Тема урока: Задача и её основные части.
Цели урока: уметь выделять в тексте задачи её основные части: условие и вопрос; совершенствовать навык решения простых задач.
Ход урока
I. Орг. момент.
Громко прозвенел звонок -
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Слушаем, запоминаем,
Ни минутки не теряем. Тихо сели.
А теперь проверь, дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте, всё ль в порядке - Ручка, книжка и тетрадка?
Учитель: - Итак, начинаем урок математики. Покажите, пожалуйста, с помощью сигнальных карточек, с каким настроением вы начинаете этот урок. Я думаю, что такое же приподнятое настроение будет у всех и в конце урока
- Я желаю вам успешной и плодотворной работы.
Начинаем наш урок с устного счёта.
II. Устный счёт.
- Сосчитайте от 36 до 43, от 58 до 64, от 82 до 77.
- Назовите число, которое при счёте следует за числом 46, за числом 38, за числом 99.
- Какое число предшествует числу 18, числу 70, числу 45?
- Назовите соседей числа 18, 43, 65. - Назовите число, в котором 2 д. 4 ед.; 3 д. 1 ед.; 7 д. - Сколько десятков и единиц в числах: 86, 93, 61; - Назовите наименьшее натуральное число; - Назовите наименьшее и наибольшее двузначные числа. - Назовите наибольшее однозначное число; - 52 увеличьте на 6; 39 увеличьте на 20;
- Уменьшите число 86 на 6; уменьшите число 50 на 40.
- На сколько 80 больше, чем 20?
- На сколько 30 меньше, чем 60?
- Продолжите ряд чисел, соблюдая закономерность: 24,27,30,33,… - Внимательно рассмотрите ряд чисел и назовите “лишнее” число: 18, 29, 3, 45, 60. - Какое число “лишнее” в этом ряду? ( 2, 4, 0, 7, 9, 10,) - Чем похожи и чем отличаются числа 27 и 72?
(В записи этих чисел используются одинаковые цифры, а различаются числа количеством десятков и единиц)
- Выразите каждое из этих чисел суммой разрядных слагаемых. (20+7, 70+2)
- Придумайте ещё пару чисел, подобную данной.
Учитель: Молодцы, ребята, вы неплохо справились с устным счётом. А теперь вам предстоит разгадать кроссворд, но для этого вам пригодятся знания геометрического материала. Вы должны назвать фигуры, которые показаны на экране, и вписать их в клеточки кроссворда. (Как называется фигура под № 1? и т. д.)
(Учитель показывает изображение геометрических фигур, дети называют эти фигуры и отвечают на вопросы учителя)
Вопросы к кроссворду:
1) Что такое отрезок?
2) Геометрическая фигура и знак препинания
3) Назовите свойства данной фигуры. Как по другому можно назвать эту фигуру?
4) Что вы можете сказать о прямой?
5) Что такое луч? 6) Что вы знаете о ломаной? (Эта
фигура состоит из отрезков, которые называются
звеньями.
Учитель: Все вы, наверное, заметили ключевое
слово в данном кроссворде и теперь сможете
определить тему нашего сегодняшнего урока. Так о
чём же сегодня мы продолжим разговор? (О задаче)
Учитель: Действительно, тема нашего сегодняшнего урока: “Задача и ее основные части”.
III. Работа над новым материалом. Учитель: Предлагаю вам составить по рисункам задачи и устно решить их. (Дети составляют и решают по рисункам задачи) Задача № 1. В одной коробке было 16 карандашей, а в другой 10. Сколько всего карандашей было в двух коробках? Задача № 2. В первый день Катя прочитала 10 страниц, во второй 20 страниц, а в третий 30 страниц. Сколько страниц Катя прочитала за три дня?
Учитель: Молодцы! Вы хорошо умеете составлять задачи. Но цель нашего сегодняшнего урока научиться выделять в тексте задачи её составные части: условие и вопрос, а также усовершенствовать навык решения простых задач.
Но прежде, чем мы приступим к работе над задачами, предлагаю вам немножко отдохнуть.
Физминутка. 1.
На зарядку солнышко приглашает нас
Поднимаем руки мы по команде – раз.
А над нами весело шелестит листва,
Опускаем руки мы по команде два.
2. Руки в стороны поставим,
Правой левую достанем,
А потом наоборот
Будет вправо поворот.
Раз хлопок, два хлопок,
Повернись ещё разок,
Раз, два, три, четыре
Плечи выше, руки шире
Опускаем руки вниз
И на корточки садись.
Работа по учебнику.
Учитель: Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа. Сейчас мы поработаем по учебнику. Откройте учебник на странице 51 найдите № 113.
1) Прочитай текст. Это задача? Объясни ответ.
Юля и Рома собрали в лесу 17 грибов. Юля нашла 9 грибов. Сколько грибов нашёл Рома? Учитель: Это задача? (Да, это задача, потому что в ней есть вопрос, на который нужно ответить, и он подходит по содержанию к тексту; это задача, потому что в ней не указывается действие, которым нужно её решить).
Учитель: Найдите ту часть задачи, которая рассказывает, что в ней известно. Прочитайте её. Эта часть задачи называется условием задачи. Прочтите вторую часть задачи. О чём она вам сообщила? (Эта часть сообщила о том, что нужно узнать в задаче)
Учитель: Такая часть задачи называется вопросом задачи.
(На доске вывешиваются карточки с название основных частей задачи).
Учитель: Давайте найдём в тексте главные слова, с помощью которых можно кратко записать текст задачи.
(Дети выделяют главные слова; условие и решение задачи оформляется на доске).
Учитель: - Назовите ещё раз части, из которых состоит текст задачи. (Текст задачи состоит из условия, это то, что в задаче известно и вопроса, то, что требуется в ней найти.) IV. Закрепление материала.
Учитель: - Вот сейчас мы с вами и потренируемся выделять в задачах условие и вопрос. (На слайдах появляются тексты задач, дети их решают) - Просмотрите внимательно текст задачи, кто прочитает условие задачи? Прочитайте вопрос задачи.
1) В первом вагоне поезда ехали 10 пассажиров, во втором – 20 пассажиров, а в третьем – 15. Сколько всего пассажиров ехало в трёх вагонах?
2) В загородном доме всего проживает 35 человек, в одной квартире проживает 5 человек, во второй – 10. Сколько человек проживает в третьей квартире?
3) В новогоднем подарке было 48 конфет. 23 из них были карамельки, а остальные шоколадные. Сколько шоколадных конфет было в подарке?
4) Одна сторона прямоугольника
4 см, а вторая – 3см. Чему равен периметр прямоугольника?
Физминутка. Как живёшь? - Вот так!
Как идёшь? - Вот так!
Как бежишь? - Вот так!
Ночью спишь? - Вот так!
Как берёшь? - Вот так!
Как даёшь? - Вот так!
Как шалишь? - Вот так! Как грозишь? - Вот так!
VI. Работа в группах. Учитель: - А теперь я предлагаю поработать в группах. Распределились по группам. 1) Какие числа пропущены?
6* - *0 = 45 *0 + 2* = 80
8* - *1 = 70
2) Внимательно рассмотрите данные ряды чисел и найдите лишний ряд.
2, 5, 8, 11, 14
13, 16, 19, 22, 25
3, 5, 7, 9, 11
24, 27, 30, 33, 36
V. Самостоятельная работа. (На доске таблички со словами: слагаемое, разность, ответ, уменьшаемое, решение, сумма, вычитаемое)
Учитель: - Ребята, обратите внимание на слова, которые вы видите на доске. Скажите, пожалуйста, есть ли среди них слова, которые на ваш взгляд связаны со словом “задача”. (Дети выбирают слова: решение, ответ)
Учитель: - Прочитайте слова, которые остались на доске, что вы о них можете сказать. (Это названия компонентов математических действий). - Какое задание вы можете предложить сделать с оставшимися словами? (Их можно разделить на группы)
- С каким математическим действием связаны слова первой группы? (Со сложением)
- Как называются числа при сложении? (Первое слагаемое, второе слагаемое, сумма) – табличка.
- С каким математическим действием связаны слова второй группы? (С вычитанием)
- Как называются числа при вычитании? (Уменьшаемое, вычитаемое, разность) – табличка.
Учитель: На парте у каждого из вас есть подписанные листочки для индивидуальной работы. Приготовили их. - Мы вспомнили компоненты арифметических действий и сейчас, на основании этих знаний, вам предстоит составить математические выражения.
1) Уменьшаемое 45, вычитаемое 23, найдите значение разности
2) Найдите сумму чисел 52 и 11.
3) Первое слагаемое 50, второе слагаемое 30, найдите значение разности.
4) Найдите разность чисел 90 и 60.
Учитель: С правой стороны листочка у вас есть оценочная шкала. Если вы уверены, что данная работа выполнена правильно, поставьте крестик в самом верху шкалы, если в чём-то сомневаетесь, поставьте крестик в серединке. И, если вам кажется, что в основном работа выполнена неправильно, поставьте крестик внизу шкалы.
- А теперь обменяйтесь листочками с соседом по парте и сделайте взаимопроверку. Образец правильно выполненного задания вы видите на доске. Если выражение составлено и решено, верно, рядом с ним ставим плюс, если неверно – минус. Обменялись листочками. Подняли руки у кого все задания выполнены верно. В конце урока эти листочки сдадите. VII. Итог урока. Учитель: - На этом наш урок подошёл к концу. - Давайте с вами ещё раз с вами вспомним, из каких частей состоит текст задачи? - Какие части добавляются при решении задачи? - Что вам понравилось сегодня на уроке? - Какие задания у вас вызвали трудности? - Какие задания вы хотели бы выполнить на следующем уроке? - С помощью сигнальных карточек покажите, с каким настроением вы закончили урок.
- Я благодарю всех за хорошую работу на уроке.
- А теперь откройте дневники и запишите домашнее задание с. 52 № 116.
См. презентацию.