Цели:
- Познакомить учащихся с предложным падежом имен существительных первого склонения, учить правильно определять падеж, задавать вопросы, видеть предлоги, и верно писать окончания, используя при этом существительные этого же склонения с ударными окончаниями. Закреплять умение находить однородные члены предложения, выделять их на письме, повторить разбор по частям речи и грамматический разбор, однокоренные слова, учить видеть орфограммы корня.
- Развивать навыки грамотного и красивого письма, развивать речь детей, обогатит их словарь.
- Воспитывать любовь к русскому языку, к природе, бережное отношение к родному слову, аккуратность, чувство товарищества.
Оборудование:
а) для учителя: 3 гномика, буквы "Пп", 4–5 карточек, опоры по таблице "Падежи
имен существительных", слова "земля, планета, тайга, тундра", тесты.
б) для учащихся: карточки – опоры, предметные картинки, сигнальные карточки
"Е","И".
Ход урока
I. Организация внимания учащихся.
II. Актуализация ранее изученного.
1. Сообщение темы и целей урока.
а) Вступительное слово учителя.
– Сегодня на уроке мы продолжим изучение темы "Имя существительное". На предыдущих уроках у нас было знакомство с падежами. На этом уроке мы продолжим их изучать и познакомимся с предложным падежом.
– А почему этот падеж предложный? Мы с вами узнаем, на какие вопросы, какие окончания и какие предлоги у существительных первого склонения в предложном падеже. Вспомним, какие знаки препинания ставятся в предложении с однородными членами, а также составим и запишем лучшее предложение по картине. На уроке будут даны разные задания на внимание, поэтому будьте внимательны с первой минуты урока до последней.
б) Запись в тетрадях.
– Откройте тетради, запишите число, классная работа, название темы урока
в) 1. Минутка чистописания.
– С какой буквы начинается слово "предложение"?
– На минутке чистописания мы будем писать букву "П".
– Что мы можем о ней сказать?
п/о – это буква согласная, обозначает два звука [п], [п′], оба эти звука глухие,
имеют пару по звонкости [б], [б′].
– Из каких элементов состоит строчная буква "н"? заглавная "П"?
п/о – п – наклонная прямая, прямая с закруглением вверху и внизу.
П – 3 наклонные прямые с закруглениями внизу.
– На следующей строчке напишем соединения и слияния с буквой "П".
(На доске: Пп, пл, по, пр, пе, уп, сп, пш.)
2. Словарная работа.
– Гномик нам принес задание, а ваша задача точно и правильно его выполнить. Я читаю загадки, а вы пишете отгадки.
1. Растут на грядке
Зеленые ветки.
А на них
Красные детки.
(Помидоры.)2. Он и летом, и зимой
Между небом и землей.
Хоть всю жизнь к нему иди –
Он все будет впереди.
(Горизонт.)3. Вместе с тучей золотистой
Просыпается горнист.
Голосисто – голосисто
Заливается горнист:
"На лугу трава не смята!
Солнце смотрится в реку!
На зарядку-ка, ребята!
На заряд-ку-ка-ре-ку!"
(Петух.)4. Лето целое старалась –
Одевалась, одевалась...
А как осень подошла,
Нам одежки отдала.
Сотню одежонок
Сложим мы в бочонок.
(Капуста.)5. В поле выросла она
Колосом своим горда.
Может колосом гордиться
Лишь хорошая... (пшеница).
(На доске закрыты слова: помидор, горизонт, петух, капуста, пшеница.)
– Первый учащийся выйдет к доске и вставит пропущенные буквы. Найди слово,
разбор которого соответствует схеме ∩□ (капуста). Докажи.
– А остальные поменяйтесь тетрадями и проверьте, как написали эти слова ваши
соседи по парте. Оцените друг друга.
– Кто нашел ошибку?
– Проверим, как выполнили задание у доски.
– А теперь, ребята отыщите лишнее слово, подчеркните его, и скажите, почему оно
"лишнее"?
п/о – в нем нет буквы "п" – горизонт.
3. Работа у доски (двое учащихся), работа по карточкам на местах (4 учащихся).
а) У доски:
–Укажи склонение имени существительного: без кисти – 3, по капле -1, с неба –
2, о речке – 1, после дождя – 2.
– Укажи падежи имен существительных, вставь и выдели окончания: на крыше
избушки, по дорожке к роще, от деревни к речке.
б) На местах – по карточкам.
4. Работа по картине. (на доске 2 картины – ранняя осень, поздняя осень).
– Ребята, посмотрите на первую картину. Какая осень изображена на ней? По
каким признакам вы определили, что здесь "ранняя" осень? А как еще называется
эта пора осени? Составьте предложения о золотой осени.
– Посмотрите на вторую картину. Какую осень здесь изобразил художник? Как вы
догадались, что это поздняя осень? А теперь составьте про позднюю осень
предложения?
– Я тоже составила предложение по этой картине о поздней осени. Прочитайте его.
(На доске Мокрыми грус_ными стали д_рев_я в л_су.)
– Но это предложение зашифровано. Надо вставить пропущенные буквы и пропущенные
знаки препинания.
– Каким членом предложения являются однородные члены?
– Разобрать это предложение по членам предложения и по частям речи (1 учащийся).
– Укажите падежи имен существительных.
Проверка, работающих у доски.
III. Изучение нового материала.
1. Объяснение нового материала.
– Ребята, мы с вами переходим к изучению нового материала.
– Давайте вспомним название падежей и на какие они отвечают вопросы? Кто не
очень хорошо запомнил можно пользоваться опорой?
– К нам пришел еще один гость. Он сам хочет о себе рассказать.
А я падеж предложный,
Со мною случай сложный.
Мне без предлогов свет не мил
О ком, о чем я говорил?
Ах да, нужны предлоги.
Без них мне нет дороги.
пусть будет "в", и "о" и "при", –
Ты их случайно не сотри.
Тогда смогу я рассказать,
О чем мечтать и в чем гулять.
– О каком падеже говорит наш гость?
– На какие вопросы отвечает существительные в предложном падеже?
– Какие предлоги употребляются с существительными в предложном падеже?
2. Составление словосочетаний с существительными в предложном падеже.
– Гномик еще принес какое-то задание. У него кармане – листок со словами. Он нам предлагает придумать словосочетания, измени в эти слова и поставив их в предложный падеж.
(На доске: земля, планета, тайга, тундра.)
– Что такое тундра? (Зона, расположенная южнее ледяной зоны).
– Что такое тайга? (Непроходимый хвойный лес).
– Что обозначает слово земля?
п/о – планета, почва, на которой все растет, мир, в котором мы живем.
Учитель записывает на доске, а дети в тетрадях:
Предложный падеж: | о чем? о земле на чем? на планете в чем? в тундре в чем? в тайге |
– На какую часть слова падает ударение в первом слове? А во втором? А
изменилось ли окончание в этом слове?
– Как проверить безударное окончание имени существительного первого склонения?
– А в каких еще падежах есть окончание -е? Как их различить?
3. Работа с правилом в учебниках.
– Откройте учебник на с. 63. Прочитайте, как об этом сказано в правиле?
– Кто запомнил?
Микроитог.
– Почему же этот падеж назван предложным?
– Что вы о нем узнали?
п/о – Отвечает на вопрос о ком? о чем? где?; окончание – е. Всегда употребляется
с предлогами: о, об, в, на, при.
IV. Физкультминутка.
- Мы сейчас выполним упражнения на координацию движения, внимание. Называется оно "Ленивая восьмерка" (1 раз правой рукой, 1 раз левой рукой, глазами, а теперь и руками, и глазами).
- Упражнение "Ванька-встанька" на улучшение мыслительной деятельности.
- На улучшение зрения.
- На снятие мышечного напряжения: руки вперед – потянуться, руки за голову – свести лопатки.
4. Выполнение упр 147.
– А сейчас мы потренируемся в написании слов с безударными окончаниями в
предложном падеже
– Причитайте задание к упражнению.
1, 2 предложение мы выполним устно.
3, 4 предложение самостоятельно.
Проверка.
– Что помогло выполнить это упражнение? Какое окончание пишется в предложном падеже?
5. Тестирование.
– У Гномика в кармашке первые снежинки. Он хочет проверить, как вы уже научились правильно определять падеж и писать окончания.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 1) у черемухи 2) в постельке 3) для лошадки 4) при дороге 5) о поездке 6) от кочки 7) без посылки 8) на полянке |
|
е | + | + | + | + | |||||
и | + | + | + | + |
6. Составление предложение по предметным картинкам.
– У вас на каждой парте лежат предметные картинки. Вам надо придумать и написать предложения с существительными в предложном падеже.
Проверка.
– Какое вам понравилось больше?
Проверка тестов.
V. Задание на дом.
– Ребята, кто хочет и сможет, составьте несколько предложений с
существительными в предложном падеже первого склонения.
– А кто сомневается в своих знаниях, выполняет упр. 148.
VI. Итог урока.
– Что вы запомнили на уроке.
– Что можете сказать о предложном падеже имени существительного первого
склонения?
– Кто ошибается в написании окончаний существительных первого склонения в
предложном падеже?
– У кого сегодня на уроке получалось все?
– Кому надо еще, чем поработать?