Цели урока
Образовательные
- Научить учащихся точно и ярко описывать предметы, уметь составлять связный текст, помочь овладеть навыками описания изображенного на картинах
Развивающие
- Развивать внимательное отношение к значению слов и их употреблению в устной и письменной речи
- Развивать чувство прекрасного
Воспитательные
- Воспитывать самостоятельность, творческую активность, эстетическое восприятие произведений искусства
- Повысить интерес к устному народному творчеству, живописи, музыке
- Воспитывать любовь к красоте родной природы, бережное отношение к ней.
Учащимся было заранее дано задание нарисовать рисунки о зиме, зимних обитателях леса, подготовить стихи о зиме, сообщения о зимних праздниках ( Рождестве, святках, масленице).
Ход урока
1. Организационный момент
Звучит музыка "Три белых коня" слайд№1
Учитель литературы
Ребята! У нас сегодня необычный урок путешествие в зимнюю сказку . Мы понаблюдаем за жизнью птиц и животных в лесу, вспомним, что писали о русской зиме поэты, как рисовали художники. Работать мы с вами будем по командам, за правильный ответ команда будет получать снежинку.
2. Изучение нового материала
Учитель биологии
Ребята! Мы ворвались в лес с таким шумом и звоном, нарушив покой леса. Давайте послушаем звуки леса и полюбуемся его красотами.
Слайд №2 - 37 (звучит музыка П.И.Чайковского "Времена года", видео-клип о зиме)
Учитель литературы
А) Работаем по составлению ассоциативных рядов слайд №38
Каждая команда получает слово, к которому необходимо составить ассоциативный ряд
- 1 команда - снег
- 2 команда -метет
- 3 команда - пушистый
После проверки команды получают снежинки
Б) Конкурс стихов - вспомни автора поэтических слов слайды № 39 - 43
За правильный ответ команда получает снежинку.
Учитель биологии
Ребята! А как называли зимние месяцы в народе? Слайд №44
Декабрь "хмурень" - хмурый, бессолнечный месяц, дни короткие, ночи длинные, смеркается рано. По ночам в декабре трещит мороз - строит ледяные мосты на реках, прудах и озерах. Декабрь - студень. Декабрь мостит, декабрь гвоздит, декабрь приколачивает. Декабрь год кончает, а зиму начинает
Январь - второй зимний месяц. Лютует стужа, трещат морозы, а под ногами скрипит снег. В народе январь называют "лютень" или "лютовей". Январь - году начало - зиме середина
Февраль - последний месяц зимы. Метели и вьюги наметают высокие сугробы, а порывистые ветры гонят по земле снежную поземку. В старину февраль называли "снеговеем". Межень - так называли в старину на Руси февраль, разделяющий зиму и весну, хотя еще лютуют морозы, много снега, но все настойчивее пригревает солнышко и вот-вот придет долгожданная весна.
Учитель литературы
А теперь задание - закончи и объясни русские пословицы о зиме. Слайд № 45
Учитель биологии
Земля,вода и лес - все покрыто снегом, все погружено в непробудный и, кажется, мертвый сон. Давайте пройдем дальше в лес и посмотрим, так ли это. На белом пушистом покрывале то там, то тут можно следы тех, кто не лег в спячку. Вот пробежал заяц, а рядом с ним след оставила белка, которая зачем-то спускалась с дерева. А вот эту ниточку следов оставила мышка-полевка, а здесь прошел лось, а вот эти следа оставила рыжая плутовка - лиса. Слайд № 46 - 50
А чье это пение раздается. На ветке рябины висят, словно красные яблоки, удивительные птицы. Узнали. Это снегири. А рядом на высокой березе свистят свою песню свиристели, а на еловых ветках расселись птицы с красными шапочками на голове. Это чечетки. Ребята, что объединяет всех этих птиц. Они прилетели к нам с севера и называют их "северные гости". Слайд № 51 - 54
Пойдемте дальше. Что это такое . Кто накрошил все эти шишки. Вы знаете как называется это место. Это кузница дятла. А вот и он сам со своей барабанной трелью.
Зимой основной корм большого пёстрого дятла - семена сосен и елей. Сорвав сосновую или еловую шишку, дятел несёт её в специально выдолбленную расщелину в стволе какого-нибудь сухого дерева, зажимает её там и "обрабатывает" клювом, извлекая семена. На каждую шишку требуется минут пять времени и полтысячи ударов клюва. С утра до вечера весь недолгий зимний день стучит в своей "кузне" неутомимая птица. А под деревом скапливаются горы шишек, под иными "кузницами" учёные находили до 5-6 тыс. штук. Посмотрим внимательно снег под большими елями , и здесь можно увидеть лежащие на земле погрызенные или раздолбленные шишки. По их виду нетрудно узнать, кто здесь потрудился. Шишка, погрызенная белкой, имеет вид голого стержня с кисточкой чешуек наверху, а саму шишку белка отгрызает у самого основания, без хвои. Шишка после обработки дятла имеет встопорщенный вид с оттопыренными чешуйками. слайд № 55 - 58
Среди веточек ели можно встретить юрких птиц - клестов. Самцы красные. Самки зеленовато-серые. Надклювье и подклювье скрещиваются между собой, и острые концы их выдаются по бокам клюва. С помощью такого клюва птицы быстро и ловко раскрывают чешуйки шишек хвойных деревьев, выбирая семечки, составляющие основу их питания. Гнездо строит самка в густых еловых ветвях, используя снаружи тонкие веточки и выстилая внутри мхом, шерстью и перьями. В кладке бывает 3-5 голубоватых яиц бурыми пятнами.
Слайд № 59 - 60
А теперь я предлагаю вам выполнить несколько заданий
А) 1. Отметь птиц, которые зимуют в средней полосе России.
2. Почему птицы осенью улетают в тёплые края?
Б) Биологическая викторина
1. Растет ли дерево зимой?
2. Почему заготовленные зимой дрова ценятся больше, чем летом?
3. Где раньше начинает таять снег- в лесу или в городе?
4. Какого цвета одежда выгодней охотнику зимой в лесу и в поле ?
5. Почему тушка мертвого клеста даже в тепле долго не разлагается?
6. Можно ли по стволу дерева или по срубленному пню определить стороны света?
В) Решите кроссворд и найдите зашифрованное слово - птица, зимующая в средней полосе России Приложение 1 слайд №61 -64
Учитель литературы
Какие зимние праздники вы знаете? ( Рождество, святки, Крещение, масленица) слайд №65
Все ли перечисленные названия праздники?
В чем божественный смысл праздника Рождества Христова? Что вам известно из истории праздника?
Звучат стихи о Рождестве. слайд № 66
Ребята, а вы когда-нибудь задумывались, почему 12 дней до Крещения назывались святочными?
Чтение отрывков из романа в стихах "Евгений Онегин" А.С.Пушкина слайд №67
В чем особенность праздника масленицы?
Стихотворение, посвященное масленице, чтение пословиц, поговорок слайд №68
Учитель литературы
Ребята, в культуре, литературе, христианской религии тесно переплетаются и языческие традиции, и христианские. Поэтому надо чтить и уважать традиции нашего народа. Ведь в этих традициях заложена любовь к людям, природе, братьям нашим меньшим.
3. Рефлексия
Учитель биологии
А) Сегодня мы с вами побывали в зимней сказке, полюбовались красотой леса, узнали обитателей зимнего леса, поговорили о зимних праздниках. А теперь мы предлагаем вам составим синквейн - стихотворение из 5 строк, написанное по определенному алгоритму.
1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами.
4. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
5. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Каждая команда получает ключевое слово и составляет с ним синквейн.
- 1 команда - снежинка
- 2 команда - Рождество
- 3 команда - снегирь.
Б) О чем вы размышляли, когда путешествовали по зимнему лесу?
4. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
5. Домашнее задание.
Написать сочинение.