Возможность осуществления педагогического процесса в виде различных форм известна всем, но среди всего разнообразия основное место занимает – урок (занятие) – главный модуль учебного процесса, в котором и происходит взаимодействие педагога и учащегося.
Урок (занятие) – это в свою очередь форма организации, которая обеспечивает адекватную учебно-познавательную деятельность, не зависимо от количественного состава учащихся, т.е. будь-то это класс, состоящий из 20 человек, или же это индивидуальные занятия. Наша система образования предполагает урок, как главную единицу организации обучения.
Система дополнительного образования, несколько нивелирует само понятие урока, т.к. в первую очередь ставит перед собой задачу организации досуга для учащихся. Следовательно занятия в рамках тех или иных объединений не всегда можно четко определить, как урок. От самого понятия урока,
Задачи и принципы учебного процесса во многом определяются пониманием и выполнением педагогом поставленных перед ним социальных и педагогических требований. Общие требования к уроку можно условно подразделить на три группы: дидактические, воспитательные и организационные.
К дидактическим, требованиям относятся:
- Четкое определение образовательных задач урока и определение конкретного места в общей системе.
- Определение адекватного содержания урока в соответствии с учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки учащихся.
- Выбор рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, оптимального взаимодействия их на каждом этапе урока; выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной работы на уроке с самостоятельной деятельностью учащихся.
- Применение на уроке принципов и условий успешного обучения.
Воспитательные требования к уроку:
- Постановка воспитательных задач урока
- Формирование у учащихся моральных качеств и эстетических вкусов, обеспечение тесной связи обучения с жизнью.
- Формирование и развитие у учащихся познавательных интересов, положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, умений и навыков самостоятельного овладения знаниями переноса знаний, творческой инициативы и активности.
- Всестороннее изучение и учет уровня развития и психологических особенностей учащихся (типа мышления, памяти, внимания, наличия эмоций, воображения и др.).
- Соблюдение учителем педагогического такта.
Организационные требования к уроку:
- Наличие продуманного плана проведения урока на основе тематического планирования.
- Организационная четкость проведения урока (своевременность начала, максимальное использование каждой его мину ты, оптимальный темп обучения, логическая стройность и законченность, сознательная дисциплина учащихся на протяжении всего урока).
- Подготовка и рациональное использование различных средств обучения, с учетом повсеместного внедрения компьютерных технологий, рационально было бы использовать и достижения компьютерных технологий.
При условии выполнения выше перечисленных требований урок можно назвать эффективным.
Надо сказать, что данные требования уместны, как для преподавания предметов в
рамках школьного образования, так и в сфере дополнительного образования, даже
без конкретизации по предметам.
Нельзя забывать и о качественных особенностях уроков, которые определяются
содержанием, применяемым методическим материалом, спецификой образовательного
учреждения, и конечно же индивидуальными особенностями педагога ученика.
Возможны следующие варианты уроков.
Рассмотрим на примере музыкальных занятий в рамках дополнительного образования:
- Урок направленный на приобретение новых знаний и навыков (обучение нотной грамоте, навыки игры на фортепиано).
- Урок направленный на закрепление знаний и навыков. Это наиболее часто встречающийся тип урока, его цель – это усовершенствование музыкально-исполнительских способностей ученика.
- Урок направленный на приобретение умения выполнения самостоятельно домашней работы. Цель такого урока научить ребенка логической, самостоятельной и систематической работе дома. (выполнение домашнего задание, отработка умений игры на фортепиано).
- Урок, направленный на углубление и отшлифовку исполнительских возможностей ученика. Такой урок, как правило, проводится перед публичным выступлением. Основная задача этого урока исполнение учеником всего произведения целиком. Здесь очень важно не вносить поправки во время исполнении произведения и не прерывать игру, т.к. это нарушает концентрацию внимания ученика, контроль за своим исполнением и течение музыкальных мыслей, создающих душевный настрой исполнителя. После проигрывания всего сочинения целиком ученик должен сам указать на то, что не удалось осуществить и каким образом можно избежать повторения замеченных недостатков.
Исследуя урок, как форму взаимодействия педагога и ученика в образовательном процессе, нельзя забывать и о его структуре, как таковой.
Структура урока зависит от поставленных целей, содержания изучаемого материала, методов и приемов обучения, используемых на уроке, уровня подготовки и развития учащихся, места урока в учебном процессе. Не мало важное значение на структуру урока оказывает влияние творческого подхода педагога, так называемый “педагогический подчерк”.
Подготовка к проведению урока музыки, начинается с изучения методического материала и подбора музыкальных произведений относительно уже имеющихся навыков у воспитанника, составления плана проведения урока в произвольной форме, но наличие следующих пунктов в плане занятия обязательно присутствует:
- дата проведения урока и его номер по тематическому плану;
- название темы урока; (если это занятия по сольфеджио или музыкальной литературе).
- задачи, которые ставит перед собой педагог;
- структура занятия с указанием последовательности его этапов и примерного распределения времени по этим этапам;
- содержание учебного материала;
- методы и приемы работы педагога и учащегося в каждой части урока;
- учебное оборудование, необходимое для проведения урока, включая наглядные и технические средства обучения;
- задание на дом.
В ходе урока педагог стремится обеспечить активную познавательную деятельность учащихся, используя различные формы ее организации: коллективную уроки сольфеджио и музыкальной литературы, где занятия проводятся в классах, в коллективной форме, и индивидуальную, т.е непосредственно уроки специальности – обучение игре на фортепиано.
Индивидуальная форма учебной работы на уроке характеризуется высоким уровнем самостоятельности учащихся. Серьезный недостаток индивидуальной формы организации работы учащихся на уроке состоит в том, что они практически не общаются друг с другом, приобретаемый опыт самостоятельной деятельности не становится достоянием коллектива, не обсуждается вместе с другими учащимися, поэтому индивидуальная работа должна сочетаться с коллективными формами ее организации. Именно поэтому при обучении музыке существует такая форма взаимодействия, как отчетные концерты, где каждый из учеников может показать свои умения полученные в ходе занятий.
Групповая работа учащихся может применяться для решения почти всех основных
дидактических проблем: решения задач и упражнений, закрепления и повторения,
изучения нового материала. Как и при индивидуальном обучении, в группах
организуется самостоятельная работа учащихся, но выполнение дифференцированных
групповых заданий приучает школьников к коллективным методам работы, а общение,
как утверждают психологи, является непременным условием формирования правильных
понятий, так как позволяет освободиться от субъективности.
Среди педагогов есть решительные противники всякой схемы урока. Они считают, что каждый урок должен иметь неповторимую структуру, т.е. быть источником вдохновения для творческой деятельности преподавателя. Но это не совсем так. Характерной особенностью, например, преподавания игры на фортепиано является индивидуальный характер обучения, который дает возможность учитывать индивидуальные способности и личные качества ученика и уж точно никогда нельзя говорить о том, что каждое занятие похоже на предыдущее, т.к. существует масса независимых переменных, в том числе и субъективного характера, которые априори отменяют однотипность взаимодействия педагога и ученика.
Таким образом, можно выбирать методы, соответствующие возрасту, интересам, способностям и характеру определенного ученика. В этом, конечно, кроется опасность, что учитель станет использовать для уроков с отдельными учащимися шаблон или, лишь узко ограниченные методические средства, что может, со временем привести к ослаблению интереса к работе у ученика.
В заключении, необходимо отметить, что педагогическое искусство состоит не в том, что преподаватель обязан строго соблюдать план урока, а в его способности разрешать непредвиденные ситуации, возникающие на уроке, причем ненавязчивым и интересным образом, так чтобы это не повредило главной линии развития ученика. Ведь главной целью любого урока является в первую очередь формирование правильного вектора развития личности ученика, приобретения знаний, усвоения норм поведения, построение моделей поведения относительно окружающего социума, а в данном рассматриваемом случае – это еще и умение играть на фортепиано.