Цели урока:
- Систематизация и контроль качества знаний по указанной теме.
- Продолжить формирование умений работать с исторической картой, составлять чёткий и связный рассказ при работе с фактическим материалом, участвовать в обсуждении, формулировать своё мнение.
Оборудование:
- Карта "Средневековая Европа".
- Оформление доски - рисунки учащихся по указанной теме,
- чайнворд "Средневековье ".
- Презентация по указанной теме.
- Правила поведения при работе в группе (листок с правилами находится на столе каждой команды, основные правила выведены на доску).
Форма проведения: урок - деловая игра, с использованием интерактивных технологий.
При подготовке к уроку учащиеся получают задание: разделиться на три команды, придумать название команды, её девиз, эмблему, выбрать капитана.
Вступительное слово учителя: "Ребята, в 6 классе мы продолжили с вами путешествие по стране под названием "История" и к сегодняшнему уроку прикоснулись в этом путешествии к периоду мировой истории, который называется "История средних веков" - это сложная и противоречивая эпоха, насыщенная самыми разными событиями - от нашествия варваров на Римскую империю до роста городов, развития ремесла, образования единых централизованных государств, многие из которых сохранились и поныне. Перед нами поставлена задача, не просто повторить ранее изученный материал, а систематизировать и углубить свои знания, проверить насколько они прочны, смогут ли они быть тем фундаментом, на котором мы в дальнейшем будем строить многоэтажный дом открытий науки истории.
Представление команд: сегодня у нас соревнуются три команды - "Алая роза", "Белая роза", "Рыцари средневековья". Представление капитанов: эмблема, девиз команды.
Для успешной работы необходимо повторить правила работы в группе.
Каковы они?
Правила работы в группе (находятся на столах команд):
1.Чтобы попросить слово, подними руку.
2. Говори по теме, понятно, кратко.
3. Выслушай каждого, не перебивай. Не говори одновременно с другими.
4. Старайся понять мнение другого, даже если ты с ним не согласен.
5. Критически отнесись к мыслям, а не к людям.
6. Старайся найти наилучшее решение проблемы.
7. Поощряй других к участию в обсуждении.
8. Будь доброжелателен и терпим.
9. Соблюдай правило " трёх нельзя":
- нельзя говорить: " всё уже сказали";
- нельзя отказываться сообщить своё мнение группе;
- нельзя прятать за высказыванием дурное настроение.
Учитывая возрастные особенности шестиклассников, на доске для зрительного восприятия выведены основные правила:
- Правило уважения: когда говорит один - остальные слушают.
- Правило прилежания: выполняем все задания добросовестно.
- Правило дружелюбия: нельзя насмехаться, обзываться.
Для оценки нашей работы, у капитанов есть списки команд, в которых отмечаются ответы каждого участника, в конце игры капитаны должны будут подвести итоги работы своей команды, а команда должна будет оценить капитана.
I. Разминка: работа с линией времени на доске;
учитель задаёт по одному вопросу каждой команде -
- Почему период называется "история средних веков "?
- Каковы начальная и конечная даты этого периода?
- Что изучает история средних веков?
По одному представителю от команды работают у доски.
Разгадка чайнворда. Цель: повторить термины.
Каждой команде - листок с заданиями по чайнворду. Решают три минуты. Проверили, чайнворд раскрыли.
- Старший феодал - сеньор;
- Изготовление орудий труда и домашней утвари - ремесло;
- Часть урожая и доля продуктов хозяйства крестьянина, которую он отдавал феодалу за землю - оброк;
- Город, освободившийся от власти сеньоров - коммуна;
- Хранилище документов - архив;
- Крупное хозяйство феодала, в котором работали зависимые крестьяне - вотчина;
- Большая группа людей с одинаковыми правами и обязанностями, передающимися по наследству - сословие;
- Противник господствующего вероучения церкви - еретик;
- Рубаха, сплетённая из железных колец, - кольчуга;
- Житель аравийского полуострова - араб;
- Все даровые работы крестьянина на феодала - барщина;
- Прибор для определения местонахождения корабля по расположению звёзд - астролябия.
II. В истории Древнего мира и средних веков мы изучали разные страны.
Вопрос классу: с чего начинается изучение любой страны? - географическое положение, климатические условия, основные занятия населения.
Знатоки карт приглашаются за отдельные столы работать с контурными картами по индивидуальным заданиям. По завершении работы сдают учителю для дальнейшей проверки (Крючкова Е.А. Рабочая тетрадь по истории Средних веков/Пособие для учащихся 6 классов общеобразовательных учреждений. - М.: "Просвещение", 2002. - С.13, 28-29).
Задание командам: найти общие черты и различия между феодальным и рабовладельческим строем на основе материала, предложенного учителем.
Работа команд начинается с ответа на вопросы учителя:
Какой строй изучает история Древнего мира? - рабовладельческий; ключевые слова - раб, рабовладелец.
Какой строй изучает история Средних веков? - феодальный; ключевые слова - феод, феодал.
План работы (находится на каждой парте) на сравнение признаков рабовладельческого и феодального строя:
- Найдите общие черты.
- Найдите различия:
- основные классы?
- чем владели?
- какими правами наделены эксплуатируемые классы?
- кто создаёт всё необходимое для жизни?
III. Вопрос учителя: истории не может быть без карты и без чего? С какого вопроса начинаем изучать любое историческое событие?
Знатоки дат приглашаются за отдельные столы. Задание: соотнести даты и событие.
- 800 г. - провозглашение Карла Великого императором
- 843 г. - распад империи Карла Великого
- 500 г. - возникновение государства у франков
- 610 г. - возникновение ислама
- 1054 г. - разделение христианской церкви на Западную и Восточную
- 1204 г. - захват крестоносцами Константинополя
- 1265 г. - возникновение английского парламента
- 1302 г. - созыв Генеральных Штатов во Франции
- 1337-1453 г.г. - Столетняя война
IV. Вопрос учителя: назовите господствующий класс средневекового общества - феодалы. Отношения между ними характеризует "феодальная лестница".
Задание: воспроизвести феодальную лестницу на доске, используя карточки с ключевыми словами. (Приглашаются по одному человеку от команды).
V. Вопрос учителя: Кто ещё был крупным феодалом в средние века? - церковь.
Задание: Воспроизведите на доске иерархию отношений между деятелями церкви в средние века, используя карточки с ключевыми словами. (Приглашаются по одному человеку от команды).
Почему церковь называли крупным феодалом в средние века?
Знатоки источников богатств католической церкви приглашаются за отдельные столы.
Задание: заполнить пропуски в текстах, где отражены источники богатств католической церкви.
VI. Информация учителя: т.о., господствующий класс - феодалы и господствующая сила над душами людей - церковь. Зависимый класс - крестьянство.
Вопрос: какие повинности крестьян в отношении феодалов и церкви Вам известны? Почему феодал мог заставить работать крестьянина на себя?
Как крестьяне боролись против феодалов?
Задание командам: соотнесите название повинностей с их содержанием.
- Повинности - принудительные обязанности
- Барщина - все даровые работы крестьянина в хозяйстве феодала
- Оброк - часть урожая и всего, что есть в хозяйстве крестьянина, отдаваемое феодалу
- Десятина - особый налог на содержание духовенства и храмов.
За отдельные столы приглашаются по одному представителю от команды.
Задание: Назвать формы борьбы крестьян против феодалов.
VII. Вопросы классу:
- Назовите основное занятие феодала? - военное дело.
- Любимые развлечения? - охота, турниры.
- Жилище феодала? - замок.
Совершим путешествие в замок феодала и поприсутствуем на рыцарском турнире.
Задание командам:
1-я команда представляет рассказ о замке феодала;
2-я команда представляет рассказ о снаряжении рыцаря;
3-я команда представляет рассказ о рыцарском турнире;
Знатоки образа жизни феодала приглашаются за отдельные столы.
Задание: работа с текстами - найти ошибки, вставить пропущенные слова.
(Ведюшкин В.А., Крючкова Е.А. Рабочая тетрадь к учебнику "История Средних веков" /Пособие для учащихся 6 классов общеобразовательных учреждений. - М.: "Просвещение", 2007. - С.34).
Крючкова Е.А. Рабочая тетрадь по истории Средних веков /Пособие для учащихся 6 классов общеобразовательных учреждений. - М.: "Просвещение", 2002. - С.35 - 36).
VIII. Вопрос классу: назовите основное занятие крестьянина? - сельское хозяйство.
Что общего между хозяйством феодала и хозяйством крестьянина? - натуральный характер хозяйства.
Дайте определение понятия - "натуральное хозяйство".
Задание: выберите из предложенного на доске признаки натурального хозяйства.
Приглашаются по одному человеку от команды и по очереди ,прочитывая предложенные признаки ставят "+", если прочитанный признак относится к натуральному хозяйству и "-", если прочитанный признак не относится к натуральному хозяйству.
Предложенные признаки:
1. крестьяне обеспечивали продуктами сельского хозяйства и изделиями ремесла себя и своего господина
2. феодалы вывозили в города продукты из своих поместий
3. ремесленники производили изделия на продажу
4. феодалы и крестьяне почти ничего не покупали
5. крестьянам нечего было продавать
6. хозяйственные связи в стране были очень слабые
7. у крестьян оставались излишки, которые земледельцы везли на рынок
8. в вотчинах феодалы устраивали мастерские: там дворовые мастера изготовляли оружие, ткани, одежду
9.во всех вотчинах производили примерно одно и то же
IX. В 10-11 веках в Европе в хозяйственном отношении произошли коренные изменения - ремесло отделилось от сельского хозяйства.
Задание: выстроить на доске логическую цепочку причин отделения ремесла от сельского хозяйства.
Приглашаются по одному человеку от команды.
X. Феодал живёт в замке, крестьянин в деревне. Где живут ремесленники? - в городах. Где возникали города? Знатоки ответа на этот вопрос приглашаются за отдельные столы и выполняют предложенное им задание. По завершении работы сдают учителю для дальнейшей проверки ( Ведюшкин В.А., Крючкова Е.А. Рабочая тетрадь к учебнику
"История Средних веков" /Пособие для учащихся 6 классов общеобразовательных учреждений. - М.: "Просвещение", 2007. - С.42), (Крючкова Е.А. Рабочая тетрадь по истории Средних веков /Пособие для учащихся 6 классов общеобразовательных учреждений. - М.: "Просвещение", 2002. - С.44, 47 - 48).
Вопрос командам: назовите главные занятия жителей города? - ремесло и торговля.
Задание командам: сравнить замок феодала и город. (найти общие черты и различия). Приглашаются по одному человеку от команды.
XI. Работа над крылатыми выражениями (объясните, что бы это значило?)
- " Улица одного человека"
- "Бросить перчатку"
- "Овца победила лён"
- "Городской воздух делает человека свободным "
- "Нет земли без сеньора"
- "Что с возу упало, то пропало"
- "Нет войны без пожаров и крови"
- "У Жака простака широкая спина, он всё вынесет"
- "Вассал моего вассала - не мой вассал"
XII. Итоговый тест предлагается каждому обучающемуся.
Тест
А1.Особый образ мыслей - учение, несогласное с положениями церкви
1) ересь
2) канон
3) апокалипсис
4) Евангелие
А2. Все верующие должны платить налог на содержание церкви. Он составлял
1) половину
2) четверть
3) пятую часть
4) десятую часть
А3. Великое переселение народов - это
1) завоевание германцев под напоров гуннов
2) открытие новых земель
3) основание колоний
4) переселение европейцев в Америку
А4. Государство франков возникло
1) в 500 г.
2) в 395 г.
3) в 410 г.
4) в 645 г.
А5. Стремясь получить защиту и покровительство, крестьянин попадал в зависимость
1) к сословию
2) к рабовладельцу
3) к сеньору
4) к общине
А6. Принадлежность к сословию человек получал по:
1) наследству
2) собственному желанию
3) приговору суда
4) решению общины
А7. Выберите главное занятие рыцаря
1) земледелие
2) военное дело
3) ремесло
4) торговля
А8. Сходство в положении зависимого и свободного крестьянина
1) участвуют в народном ополчении
2) принадлежат феодалу
3) заняты ремеслом и торговлей
4) заняты земледелием
А9. Города, в которых магистраты формировались путём выборов, историки называют
1) ремесленным цехом
2) братством подмастерьем
3) городской республикой
4) городским уставом
А10. Материал, на котором в период Средневековья писали книги
1) бумага
2) шёлк
3)папирус
4) пергамен
Б1. Установите соответствие между элементами левого и правого столбца
Группа исторических источников | Исторический источник |
|
А. Летопись |
|
Б. Позолоченный шлем, меч, щит |
|
В.Автопортрет средневекового художника |
Запишите получившуюся последовательность букв.
Б2. Впишите недостающий элемент ответа.
"В период феодальной раздробленности власть королей ослабела. Их стали называть первыми среди __________".
Б3. В период расцвета Средневековья города возникали
- около мостов
- в густых лесах
- на перекрёстках дорог
- вдали от морских торговых путей
- рядом с монастырями
Выберите несколько правильных ответов.
Используемая литература
- Ведюшкин В.А. История Средних веков. 6 класс. - М.: Просвещение, 2006.
- Давыдова О.В. Тематическое и поурочное планирование по истории Средних веков. - М., 2006.
- Ведюшкин В.А., Крючкова Е.А. Рабочая тетрадь к учебнику "История Средних веков". 6 класс. - М.: Просвещение, 2006.
- Крючкова Е.А. Рабочая тетрадь по истории средних веков. Пособие для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2002.