Цели урока:
- повторить склонение имен существительных; окончание существительных в 1, 2, 3 склонениях;
- дать понятие о разносклоняемых именах существительных;
- научить учащихся склонять разносклоняемые существительные и правильно употреблять их в речи.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Повторение.
На доске записано предложение:
Дед Мороз с метелью ходит в поле чистом, обросли все ели инеем пушистым.
1) Спишите предложение.
2) Подчеркните имена существительные, определите
у них склонение.
3) Существительных, какого склонения нет в
предложении.
4) Назовите имена существительные 1 склонения на
тему: “Зима”.
5) К слову метель подберите синонимы. Запишите
их. Определите склонение записанных слов.
6) Какие существительные относятся к 1, 2, 3
склонениям?
7) Какое значение для правильного написания
падежных окончаний существительных имеет
склонение?
Учитель записывает на доске:
1 склонение |
2 склонение |
3 склонение |
Р.п.-И |
Р.п.-И |
|
Д.п.-Е |
Д.п.-И |
|
П.п.-Е |
П.п.-Е |
П.п.-И |
8) У всех ли существительных можно определить склонение?
III. Новый материал.
1) Оказывается, склонение есть не у всех существительных. И тема нашего урока: “Разносклоняемые имена существительные”. Разносклоняемые имена существительные, т.е. склоняются по-разному. На уроке мы должны ответить на два вопроса:
а) Какие это существительные?
б) В чем особенность их склонения?
Есть 10 существительных среднего рода, оканчивающихся на -мя и существительное мужского рода путь.
Запишите их в тетрадь:
Бремя
Время
Вымя
Знамя
Имя
Пламя
Племя
Семя
Стремя
Темя
Путь
Объяснение лексического значения слов бремя, вымя, племя, семя, стремя, темя сначала учащимися, а потом сравнить по толковому словарю Ожегова.
2) Давайте выясним, в чем же особенность их склонения и просклоняем существительные 2 склонения, 3 склонения, существительные на -мя и существительное путь.
Им.п |
Конь |
Степь |
Знамя |
Путь |
Р.п. |
Коня |
Степи |
Знамени |
Пути |
Д.п. |
Коню |
Степи |
Знамени |
По пути |
В.п. |
Коня |
Степь |
Знамя |
Путь |
Т.п. |
Конем |
Степью |
Знаменем |
Путём |
П.п. |
О коне |
О степи. |
О знамени. |
О пути |
Выделим окончания у существительных 2 склонения в творительном падеже и у существительных знамя, путь в творительном падеже.
– Почему эти существительные называются разносклоняемые?
Вывод: Разносклоняемые существительные имеют окончание -и в родительном, дательном, предложном падежах, как существительные 3 склонения, и окончание -ем (ём) в Творительном падеже единственного числа, как существительные 2 склонения.
У существительных на -мя при склонении к корню ещё прибавляется суффикс -ен (-ён) в родительном, дательном, творительном, предложном падежах. Выделите его.
IV. Употребление существительного “время” в речи.На доске записаны предложения:
Время было в обрез.
У тебя нет время потолковать со мной?
Сколько время?
В данных предложениях допущена ошибка при образовании формы Р.п. существительного время. В чем состоит эта ошибка? Запишите предложения в исправленном виде, выделите изученную орфограмму.
V
. Разносклоняемые имена существительные входят иногда в состав фразеологических оборотов, т.е. являются фразеологизмами.Например:
Время от времени (не часто);
до поры до времени (до определенного момента);
со временем (в течение определенного момента).
Придумайте предложение с одним из фразеологизмов. Запись лучших предложений.
VI. Очень часто разносклоняемые имена существительные встречаются в русских народных пословицах.Запишите некоторые из них:
“Делу время, потехе час”.
Лен две недели цветет, четыре спеет, на седьмую семя летит.
VII. Итог.– Что сегодня изучали на уроке?
– Сколько разносклоняемых существительных вы узнали? Перечислите их.
– Почему эти существительные называются разносклоняемыми?
– В каких падежах у разносклоняемых существительных добавляется суффикс -ен?
VIII. Домашнее задание:Страница 83 выучить правило, упражнение 209.
IX. Оценки за урок.