Одной из актуальных проблем современной школы остается проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и преодоление школьной неуспеваемости. Ее решение предполагает совершенствование методов и форм организации обучения, поиск новых, более эффективных путей формирования знаний, которые учитывали бы реальные возможности учащихся и условия, в которых протекает их учебная деятельность. Количество учащихся, которые по различным причинам оказываются не в состоянии за отведенное время и в необходимом объеме усвоить учебную программу, постоянно увеличивается.
Специфика нарушений речи и их коррекция у умственно отсталых детей определяются особенностями высшей нервной деятельности и их психического развития.
Овладение речью как средством общения, как способом понимания сообщений собеседников представляет собой центральную линию развития ребёнка и существенно меняет его отношение к окружающей среде. Вместе с речью у ребёнка возникает объективное осмысление и осознание реальной действительности. Совершенствование речи, связанной с продуцированием рассказов, обеспечивается в процессе обучения, которое имеет целенаправленный характер в школьные годы.
Развитие у учащихся с лёгкой степенью умственной отсталости устной монологической речи в целом и обучение построению рассказов в частности является одной из важнейших задач, которую ставят перед собой педагоги специальных (коррекционных) школ VIII вида, руководствуясь действующими программно-методическими материалами. Решение этой задачи позволяет в определенной степени преодолеть нарушения речи этих детей, а также обеспечивает понимание учащимися смысла читаемых произведений.
Формирование и развитие связной речи у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта происходит в процессе коррекционно-педагогического воздействия путем комплексной и систематической работы. У умственно отсталых детей нарушается не только языковой уровень речи, но и смысловой и сенсомоторный уровни. Более стойкими являются нарушения смыслового и языкового уровня.
Работа по развитию связной речи должна проводиться не только на специальных логопедических занятиях, но и на уроках русского языка, математики и т.д. Именно комплексный системный подход к развитию связной речи у умственно отсталых детей может обеспечить эффективность логопедической работы.
У школьников с нарушением интеллекта наблюдается искажение, как внутреннего смыслового уровня, так и языкового уровня связной речи, в связи, с чем у них возникают трудности при составлении рассказа по сюжетной картинке, где закономерность развития событий не задана, и при пересказе текста с сохранением последовательности событий.
Овладение детьми навыками продуцирования рассказов предполагает проведение разносторонней коррекционной работы по развитию монологической речи. Рассказ как вид монолога предполагает наличие у детей разнообразных речевых умений и навыков. В этой связи на первых этапах начального школьного обучения дети с лёгкой степенью умственной отсталости должны учиться составлять и воспроизводить рассказы в устной форме.
Современные типовые программы школ VIII вида по дисциплинам языкового цикла предъявляют достаточно высокие требования к развитию у названной категории учащихся устной монологической речи. Так, например, ученики начальных классов должны уметь:
– последовательно и правильно излагать свои
мысли в устной форме;
– слушать и понимать собеседника;
– пользоваться коротким монологом в связи с
необходимостью рассказать стихотворение,
принять участие в инсценировке;
– внятно выражать свои просьбы и желания;
– осуществлять пересказ сказок, рассказов (с
помощью учителя, с опорой на иллюстрации или
вопросы).
Для активизации речевой и мыслительной деятельности младших школьников с нарушенным интеллектом следует создавать на уроках атмосферу творчества, используя различные формы организации деятельности детей, осуществляя дифференцированный подход к обучению учащихся. Роль учителя в создании такой атмосферы неизмеримо велика. Именно он постоянно побуждает младших школьников не к механическому заучиванию готовых слов, предложений и текстов, а к созданию оригинальных рассказов. Учителю важно поощрять учеников за интересные мысли, грамотное оформление высказываний.
В процессе всех учебных дисциплин языкового цикла учитель может использовать различные организационные формы работы с учащимися: фронтальную (работу со всем классом), работу с ведущим учеником, парами, индивидуальную. При этом сначала используются формы совместных действий учителя с учащимися, затем – подражательные и, наконец, самостоятельные речевые действия младших школьников.
Предполагается, что уже за период обучения в первом классе школьники с лёгкой степенью умственной отсталости должны уметь составлять простые нераспространённые предложения на основе демонстрируемого действия и действия, изображённого на картинке. При этом дети должны уметь верно, использовать слова (в соответствующих грамматических формах) в составе синтаксических конструкций.
Большую роль в обучении младших школьников с лёгкой степенью умственной отсталости составлению рассказов имеют средства наглядности. Это вытекает как из программных требований, так и из методических рекомендаций учёных. Так, в процессе коррекционной работы со школьниками целесообразно использовать картинки или серии картинок. Как отмечают авторы, существует несколько вариантов работы по картинке: описание картинки; рассказ-повествование по серии картинок; рассказ-повествование по одной картинке; восстановление событий, предшествующих (или последующих) событиям, изображенным на картинке; рассказ по закрытой картинке.
Все перечисленные виды и формы работ направлены на развитие у детей умений строить серию связных по структуре и завершённых по смыслу высказываний. По мнению некоторых методистов, в этом плане более продуктивной является работа по восстановлению предшествующих или последующих событий, так как она требует собранности, активизирует развитие мышления и устной монологической речи. По этой же причине полезно составление рассказа по его началу или окончанию, по опорным словам, однако к этой работе ребёнок должен быть предварительно подготовлен (А.К. Аксенова, В.В. Воронкова, Л.В. Занков, Т.В. Никифорова и др.).
Использование различных форм и видов работы учителями и логопедами, поможет значительно повысить уровень сформированности связной речи у детей с нарушением интеллекта, что положительно будет влиять на развитие их познавательной деятельности. Целенаправленная коррекционная работа по формированию связной речи школьников с нарушением интеллекта, с учётом структуры дефекта и психического состояния ребёнка, влияет на развитие речевой и познавательной деятельности, а также повышает уровень общего развития.