переходим к изучению нового материала.
– Давайте вспомним название падежей и на какие они отвечают вопросы? Кто не очень хорошо запомнил можно пользоваться опорой?
– К нам пришел еще один гость. Он сам хочет о себе рассказать.

А я падеж предложный,
Со мною случай сложный.
Мне без предлогов свет не мил
О ком, о чем я говорил?
Ах да, нужны предлоги.
Без них мне нет дороги.
пусть будет "в", и "о" и "при", –
Ты их случайно не сотри.
Тогда смогу я рассказать,
О чем мечтать и в чем гулять.

– О каком падеже говорит наш гость?
– На какие вопросы отвечает существительные в предложном падеже?
– Какие предлоги употребляются с существительными в предложном падеже?

2. Составление словосочетаний с существительными в предложном падеже.

– Гномик еще принес какое-то задание. У него кармане – листок со словами. Он нам предлагает придумать словосочетания, измени в эти слова и поставив их в предложный падеж.

(На доске: земля, планета, тайга, тундра.)

– Что такое тундра? (Зона, расположенная южнее ледяной зоны).
– Что такое тайга? (Непроходимый хвойный лес).
– Что обозначает слово земля?
п/о – планета, почва, на которой все растет, мир, в котором мы живем.

Учитель записывает на доске, а дети в тетрадях:

Предложный падеж: о чем? о земле
на чем? на планете
в чем? в тундре
в чем? в тайге

– На какую часть слова падает ударение в первом слове? А во втором? А изменилось ли окончание в этом слове?
– Как проверить безударное окончание имени существительного первого склонения?
– А в каких еще падежах есть окончание -е? Как их различить?

3. Работа с правилом в учебниках.

– Откройте учебник на с. 63. Прочитайте, как об этом сказано в правиле?
– Кто запомнил?

Микроитог.

– Почему же этот падеж назван предложным?
– Что вы о нем узнали?
п/о – Отвечает на вопрос о ком? о чем? где?; окончание – е. Всегда употребляется с предлогами: о, об, в, на, при.

IV. Физкультминутка.

  1. Мы сейчас выполним упражнения на координацию движения, внимание. Называется оно "Ленивая восьмерка" (1 раз правой рукой, 1 раз левой рукой, глазами, а теперь и руками, и глазами).
  2. Упражнение "Ванька-встанька" на улучшение мыслительной деятельности.
  3. На улучшение зрения.
  4. На снятие мышечного напряжения: руки вперед – потянуться, руки за голову – свести лопатки.

4. Выполнение упр 147.

– А сейчас мы потренируемся в написании слов с безударными окончаниями в предложном падеже
– Причитайте задание к упражнению.

1, 2 предложение мы выполним устно.
3, 4 предложение самостоятельно.

Проверка.

– Что помогло выполнить это упражнение? Какое окончание пишется в предложном падеже?

5. Тестирование.

– У Гномика в кармашке первые снежинки. Он хочет проверить, как вы уже научились правильно определять падеж и писать окончания.

  1 2 3 4 5 6 7 8 1) у черемухи 2) в постельке

3) для лошадки 4) при дороге

5) о поездке 6) от кочки

7) без посылки 8) на полянке

е   +   + +     +
и +   +     + +  

6. Составление предложение по предметным картинкам.

– У вас на каждой парте лежат предметные картинки. Вам надо придумать и написать предложения с существительными в предложном падеже.

Проверка.

– Какое вам понравилось больше?

Проверка тестов.

V. Задание на дом.

– Ребята, кто хочет и сможет, составьте несколько предложений с существительными в предложном падеже первого склонения.
– А кто сомневается в своих знаниях, выполняет упр. 148.

VI. Итог урока.

– Что вы запомнили на уроке.
– Что можете сказать о предложном падеже имени существительного первого склонения?
– Кто ошибается в написании окончаний существительных первого склонения в предложном падеже?
– У кого сегодня на уроке получалось все?
– Кому надо еще, чем поработать?